Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 16:51, лекция
1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА (30-24 ВЕКА ДО Н. Э.)
ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (21-18 ВЕКА ДО Н. Э.)
3. ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА (16-11 ВЕКА ДО Н.Э.)
Для эпохи эллинизма
характерно было стремление к монументальности.
Создаются огромных размеров статуи,
типичный пример - Родосский колосс,
фигура бога Гелиоса высотой 32 метра.
Типичная характеристика
эпохи эллинизма - сочетание и взаимопроникновение
греческой и восточных культур и систематизация
накопленных знаний.
15. «Пергамский алтарь» — знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания — городу Пергам в Малой Азии. Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. В настоящий момент экспонируется в берлинском Пергамском музее (Античное собрание), построенном специально для этой цели.
вшество создателей
Пергамского алтаря состояло в том,
что алтарь — священное место
— был вынесен за пределы храма
и превращён в самостоятельное
архитектурное сооружение.
Он был воздвигнут
на особой террасе южного склона горы
акрополя Пергама, ниже святилища Афины.
Алтарь находился почти на 25 м ниже прочих
зданий и был виден со всех сторон. С неё
открывался прекрасный вид на нижний город
с храмом бога врачевания Асклепия, святилищем
богини Деметры и другими сооружениями[12].
Алтарь был
предназначен для богослужений под
открытым небом. Он представлял собой
поднятый на пятиступенчатом фундаменте
высокий цоколь (36,44 x 34,20 м). С одной
стороны цоколь прорезала широкая
открытая лестница из мрамора шириной
20 м, ведущая к верхней площадке алтаря.
Верхний ярус был окружён ионическим портиком.
Внутри колоннады находился алтарный
дворик, где размещался собственно жертвенник
(высотой 3-4 м). Площадка второго яруса
была ограничена с трёх сторон глухими
стенами. Крышу сооружения увенчивали
статуи. Целиком строение достигало высотой
около 9 м [13].
По периметру
цоколя непрерывной лентой тянулся
знаменитый Большой фриз (высотой 2,3
м и длиной в 120 м), покрывая высокую
гладкую стену цоколя и боковые
стены лестницы. Верхний край фриза
завершал зубчатый карниз. На внутренних
стенах алтарного дворика находился второй
фриз Пергамского алтаря, Малый, посвященный
истории Телефа (высотой 1 м).
Агесандр с
Родоса (II—I вв. до н. э.) — известный
по единственному упоминанию у Плиния
древнегреческий скульптор, сын Антенодора,
отец скульпторов Афинодора и Полидора.
О времени жизни Агесандра и его сыновей
жаркие споры идут со времён Винкельмана
(который считал Агесандра современником
Лисиппа).
Вместе с сыновьями
выполнил (вероятно, скопировал с более
древнего оригинала) скульптурную группу
«Лаокоон и его сыновья» (40-20 гг. до н. э.).
Она была найдена в 1488 году в термах Тита
на Эсквилинском холме в Риме, в настоящее
время хранится в Ватиканских музеях (Рим).
В 1959 г. в местечке Сперлонга были обнаружены
фрагменты некоторых других работ Агесандра
с сыновьями.
16. Искусство древнего Рима
Из всех цивилизаций
древнего мира римская известна нам
лучше других. Римляне оставили обширное
литературное наследие, позволяющее
проследить историю Древнего Рима во всем
изобилии подробностей, которые не перестают
нас восхищать. Но, как это ни парадоксально,
труднее всего найти ответ на вопрос: «Что
представляет собой искусство Древнего
Рима?» Римский гений, столь явно распознаваемый
в любой другой области человеческой деятельности,
становится удивительно неуловимым, стоит
нам задуматься над тем, существовал ли
вообще стиль в искусстве, присущий именно
Древнему Риму. В чем тут причина? Наиболее
очевидное объяснение кроется в том, что
римляне преклонялись перед греческим
искусством всех эпох и направлений. Они
тысячами вывозили из Греции созданные
там оригиналы и копировали их в еще большем
количестве. Вдобавок то, что создавалось
в самом Риме, было явным подражанием греческим
образцам, а многие работавшие там скульпторы
и художники, начиная с времен республики
и заканчивая эпохой крушения империи,
были греческого происхождения. Однако
если отвлечься от различий в тематике,
то остается непреложным тот факт, что
все произведения искусства, созданные
в подражание греческим, ощутимо отличаются
от последних, обладая явно выраженными
«негреческими» чертами, предполагающими
совершенно иные цели и задачи. Поэтому
было бы правомерно оценивать искусство
Древнего Рима в соответствии с критериями,
применимыми для Древней Греции. Римская
империя была в высшей степени сложным,
неоднородным и открытым обществом, впитывавшим
и переплавлявшим национальное и региональное
в общеримское, являющееся одновременно
и разнородным и единообразным. Черты
римского искусства, свойственные именно
Риму, скорее могут быть обнаружены в этом
разностороннем его характере, нежели
в единстве и последовательности художественной
формы.
АРХИТЕКТУРА
Если скульптуру
и живопись Древнего Рима действительно
не без оснований подозревают
во вторичности, то римская архитектура
представляет собой поистине творческий
подвиг, не дающий повода для подобного
рода сомнений. Более того, с самого начала
ее развитие отражало свойственный только
Риму характер общественной и личной жизни,
так что любые элементы, заимствованные
у этрусков или у греков, очень скоро приобретали
неизгладимый отпечаток римского стиля.
Сооружения эпохи империи должны были
вмещать такое количество людей, какое
не смогли бы вместить постройки греческого
образца, несмотря на всеобщее восхищение
ими. Когда же возникла потребность обеспечить
римских граждан всем необходимым, начиная
с воды и заканчивая крупномасштабными
зрелищами, пришлось выработать радикально
новые формы с применением более дешевых
материалов и более быстрых методов строительства.
С самого начала
развития Рима как столичного города
ведение в нем строительных работ
предполагало использование арки и
развившихся на ее основе трех типов
сводов: бочарного (полуцилиндрического),
крестового (представляющего собой
пересечение под прямым углом двух бочарных)
и, наконец, купольного. В равной степени
необходимым оказался и бетон — смесь
известнякового раствора и гравия с бутом,
то есть кирпичной и каменной крошкой.
Техника строительства из бетона была
изобретена тысячелетием раньше на Ближнем
Востоке, но римляне расширили область
его применения и сделали основным методом
строительства. Преимущества очевидны:
прочный, дешевый и пластичный, именно
он дал возможность создать грандиозные
архитектурные сооружения, которые до
наших дней остаются памятниками «былого
величия Рима». Римляне умели спрятать
непритязательную поверхность бетона
под облицовкой — кирпичной или каменной
кладкой, мраморными плитами или гладким
слоем штукатурки. В наше время остатки
римских построек по большей части лишились
этого декоративного покрова, и обнажившийся
бетон лишил римские развалины той привлекательности,
которую имеют греческие. Руины Древнего
Рима впечатляют иным: размерами, массивностью,
смелостью замысла.
Святилище
Фортуны Перворожденной (Примигении).
Старейшим из архитектурных памятников,
где эти качества проявились в полной
мере, является святилище Фортуны Перворожденной
в Палестрине, в отрогах Апеннинских гор,
к востоку от Рима. Здесь, в имевшей некогда
большое значение цитадели этрусков, с
древнейших времен существовал необычный
культ Фортуны (богини судьбы) как изначального
божества — в сочетании с находившимся
тут же знаменитым
оракулом.
Построенное римлянами
святилище относится к началу
первого века до нашей эры. Система
пандусов и террас (видны на илл. 84) ведет
на огромный украшенный колоннадой двор,
откуда мы по широкой лестнице, ступени
которой напоминают расположение мест
в древнегреческом театре, поднимаемся
к полукруглой колоннаде, завершающей
все это сооружение. Перекрытые арками
проходы, обрамленные полуколоннами и
антаблементами, а также ниши в форме полукруга
играют важную роль. За исключением колонн
и архитравов все открытые сегодня нашим
глазам поверхности являются бетонными;
действительно, трудно представить, какая
еще строительная техника позволила бы
создать комплекс такой протяженности.
Не только масштабность
делает святилище в Палестрине таким
впечатляющим, но и то, как прекрасно
оно вписывается в ландшафт. Весь
склон холма, который господствует
над прилегающей местностью и тем
напоминает афинский Акрополь, был преображен
так, что кажется, будто архитектурные
формы являются продолжением скал, словно
люди завершили постройку, начатую самой
природой. Такая обработка открытых про-,
странств была невозможна в странах классической
греческой культуры — да к этому и не стремились
(нечто подобное можно найти лишь в Древнем
Египте). Это противоречило и духу Рима
эпохи республики. Знаменательно, что
святилище в Палестрине относится ко временам
диктатуры Суллы (82—79 г. до н. э.), когда
наметился переход от республиканской
формы правления к единоличному правлению
Юлия Цезаря и стоявших после него во главе
римской империи принцепсов.
Колизей. Арка и
свод, с которыми мы встретились
в Палестрине и которые служат
существенным и неотъемлемым элементом
римской монументальной архитектуры,
свидетельствуют не только о высокой технике
строительства в Древнем Риме, но также
о свойственном римлянам чувстве упорядоченности
и постоянства, вдохновлявшем их на создание
подобных сооружений. Эти качества вновь
впечатляют нас в Колизее, огромном амфитеатре,
построенном в центре Рима для боев гладиаторов
(илл. 85). Его сооружение было завершено
в 80 г. н. э. Это одно из самых массивных
когда-либо созданных руками человека
отдельно стоящих зданий; до того как Колизей
был частично разрушен, он вмещал свыше
50 тысяч зрителей. Это настоящий шедевр
инженерной мысли. Его бетонная плоть
прорезана многокилометровыми сводчатыми
коридорами и лестницами, облегчающими
проход огромного количества людей к арене
и от нее. Его внешний декор — благородный
и монументальный — повторяет скрытые
под ним особенности конструкции, но как
бы «одевает» их резным камнем и акцентирует
находящиеся в замечательном равновесии
вертикальные и горизонтальные элементы,
представленные полуколоннами и антаблементами,
содержащими бесконечные ряды арок. Колонны
всех трех классических ордеров размещены
одни над другими в соответствии с присущим
им «весом». Колонны дорического, самого
древнего и строгого ордера, размещены
на нервом этаже, затем следуют колонны
ионического и коринфского ордеров. Возрастание
легкости пропорций едва уловимо; все
эти ордера в их римской интерпретации
смотрятся почти одинаково. Ценность колонн
как несущих элементов конструкции стала
призрачной, однако эстетическая функция
сохранена, ибо благодаря им огромная
протяженность фасада соотносится с возможностями
человеческого восприятия.
Арки, своды
и бетон впервые в истории
архитектуры позволили римлянам
создать обширные внутренние
пространства. Вначале они
применялись главным образом в термах
— огромных банях, которые ко
временам империи стали
важными центрами общественной жизни.
Опыт, накопленный при их строительстве,
был использован при сооружении других,
более традиционных для римской архитектуры
зданий, и это подчас
приводило к поистине революционным
результатам.
Пантеон. Наиболее
удивительным примером такого рода может
служить знаменитый Пантеон в
Риме, огромный круглый храм, построенный
в начале П в. н. э. Из всех уцелевших
до настоящего времени зданий это обладает
лучше всего сохранившимся, а также наиболее
впечатляющим интерьером (илл. 86). Круглые
храмы существовали задолго до Пантеона,
но столь сильно отличались от него по
форме, что он не может быть поставлен
в один ряд с ними. Снаружи здание выглядит
как лишенный украшений барабан цилиндрической
формы, над которым возвышается купол,
покрытый неброской резьбой. Вход в храм
выделен довольно глубоким портиком, обычным
для римских храмов. Соединение этих двух
элементов кажется несколько нарочитым,
но следует помнить, что в настоящее время
мы не можем видеть здание так,
как предполагалось
изначально: теперь уровень прилегающих
улиц значительно выше, чем в древности.
То, что создание
опоры для огромной полусферы
купола не является трудноразрешимой
технической задачей для строителей, видно
из тяжеловесной незамысловатости поддерживающей
его стены. Ничто во внешнем облике храма
не предполагает даже в малейшей степени
изящества и воздушной легкости интерьера;
их не удается воссоздать средствами фотографии,
и даже (илл. 87) которую мы здесь приводим,
не может в полной мере передать соответствующего
впечатления. Высота от пола до отверстия
в своде (его называют «окулус», что значит
«глаз») в точности соответствует диаметру
основания купола; таким образом, храм
удивительно пропорционален. Вес купола
распределен по восьми составляющим монолит
секциям стены (илл. 88). Между ними архитектор
смело разместил прикрытие колоннами
ниши — углубления в массивной бетонной
стене; они не сквозные, но обеспечивают
иллюзию открытого пространства позади
опор, создавая впечатление, что стены
не столь толсты, а купол гораздо легче,
нежели в действительности. Многоцветные
мраморные панели отделки, а также каменные
плиты пола по-прежнему находятся на своих
местах, но купол первоначально был вызолочен,
чтобы напоминать «золотой свод небес».
Как и подсказывает
его название, Пантеон был посвящен
всем богам или, точнее, семи из них,
чьи имена соответствуют
Базилика Константина.
У построенной в начале IV в. н.
э. базилики Константина тоже были предшественники.
Первые такие здания появились в Греции
периода эллинизма. Это были предназначенные
для различных целей общественные сооружения
с довольно длинным прямоугольным залом
внутри. При римском владычестве такие
постройки стали типичными для каждого
крупного города; они использовались преимущественно
для проведения судебных заседаний —
суды, отправлявшие правосудие от имени
императора, должны были размещаться в
достойном их помещении. Однако здание,
построенное Константином, отличается
от других базилик, напоминая по форме
главные помещения терм Каракаллы и Диоклетиана
— так звали правивших ранее императоров,
при которых они были возведены. Только
размеры базилики больше. Пожалуй, это
было самое большое из крытых помещений
во всем Древнем Риме. До сегодняшнего
дня дошел только северный боковой неф
— три огромные секции, перекрытых бочарными
сводами (илл. 89). В верхней части центрального
нефа находился ряд больших окон, так что
несмотря на огромные размеры в базилике
было достаточно света и воздуха (илл.
90). Подобное архитектурное решение впоследствии
будет часто встречаться в самых различных
зданиях — от церквей до вокзалов.