Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования – изучить историко-культурные основы карнавального праздника.
Объект исследования – карнавальный праздник.
Предмет исследование – развитие карнавального праздника.
Цель работы:
1. Рассмотреть историю, традиции и пути развития карнавального праздника ;
2. Рассмотреть компоненты карнавального праздника;
Так пишет М.М.Бахтин в семиотической теории карнавала, изложенной в его книге о Рабле. В центре представленной автором концепции лежит идея об «инверсии двоичных противопоставлений». М.М.Бахтин расшифровывал эту идею так: когда народ выходит на карнавальную площадь, он прощается со всем мирским перед долгим постом, и все основные оппозиции христианской культуры и все бытовые представления меняются местами. Королем карнавала становится нищий или дурак, трикстер (герой анекдота), и ему воздают королевские почести. Назначается также карнавальный епископ, и кощунственно оскверняются христианские святыни. Верх становится низом, меняются местами мужское и женское (мужчины надевают маски женщин и наоборот). Вместо благочестивых слов слышится сквернословие, площадная брань. Меняются местами сами противопоставления жизни и смерти. В основе всех этих событий – основанная на аграрном культе символическая смерть зерна, которое, чтобы дать плод, должно быть погребенным в землю. Так же и все остальное, чтобы очиститься и возродиться, должно сначала «умереть», поменяться местами.
Идея инверсии реализуется
в карнавальной игре, в которой, в
отличие от театрализованного действа,
участвуют сами зрители, которые
в итоге перестают быть зрителями
в исходном смысле этого слова. «…В карнавале
сама жизнь играет, разыгрывая – без сценической
площадки, без рампы, без актеров, без зрителей,
то есть без всякой художественно-театральной
специфики – другую свободную (вольную)
форму своего осуществления, свое возрождение
и обновление на лучших началах».
2.2. Структура праздничного действия
Карнавалы в различных странах и городах имеют ,как правило, схожую структуру.
В Рио-де-Жанейро ежегодно проходит карнавал в течение четырех дней. Обычно он проходит в феврале, иногда в марте, начинается в субботу, заканчивается в среду. После него наступает Великий пост.
Традиционно карнавал начинается с «официальной части»- символической передачи ключей от города мэром «королю карнавала». На четыре дня он становится полноправным хозяином города и наделяется правом издавать и отменять любые законы. Впрочем, главный закон известен: всем веселиться!
Кульминация карнавала
После проведения самого карнавала через несколько дней проходит еще парад победителей, которые дают показательные выступления. На этом параде представлены лучшие школы самбы.
Четырнадцать танцевальных школ "высшей лиги" выступают две ночи. Притом их шоу должно покорить не только сердца зрителей, но и судейскую коллегию, которая должна объявить чемпионов и проигравших этого года. Жюри учитывает все: музыку и слова песни, синхронность движений, сюжет постановки. Оценки обычно снижаются за «прорехи» в рядах танцоров, недостаточную экспрессию в танце или слабоватый отклик зрителей. Но «отдельная песня» бразильского карнавала – это, разумеется, одежда танцовщиков, хотя в некоторых случаях целесообразнее говорить об ее отсутствии.
Карнавал
в Германии вспыхивает в Альтвайберфастнахт,
или "бабий четверг". На Старой
площади с утра собирается толпа
празднующих, большая часть которых
- женщины. Все ждут решающей минуты:
разумеется, это 11 часов 11 минут. По сигналу
женщины в карнавальных костюмах
берут штурмом городскую
В
"бабий четверг" женщинам дозволено
все. Они объявляют бой повседневной
жизни и провозглашают
В
пятницу и субботу все более-
После феерического понедельника наступает тихий и спокойный "фиалковый вторник". Карнавал уже подходит к концу, но вечером состоится еще одно важное мероприятие - сожжение большого соломенного чучела, ритуал искупления всех грехов перед Великим постом. Закончится карнавал в "пепельную среду" - Ашенмиттвох. В этот день все рисуют друг у друга на лбу пепельные кресты, а в ресторанах и пивных Кельна подают традиционные рыбные блюда. Начинается Великий пост, а с ним новые заботы. Однако в день, когда умирает один карнавал, объявляется девиз следующего. И так, как во всех странах ждут весны, в Кельне весь год будут ждать нового карнавала - своего собственного, пятого времени года...
Всякий карнавал строится по законам драматургии.
У него, как правило, должна быть завязка,
развитие, кульминация и развязка. Идеальный
вариант – когда развитие сюжета или эмоционального
настроя в карнавале постоянно нарастает.
При этом сильно актуализируется значение
развязки. По сути, развязка должна быть
самым эмоциональным моментом в развитии
карнавала.
2.3. Основные выразительные средства праздника
Карнавал, как любой массовый праздник имеет разновидные средства эмоционального воздействия. Это, прежде всего живое слово, создающие образы, речь ведущего, занимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды, поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей, а также средства искусства (музыка, песня, художественное и документальное кино, живопись, хореография, спорт, свет, звук...), которые эмоционально настраивают участников массового праздника, усиливают воздействие происходящего на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперёд действия.
В
карнавалах используются традиционные
выразительные средства и структурные
элементы массовых представлений и
действий. Все они обретают здесь
ярко выраженную развлекательную
В первую очередь это относится к типичному для каждого праздника шествию. Стремясь придать ему большую динамичность и зрелищность, его организуют обычно по принципу движущегося представления. Артисты выступают на остановках, в заранее намеченных точках маршрута, на ходу, в частности с авто площадок.Для карнавалов характерен принцип многоцентрового построения.
При проведение карнавала используется спектр выразительных средств: танцы, театрализованные игры, маскарады, шествия и т.п.
О масках, непременном атрибуте Венецианского карнавала, стоит поговорить особо. Об их назначении было сказано выше: невозможно определить социальный статус человека, чье лицо скрыто под маской. Не случайно в дни карнавала безрассудства вершились гораздо чаще, чем в обычные дни. Хотя венецианцы часто надевали маски и в будни, отправляясь на деловую встречу, на тайной любовное свидание или намереваясь совершить преступление. Да мало ли по каким причинам человеку хочется остаться неузнанным? Доходило до того, что городские власти были вынуждены издавать указы, запрещавшие ношение масок по окончании карнавала.
Многие карнавальные маски изображали знаменитых героев Commedia dell Arte: Арлекино, Пьеро, Коломбины. Но встречались и более мрачные персонажи. Например, белую маску с длинным то ли носом, то ли клювом, которую так часто любят фотографировать туристы, надевали врачи во время чумы. Внутрь они клали губку, пропитанную уксусом, чтобы не заразиться при посещении больного.
В бразильском карнавале
важную роль играет музыкальное оформление.
В 1916 году была написана первая самба специально для этого праздника, а в 1928 году появилась и первая школа этого танца.
2.4. Характеристика основных персонажей праздничного действия
На период карнавала бразильские города коронуют короля Момо, которого выбирают из самых толстых мужчин (они должны весить более 140 кг!).
Он обязан присутствовать на 200 дефиле, балах и конкурсах, и конечно, на Самбодроме, где будут соревноваться 14 школ. Билеты на Самбодром не дешевы. Во время церемонии открытия карнавала мэр города вручает королю Момо ключи от Рио-де-Жанейро.
На карнавале соревнуются школы самбы, демонстрирующие в течение часа двадцати минут изобретательность местных умельцев и свои танцевальные навыки. Каждая коммуна представляет на всеобщее обозрение результат своего труда (а готовят красочное шествие почти целый год). Месяцы труда - и всего лишь час представления. Но это стоит того. Для тех, кто участвует в карнавале, эта традиция сродни религии. Стоит пояснить, что такое школы самбы. Это вовсе не учебные заведения, как можно было бы предположить из названия, а своеобразные ассоциации людей, группирующихся по принципу соседства, обычно все они члены одной коммуны (favela) или пригородного района. Школы делятся на отделы (alas), каждый из них придумывает свою хореографию карнавального танца, но в большинстве случаев движения схожи, и отличить их особенности может лишь специалист. На карнавальных платформах собирается от трех до пяти тысяч участников. Специальная комиссия из Лиги школ самбы оценивает представления. Остановка, заминка или поломка платформы, а также потеря элемента костюма танцором может рассеять мечты о победе. На Самбодроме оценивается все - мелодия самбы, костюмы, повозки, барабаны, но самое важное - слаженность и координация участников представления, которые должны двигаться, следуя ритму, задаваемому свистком и барабанами. Жители так поддерживают свои любимые школы, как если бы они болели за футбольную команду. На каждой платформе водружены аллегорические фигуры. В 2000 году на карнавале школы представляли различные периоды истории Бразилии, отмечая таким образом 500 лет истории страны. Каждая школа борется за титул чемпиона карнавала. Фантазия создателей платформ бесконечна, а ведь каждый год нужно придумывать что-то новое. То на повозках водружают огнедышащего дракона, то огромную птицу, размахивающую крыльями. Размеры сооружений ограничены из-за узости улиц, ведущих к Самбодрому.
Иногда платформы теряют часть своих декораций
еще до появления здесь. Шествие каждой
платформы имеет свою структуру. Мужчины
в белых майках толкают повозки, женщины
в красочных дорогих костюмах идут перед
платформой, группа мужчин изображает
традиционных кариокас (жителей) в белых
майках и панамах. Впереди процессии шествует
женщина, несущая флаг школы. Рядом с ней
танцует мужчина, привлекающий внимание
к этой 'принцессе' и призывающий зрителей
аплодировать. Группа барабанщиков также
своя у каждой школы. Перед ними следует
королева - телезвезда, специально приглашенная
знаменитость или просто красавица. Помимо
Самбодрома на улицах и даже на пляжах
разворачивается народное гулянье. Основные
улицы закрыты для проезда. Повсюду танцуют
самбу, пьют веселящие напитки и распевают
песни.
Информация о работе Историко-культурные основы карнавального праздника