Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:40, реферат
Особенности китайских садов. Зарождение классической эстетики китайского сада. Специфическое явление китайской культуры, как геомантия, именуемая в Китае фэн-шуй.
Интересную реализацию функций садово-паркового комплекса представляют императорские сады. Архитектурное построение дворцово-храмового комплекса выдает в нем культовое сооружение. Целью пребывания в этом архитектурном ансамбле было общение с Небом. Светский архитектурный комплекс в Европе.
1. Китайский сад — модель взаимоотношений Человека и Природы 3-5
2. История развития Китайского сада 6-11
3. Национальные особенности Китайского сада 12-16
4. Список литературы 17
5. Приложение 18-19
Китайские руководства
по садовому искусству придают первостепенное
значение соответствию композиции и декора
сада ландшафту местности и природным
свойствам материалов. В китайских садах
отсутствуют столь привычные в садах Европы
абстрактно-геометрическая фигуративность,
симметрия, прямые аллеи, статуи, газоны
и прочие атрибуты, выражающие доминирование,
разумного порядка над первозданным Хаосом.
Особенности китайской садовой эстетики
побудили некоторых авторов говорить о
натурализме восточного сада в противоположность
европейским садам, являющим картину оформленной,
преображенной, улучшенной человеком
природы. Данный тезис несправедлив в
отношении по крайней мере восточного
сада и к тому же едва ли состоятелен теоретически.
Если мы рассмотрим содержание понятия
природы в различных человеческих обществах,
мы легко убедимся в том, что оно повсюду
определяется общественной практикой
человека, отображенной в нормах культуры12.
XVII—XVIII вв. садово-парковое
искусство Китая особенно быстро развивалось
при императоре Чен Люнге. Сады Китая были
и монументальными и миниатюрными. В парках
множество различных сооружений: павильоны,
беседки, галереи, стены, ограды, мосты
и пр. Парковые аллеи оформлялись большим
количеством декоративных элементов.
Для мощения применяли известковые камни,
мраморные плиты, мозаику, дорожки украшали
рисунками птиц и животных.
В парках часто создавался искусственный рельеф. Деревья и кустарники высаживали группами и даже целыми рощами, из которых наиболее популярны бамбук, слива и сосна. Большое внимание уделялось цветочному оформлению. Широко использовались водоемы, скалы. Наиболее известны парки Ихэюань (330 га) и Бейхай (104 га) в Пекине, сад Лю в Сучжоу13.
Интересную реализацию функций садово-паркового комплекса представляют императорские сады. Архитектурное построение дворцово-храмового комплекса выдает в нем культовое сооружение. Целью пребывания в этом архитектурном ансамбле было общение с Небом. В Гугуне все подчинено одной идее — максимально эффективно распределить поток космической энергии, что должно благотворно повлиять, по представлениям китайцев, на благополучие империи и жизнь императора — сакрализованной персоны, ее олицетворявшей. Архитектурные объекты Гугуна отличаются крайней симметричностью, правильностью форм и четкой композицией. Бросается в глаза сознательно заданная регулярность его архитектурных объектов. Очевидно, что четко организованное пространство обладает гнетущим воздействием на психику человека. Сады при архитектурном комплексе в этом случае компенсировали подобное влияние, вовлекая посетителя в своего рода психологический диалог, некую игру. Они выполняют, таким образом, компенсаторную функцию, сглаживая влияние регулярности архитектуры. В садах абсолютно отсутствует заданность, предсказуемость, они выстраивались по принципу неожиданности явления, метаморфозы. Следует учитывать и то, что они были частью жилого пространства, связанного с бытом. В отличие от церемониальной ритуальности архитектуры дворцов и храмов сад представлял собой пространство для личной свободы и уединения, поддерживая психический баланс личности.
Мы можем вспомнить о версальских парках, реализованных как часть дворцового комплекса. Но, в отличие от Китая, светский архитектурный комплекс в Европе давно утратил свой сакрально-ритуальный сектор, следовательно, и сад не нес соответствующей нагрузки. Кроме того, европейский сад не ставил целью преобразовать природную среду во что-то иное. Природа здесь зажата в мире человеческого разума, но сохраняет статус среды отличной от социальной, и не используется для подведения зрителя к истине другого порядка. Иное дело сады Китая.
Наиболее характерны в этом смысле частные сады, рассчитанные на то, чтобы подвести зрителя к сосредоточению на переживании своих внутренних эмоций. Трудно сказать, продолжает ли эта традиция ту, что характерна для императорских садов, или она в этом смысле прямо противоположна гигантским ландшафтным паркам. Частные сады миниатюрны и значит способны более лаконичными средствами выразить идею китайского сада. Здесь, как и в дворцовых ансамблях, геометрически правильно оформленная территория с четко ориентированной по сторонам света архитектурой и совершенно особым образом оформленное пространство природной среды. Попадая в природную среду сада, человек не мог предсказать, на какую композицию он выйдет. Китайский сад всегда строился по принципу неожиданно возникающего вида.
К 17 в сложились классические черты китайского дома-сада. В китайском саду нет ничего регулярного и все подчинено природе. Хороший сад в Китае отличается соразмерностью и уместным сочетанием частей. Сочетание камня и воды остались в традиции садовых парков до сих пор и являются устойчивым символом мироздания. Естественность и соответствие местному ландшафту – это две основных неотъемлемые характеристики, на которых основан весь китайский сад.
Главной
особенностью южной школы является
создание на небольших участках земли
миниатюрных садов, внутри которых
размешались архитектурные
История
садово-паркового искусства в
Китае насчитывает более трех
тысяч лет и тесно связана
с развитием религиозных и
философских представлений о
мире. Традиционный китайский сад
считается отражением души его хозяина.
Душа каждого человека неповторима
- как и облик каждого сада.
Поэтому облик китайского сада традиционно
может зависеть от философских и
религиозных воззрений его
Богатая и разнообразная растительность китайского сада может выполнять в нем как эстетическую, так и утилитарную функцию. Нередко в них встречаются плантации плодовых деревьев, цветники с лекарственными и пряными травами. Многие растения имеют глубокий символический смысл. Сосны воплощают в себе мудрость, бамбук - силу и мораль, пионы - власть и богатство. Лотос, тянущийся из водных глубин к Солнцу, символизирует чистоту и силу жизненного роста, а хризантемы напоминают об учении Конфуция.
Философия китайского сада. Китайские сады не случайно подобны дикой природе. Для китайской культуры жизнь в созерцании природы - это естественный и гармоничный способ обрести вдохновение для глаз, для ума и духа. Нередко китайские садовники стремились добиться такого баланса составляющих сада, чтобы превратить его в самодостаточный микромир, миниатюрную модель вселенной. Здесь могут быть свои горы, реки и озера. Доминируют в этом великолепии образы спонтанные и произвольные, соразмерные природе по форме и духу.
Комбинируя природные элементы с рукотворными произведениями архитектуры, живописи и поэзии, китайские мастера стремятся максимально приблизиться к древним даосским принципам гармонии и баланса между человеком и природой. Вода и камень символизируют основные первоначала Природы - инь и ян. Еще одна задача, стоящая перед мастером - собрать в саду потоки жизненной энергии (ци) и направить их навстречу человеку. Согласно фэн-шуй, для концентрации ци особенно хороши вечнозеленые растения, а также пышные растения, которые регулярно цветут и плодоносят. Газоны и прочие рукотворные пустые пространства препятствуют концентрации ци и в китайской традиции не используются.
Ландшафтная особенность и фэн-шуй. Историю садово-паркового искусства в Китае принято подразделять на две основные школы - северную и южную. Северным садам свойственны крупные масштабы, обширные территории с большими водоемами и крупными формами рельефа. Южная школа, напротив, тяготела к созданию миниатюрных садов. В них создавались небольшие водоемы и гроты, размещались архитектурные сооружения. В рамках этой школы и появился знаменитый «сад на подносе». Все прочие принципы работы с композицией сада, ландшафтом и растениями в целом были очень близки, поскольку базировались на общекитайской традиции фэн-шуй, объединяющей в себе целый ряд принципов достижения гармонии и баланса. Подробно описывать принципы фэн-шуй в этой статье нет смысла. Важно то, что почти всем элементам сада отводилась в нем особая символическая роль. И в особенности это касалось таких первоэлементов мира, как Вода и Камень. Китайский ландшафтный фэн-шуй применяется и сегодня в различных садах по всему миру.
Вода. «Создать сад» для китайца означает буквально - «выкопать водоемы и соорудить горы». Даже само слово «ландшафт» по-китайски звучит как «горы и вода». Именно вода и камень, вечные и постоянные, служат основой каждого сада, все прочее - временно. Камни обозначают тело Земли, скелет мира, в то время как вода символизирует ее дух. Нерушимости камня всегда должна была противопоставляться податливость воды, которая символизировала бесконечную циркуляцию жизни и несла потоки жизненной энергии владельцам сада. И если в северной и западной частях сада принято было устраивать каменистые горки, то в юго-восточной части с ними контрастируют пруды.
Вода
- зеркало мира, и в то же время
- средоточие вселенского покоя. Считалось,
что пруд со спокойной чистой водой
притягивает энергию Вселенной,
силы солнца и облаков, звезд и
луны, отражающихся в его поверхности.
Неудивительно, что именно возле
пруда располагалась площадка для
медитаций и физических упражнений.
Но не менее важно присутствие
в саду текущей, движущейся воды. Она
несет в сад непрерывное
Водная
гладь в китайском саду должна
быть максимально приближена к миру
людей - вот почему в садах Китая
вы не найдете водоёмов с высокими
или облицованными берегами. На островах
нередко строятся павильоны, периметр
которых максимально
Камень. Камни в китайских садах размещаются как сами по себе, так и в виде скульптур и строительного материала. В больших садах использовалось три основных типа камней. Первый из них - это крупные валуны, второй - изящные вертикальные камни, а третий - камни необычной формы или цвета, либо покрытые замысловатыми узорами. О больших и тяжелых камнях принято было судить с точки зрения их «проницаемости», о высоких - с точки зрения «худобы», а под «открытостью» понимали красоту пустот и отверстий. Нередко красивые камни становились предметом коллекционирования и семейной гордости. Из живописных глыб озерного известняка, причудливо обточенного водой, создавались прекрасные композиции, их размещали по берегам водоемов или искусственных фонтанов.
Особую
значимость придавали камням, поднятым
со дна озера Тайху. В нем подземные
ручьи вытачивали в податливых известковых
глыбах необычные отверстия и
пустоты. Считалось, что внутренние
пустоты создают в камне
Как отголосок мифологических представлений о Мировой горе и Мировом океане, в некоторых областях Китая продолжала существовать традиция создания насыпных искусственных гор. Сложенные из отдельных камней, они возвышались возле водоемов. В них устраивались гроты и пещеры - символические жилища небожителей. Считалось, что мудрый человек в состоянии медитации может проникнуть в другие миры через одну из этих пещеру. Сооружение собственных гор было по карману лишь представителям знати.
Сады смеющиеся, идиллические и угрожающие. Композиция китайского сада нередко включала в себя три особых эмоциональных типа сада: смеющийся, идиллический и угрожающий. Смеющийся сад полон ярких красок и солнечного света. Здесь цветут самые прекрасные цветы, а декоративные дорожки и крыши архитектурных сооружений окрашены в яркие цвета. Украшенный прекрасными статуями, он вызывает самые положительные эмоции. Но вот посетитель проходит в другую часть сада - и что он видит? Темные нависающие скалы, причудливые изломанные деревья, грохочущие водопады - вот элементы угрожающего сада, который напоминает человеку об огромной власти и могуществе природных сил. Здесь также могут встретиться статую - но это будут пугающие и в то же время завораживающие статуи мифологических существ. Уравновешивает эти противоположности идиллический сад с его спокойной водной гладью и беседкой на живописном островке.
Один
из излюбленных приемов
Архитектура китайского сада. В садах Китая нередко располагалось множество архитектурных построек. Сад был окружен стеной, которая часто выполнялась в форме дракона или облаков. Стена должна была быть белой и служить фоном для всего, что находится внутри. Северо-восток и юго-запад считались не самыми благоприятными направлениями, и в качестве защиты здесь устанавливались изящные пагоды. Важную роль в композиции сада играли павильоны и смотровые площадки, где создавалась идеальная атмосфера для неспешной беседы.