Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 16:51, лекция
1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА (30-24 ВЕКА ДО Н. Э.)
ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (21-18 ВЕКА ДО Н. Э.)
3. ИСКУССТВО НОВОГО ЦАРСТВА (16-11 ВЕКА ДО Н.Э.)
Архитектура
В 3 в. до рожд. Хр.
появились первые ступы, архитектурный
тип помещения, утвердившийся во всех
странах с вероисповеданием Будды, полуокруглой
формы помещения, символизирующие могилу
Будды, в них обычно содержатся реликвии.
На верхушку ступы ставится kubinis "дом
бога" или реликвия из дорогого металла.
Верхушка заканчивается ступом с зонтами.
Постройка символизировала "нирвану".
Её предназначение - охранять реликвии.
Ступы строили в местах, связанных с легендами
про Будду и деятельностью святых.
Другая монументальная
культовая постройка это - монолитный,
каменный столб, заканчивавшийся капителью
со скульптурой. На столбе выкарябывались
знаки отображающие религиозные и моральные
взгляды буддизма. Верх столба украшался
капителью формы лотоса со скульптурами,
символизировавшими святых животных.
Их предназначение - прославлять государство
и распространять идеи буддизма.
В I в. до рож. Хр.
создавались первые подземные монастыри,
которые распространились во время
класического периода Индийского искусства
во времена Гуптов. Это - вырытые
в подземельях обширные залы с колоннами,
украшенные круглой всеобъятной скульптурой;
каменный рельеф и живопись.
В I-III в. в Индийской
архитектуре формы становятся декоративными.
Стройматериал - плиты (кирпич). Один из
самых главных архитектурных
элементов - свод. Сначала своды формируются
из высовывающихся рядов камней и кирпичных
стен без расствора. Только в 13 в под воздействием
культуры ислама, начинает применяться
раствор и появляются настоящие своды.
Одной из самых
больших архитектурных
Аджанта - это
своеобразный монастырь - университет,
где живут и учатся монахи. Храмы
Аджанты вытесаны в 29 скалах, которые
находятся рядом с красочными берегами
реки ВАГХАРО. Фасады этих скальных храмов
относятся к Гупту - периоду роскошных
декоративных скульптур.
Скульптурные
памятники Аджанты продолжают старые
традиции, но формы намного свободны,
усовершенственны. Внутри храма почти
всё исписано. Сюжеты живописи взяты из
жизни Будды и связаны с мифологическими
сценами Старой Индии. Здесь мастерски
изображены люди, птицы, звери, растения
и цветы. В 16 веке, во время правления Больших
Монголов, были возведены шикарные мраморные
сооружения (например, Мавзолей Тадж Махал,
1630-48; дворцы Лахаро форте, 1631-34 и Делё форте,
1639-48).
8. Античное искусство. Понятие «античность»
Античное искусство
- искусство высокоразвитых рабовладельческих
обществ Средиземноморья и
Античное искусство
(от лат. antiquus
— древний) — искусство
Понятие «античное
искусство» появилось в эпоху
Возрождения, когда прекрасные творения
Древней Греции и Древнего Рима принято
было считать образцовыми, классическими
для всей европейской культуры.
Единство античного
искусства обусловлено
Неоценимый вклад
в мировое искусство внесли древнегреческие
архитекторы. Они создали строгий
и величественный тип храма прямоугольной
формы, окруженного со всех сторон колоннами
(периптер), и строгую, логически обоснованную
систему соотношений между несущими и
несомыми частями здания {ордер).
Памятники древнегреческого
искусства дают нам эстетическое
наслаждение и яркое представление
о единстве, синтезе архитектуры и скульптуры.
На смену классическим
традициям с конца IV в. до н. э. приходит
более сложное миропонимание, обостряется
интерес к раскрытию
Три последних
столетия существования греческой
цивилизации называют эпохой эллинизма.
Наследником художественной
культуры эллинской цивилизации
стал Древний Рим, который прошел
за восемь столетий в результате успешных
завоеваний исторический путь от маленького
города до столицы огромного государства
— могущественной Римской империи.
Римляне высоко оценили науку, литературу,
театр, архитектуру и скульптуру Древней
Греции и внесли свой вклад в дальнейшее
развитие художественной культуры древнего
мира.
Они построили
великолепные дороги, мосты и водопроводы,
создали особую систему сооружения больших
общественных зданий благодаря применению
в строительстве арок, сводов и бетона,
позволяющего заметно увеличить ширину
перекрытий. Во II в. впервые при постройке
круглого в плане храма был применен купол.
Таким образом, к IV в. сформировались основные
типы христианского храма — базилика
и центрально-купольное строение.
Особого внимания
заслуживает искусство римского
скульптурного портрета, отличающегося
точной характеристикой и жизненным
правдоподобием образов. Власть римских
императоров прославляли многочисленные
монументы, поставленные в их честь, триумфальные
арки, сооруженные в честь их побед. Прекрасно
спланированные ансамбли городов, знаменитые
императорские бани — термы, самый большой
амфитеатр древнего мира — Колизей, колонна
императора Трояна, храм всех богов Римской
империи — Пантеон, фресковая живопись
и мозаика, открытые при раскопках Помпеи
— это своеобразная биография эпохи, запечатленная
в неповторимых художественных образах.
Античное искусство
сильнейшим образом повлияло на развитие
искусства последующих эпох; трудно переоценить
его значение для развития западной цивилизации
(см. барокко, классицизм, ампир).
9. Периодизация античной культуры. Краткая характеристика периодов.
Общая периодизация
Античности
В целом, общая периодизация Античности выглядит следующим образом.
Ранняя Античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.) Зарождение Римской империи.
Классическая Античность (I в. до н. э. — I в. н. э), золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации.
Поздняя Античность
(II—V н. э.). Распад Римской империи.
Временные периоды
могут несколько варьироваться
в геополитическом контексте. Так
золотой век Античности в Древней
Греции был отмечен раньше, чем
в Римской империи. Кроме того,
античная цивилизация в Восточной Римской
империи зародилась раньше и угасла позже
чем в Западной части, где её уклад разрушили
вторгнувшиеся германцы. Тем не менее,
античное культурное наследие (в основном
в позднеантичном виде) довольно хорошо
сохранилось в быту, культуре, языке и
традициях большинства современных романских
народов, а от них передалось и другим
народам Средиземноморья (южные славяне,
арабы, турки, берберы, евреи).
10. В художественной
культуре древности крито-
Творцами критской (или, как её иначе называют, минойской) цивилизации были народы неустановленного пока происхождения. Их культура за родилась примерно в начале II тысячелетия до н. э. Основными её центра ми были сам остров Крит с его процветавшими тогда городами и острова Эгейского моря. Историки называют эту цивилизацию минойской, по имени мифического критского царя Миноса, а её создателей - минойцами.
Ахейцы (или, как их стали именовать по названию столицы - Микены, микенцы) пришли в Грецию из Северной Европы. Народ этот был индоевропейского происхождения. Микенцы являлись прямыми предками будущихэллинов (греков). Около середины II тысячелетия до н. э. их власть распространилась на весь Эгейский мир, они проникли на многие острова, захватили и Кносс - столицу державы Миноса. Микенцы жили бок о бок с минойцами до XII в. до н. э. Микенские правители широко пользовались услугами одарённых минойских мастеров, так что в конечном счёте микенское и минойское искусства образо
вало некий сложный сплав. Критомикенский мир на протяжении нескольких столетий играл роль образцовой художественной мастерской для огромного региона. Тогда были созданы прекрасные памятники архитектуры: грандиозные, украшенные настенной живописью, рельефами и разного рода символами дворцы со священными садами; изящные расписные вазы; искусно выполненные атрибуты сложного религиозного культа. Этот мир знал письменность: Крит оставил после себя так называемое "линейное письмо А", ещё не расшифрованное учёными, архивы Микен - "линейное письмо В", которое в 50х гг. XX в. удалось расшифровать англичанам Дж. Чедвику и М. Вентрису. Своеобразие критомикенского искусства -в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а также в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Кроме того, оно уделяло огромное внимание внутреннему миру человека. Достижения эгейских мастеров в I тысячелетии до н. э. стали наследием эллинов. Можно с уверенностью сказать, что без этого не было бы создано классических памятников древнегреческого искусства, которые прославились на весь мир.
11. Периодизация древнегреческого искусства
предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское искусство) — ХХХ в. до н.э. — XII в. до н.э.
Ахейско-минойское искусство
Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.
Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.
Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.
Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.— нач. VII в. до н.э.
Архаический период — 7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э!
Ранняя архаика — нач. 7 в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.
Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.
Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.
Классический период — 5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.
Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.
Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.
Поздняя классика — IV в. до н.э.
Эллинистический период — сер. 4 в. до н.э. — 1 в. до н.э.
[править]
Характеристика периодов
[править]
Эпоха геометрики
Амфора в позднем
геометрическом стиле, ок. 725-700 гг. до н.э.,
Лувр
Эпоха получила
название по виду вазописи.
Для древнегреческой
культуры этого периода характерна
связь с культурой ахейцев и, через
них — с крито-микенским искусством. Несмотря
на то, что поселения и ремесленные центры
остаются на тех же географических местах
(например Микены, Аргос), прямым продолжением
эгейской культуры геометрику считать
нельзя.
В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставленно на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.