Историко-культурные основы карнавального праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить историко-культурные основы карнавального праздника.
Объект исследования – карнавальный праздник.
Предмет исследование – развитие карнавального праздника.
Цель работы:
1. Рассмотреть историю, традиции и пути развития карнавального праздника ;
2. Рассмотреть компоненты карнавального праздника;

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 54.04 Кб (Скачать)

     Так  пишет М.М.Бахтин в семиотической  теории карнавала, изложенной  в  его книге о Рабле. В центре представленной автором концепции  лежит идея об «инверсии двоичных противопоставлений». М.М.Бахтин расшифровывал  эту идею так: когда народ выходит  на карнавальную площадь, он прощается  со всем мирским перед долгим постом, и все основные оппозиции христианской культуры и все бытовые представления  меняются местами. Королем карнавала  становится нищий или дурак, трикстер (герой анекдота), и ему воздают  королевские почести. Назначается  также карнавальный епископ, и кощунственно оскверняются христианские святыни. Верх становится низом, меняются местами  мужское и женское (мужчины надевают маски женщин и наоборот). Вместо благочестивых слов слышится сквернословие, площадная брань. Меняются местами  сами противопоставления жизни и  смерти. В основе всех этих событий  – основанная на аграрном культе символическая  смерть зерна, которое,  чтобы дать плод, должно быть погребенным в  землю. Так же и все остальное, чтобы очиститься и возродиться, должно сначала «умереть», поменяться местами.

Идея инверсии реализуется  в карнавальной игре, в которой, в  отличие от театрализованного действа, участвуют сами зрители, которые  в итоге перестают быть зрителями в исходном смысле этого слова. «…В карнавале сама жизнь играет, разыгрывая – без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики – другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Структура праздничного  действия

 Карнавалы в  различных странах и городах  имеют ,как правило, схожую  структуру.

     В Рио-де-Жанейро  ежегодно проходит карнавал в течение четырех дней. Обычно он проходит в феврале, иногда в марте, начинается в субботу, заканчивается  в среду. После него наступает  Великий пост.

            Традиционно карнавал начинается с «официальной части»- символической передачи ключей от города мэром «королю карнавала». На четыре дня он становится полноправным хозяином города и наделяется правом издавать и отменять любые законы. Впрочем, главный закон известен: всем веселиться!

                  Кульминация карнавала наступает  в воскресенье и понедельник,  когда проходят школы самбы  первой категории. Открывает действо  карнавальный марш “Расправь  крылья”, который специально  для праздника написал еще  в 1899 году Шкинья Гонзаго. Шествие  каждой из школ занимает полтора  часа, притом первой идет самая  титулованная. Сначала идут лучшие  танцоры, сотрудники школы и  знаменитости в карнавальных  костюмах, за ними - тысячи танцоров  и сотни музыкантов, в числе  которых, заплатив примерно 600 долларов, может быть любой желающий.

     После проведения самого карнавала через  несколько дней проходит еще парад  победителей, которые дают показательные  выступления. На этом параде представлены лучшие школы самбы.

     Четырнадцать  танцевальных школ "высшей лиги" выступают две ночи. Притом их шоу  должно покорить не только сердца зрителей, но и судейскую коллегию, которая  должна объявить чемпионов и проигравших  этого года. Жюри учитывает все: музыку и слова песни, синхронность движений, сюжет постановки. Оценки обычно снижаются за «прорехи» в рядах танцоров, недостаточную экспрессию в танце или слабоватый отклик зрителей. Но «отдельная песня» бразильского карнавала – это, разумеется, одежда танцовщиков, хотя в некоторых случаях целесообразнее говорить об ее отсутствии.

     Карнавал  в Германии вспыхивает в Альтвайберфастнахт, или "бабий четверг". На Старой площади с утра собирается толпа  празднующих, большая часть которых - женщины. Все ждут решающей минуты: разумеется, это 11 часов 11 минут. По сигналу  женщины в карнавальных костюмах берут штурмом городскую ратушу, и этот "переворот" объявляет  начало карнавала. 

     В "бабий четверг" женщинам дозволено  все. Они объявляют бой повседневной жизни и провозглашают матриархат. А чтобы показать мужчинам свою безоговорочную власть, со всех встречных мужчин "безжалостно" срезают галстуки. Причем, в этот день женщинам разрешается заходить в любые учреждения, дабы не упустить "женское счастье". "Трофеи" женщины прикалывают к своей  одежде, а "сильный пол" ходит  с обрезками на шее. Впрочем, опытные  мужчины к таким событиям полностью  готовы, и одевают в этот день галстуки из бумаги. "Поверженным" мужчинам женщины рассылают приглашения  на кружечку пива, и "нет" в этот день не принимается.  

     В пятницу и субботу все более-менее  тихо: карнавал отмечается в ресторанчиках, маленьких кабачках и пивных. В  эти дни в большинстве злачных  мест играет "карнавальная" музыка и действуют скидки на напитки. А  суббота - день шествия духов. Любой  желающий может нарядиться духом или призраком и принять участие в этих гуляниях. В воскресенье же гуляют дети: это день школьных и детских шествий. Высшей точки празднование достигается в Розенмонтаг, "розовый понедельник". В 11 часов 11 минут стартует карнавальная процессия. По городу проходят официально зарегистрированные карнавальные общества, каждое из которых везет смешную фигуру из папье-маше, как правило, карикатуру на политиков. Процессия выходит с Chlodwigplatz и растягивается на шесть с половиной километров. Чтобы занять хорошее место, туристы выходят на улицы за несколько часов до начала шествия, местные жители берут с собой стульчики и табуретки, а некоторые предприимчивые горожане сдают окна в своих квартирах в качестве наблюдательных пунктов. Обычно в "розовый понедельник" в центре Кельна собираются около 1,5 миллиона зрителей. Кульминация праздника - появление неизменной карнавальной троицы - Принца, Девы и Крестьянина. В этот момент особенно важно сидеть на "выгодных" местах, ведь во время шествия с карнавальных повозок в зрителей градом летят сладости.

     После феерического понедельника наступает  тихий и спокойный "фиалковый  вторник". Карнавал уже подходит к концу, но вечером состоится  еще одно важное мероприятие - сожжение большого соломенного чучела, ритуал искупления всех грехов перед Великим  постом. Закончится карнавал в "пепельную  среду" - Ашенмиттвох. В этот день все рисуют друг у друга на лбу  пепельные кресты, а в ресторанах и пивных Кельна подают традиционные рыбные блюда. Начинается Великий пост, а с ним новые заботы. Однако в день, когда умирает один карнавал, объявляется девиз следующего. И  так, как во всех странах ждут весны, в Кельне весь год будут ждать  нового карнавала - своего собственного, пятого времени года...

             Всякий карнавал строится по законам драматургии. У него, как правило, должна быть завязка, развитие, кульминация и развязка. Идеальный вариант – когда развитие сюжета или эмоционального настроя в карнавале постоянно нарастает. При этом сильно актуализируется значение развязки. По сути, развязка должна быть самым эмоциональным моментом в развитии карнавала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Основные выразительные  средства праздника

     Карнавал, как любой массовый праздник имеет разновидные средства эмоционального воздействия. Это, прежде всего живое слово, создающие образы, речь ведущего, занимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды, поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей, а также средства искусства (музыка, песня, художественное и документальное кино, живопись, хореография, спорт, свет, звук...), которые эмоционально настраивают участников массового праздника, усиливают воздействие происходящего на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперёд действия.

     В карнавалах используются традиционные выразительные средства и структурные  элементы массовых представлений и  действий. Все они обретают здесь  ярко выраженную развлекательную направленность, оборачиваются своей веселой, а  то и сатирической, пародийной стороной.

            В первую очередь это относится к типичному для каждого праздника шествию. Стремясь придать ему большую динамичность и зрелищность, его организуют обычно по принципу движущегося представления. Артисты выступают на остановках, в заранее намеченных точках маршрута, на ходу, в частности с авто площадок.Для карнавалов характерен принцип многоцентрового построения.

При проведение карнавала используется спектр выразительных  средств: танцы, театрализованные игры, маскарады, шествия и т.п.

О масках, непременном  атрибуте Венецианского карнавала, стоит поговорить особо. Об их назначении было сказано выше: невозможно определить социальный статус человека, чье лицо скрыто под маской. Не случайно в дни карнавала безрассудства вершились гораздо чаще, чем в обычные дни. Хотя венецианцы часто надевали маски и в будни, отправляясь на деловую встречу, на тайной любовное свидание или намереваясь совершить преступление. Да мало ли по каким причинам человеку хочется остаться неузнанным? Доходило до того, что городские власти были вынуждены издавать указы, запрещавшие ношение масок по окончании карнавала.

               Многие карнавальные маски изображали знаменитых героев Commedia dell Arte: Арлекино, Пьеро, Коломбины. Но встречались и более мрачные персонажи. Например, белую маску с длинным то ли носом, то ли клювом, которую так часто любят фотографировать туристы, надевали врачи во время чумы. Внутрь они клали губку, пропитанную уксусом, чтобы не заразиться при посещении больного.

В бразильском карнавале  важную роль играет музыкальное оформление.Изначально музыкальным сопровождением карнавала  были португальские народные песни. Потом, следуя за модой того времени, они стали чередоваться с полькой, итальянскими карнавальными ритмами, а с 1870 году еще и с новым  бразильским стилем музыки "maxixe". Вскоре появились так называемые "ранчос" - соревнования танцоров, воплощающих в танцевальных па сложные  любовные перипетии. Именно от ранчос, как считается, самба взяла свой уникальный артистизм. А вот сами движения пришли из ритуальных африканских  плясок, например из африканского обрядового танца "семба", который внешне походил на бешеную тряску животом. Кстати, изначально самба была именно формой самовыражения черного населения.

     В 1916 году была написана первая самба  специально для этого праздника, а в 1928 году появилась и первая школа этого танца.

2.4. Характеристика основных  персонажей праздничного  действия

На период карнавала бразильские города коронуют короля Момо, которого выбирают из самых  толстых мужчин (они должны весить более 140 кг!).

Он обязан присутствовать на 200 дефиле, балах  и конкурсах, и конечно, на Самбодроме, где будут соревноваться 14 школ. Билеты на Самбодром не дешевы. Во время  церемонии открытия карнавала мэр  города вручает королю Момо ключи  от Рио-де-Жанейро.

На карнавале соревнуются  школы самбы, демонстрирующие в  течение часа двадцати минут изобретательность  местных умельцев и свои танцевальные навыки. Каждая коммуна представляет на всеобщее обозрение результат  своего труда (а готовят красочное  шествие почти целый год). Месяцы труда - и всего лишь час представления. Но это стоит того. Для тех, кто  участвует в карнавале, эта традиция сродни религии. Стоит пояснить, что  такое школы самбы. Это вовсе  не учебные заведения, как можно  было бы предположить из названия, а  своеобразные ассоциации людей, группирующихся по принципу соседства, обычно все они  члены одной коммуны (favela) или  пригородного района. Школы делятся  на отделы (alas), каждый из них придумывает  свою хореографию карнавального  танца, но в большинстве случаев  движения схожи, и отличить их особенности  может лишь специалист. На карнавальных платформах собирается от трех до пяти тысяч участников. Специальная комиссия из Лиги школ самбы оценивает представления. Остановка, заминка или поломка  платформы, а также потеря элемента костюма танцором может рассеять мечты о победе. На Самбодроме оценивается  все - мелодия самбы, костюмы, повозки, барабаны, но самое важное - слаженность  и координация участников представления, которые должны двигаться, следуя ритму, задаваемому свистком и барабанами. Жители так поддерживают свои любимые школы, как если бы они болели за футбольную команду. На каждой платформе водружены аллегорические фигуры. В 2000 году на карнавале школы представляли различные периоды истории Бразилии, отмечая таким образом 500 лет истории страны. Каждая школа борется за титул чемпиона карнавала. Фантазия создателей платформ бесконечна, а ведь каждый год нужно придумывать что-то новое. То на повозках водружают огнедышащего дракона, то огромную птицу, размахивающую крыльями. Размеры сооружений ограничены из-за узости улиц, ведущих к Самбодрому.

               Иногда платформы теряют часть своих декораций еще до появления здесь. Шествие каждой платформы имеет свою структуру. Мужчины в белых майках толкают повозки, женщины в красочных дорогих костюмах идут перед платформой, группа мужчин изображает традиционных кариокас (жителей) в белых майках и панамах. Впереди процессии шествует женщина, несущая флаг школы. Рядом с ней танцует мужчина, привлекающий внимание к этой 'принцессе' и призывающий зрителей аплодировать. Группа барабанщиков также своя у каждой школы. Перед ними следует королева - телезвезда, специально приглашенная знаменитость или просто красавица. Помимо Самбодрома на улицах и даже на пляжах разворачивается народное гулянье. Основные улицы закрыты для проезда. Повсюду танцуют самбу, пьют веселящие напитки и распевают песни.  
 
 
 

Информация о работе Историко-культурные основы карнавального праздника