Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования – изучить историко-культурные основы карнавального праздника.
Объект исследования – карнавальный праздник.
Предмет исследование – развитие карнавального праздника.
Цель работы:
1. Рассмотреть историю, традиции и пути развития карнавального праздника ;
2. Рассмотреть компоненты карнавального праздника;
Введение
Использование
карнавала как формы
Цель исследования – изучить историко-культурные основы карнавального праздника.
Объект исследования – карнавальный праздник.
Предмет исследование – развитие карнавального праздника.
Цель работы:
1. Рассмотреть историю, традиции и пути развития карнавального праздника ;
2.
Рассмотреть компоненты
Методологические основы исследования базируются на следующих принципах: диалектический принцип; принцип системности; принцип активности; принцип регуляции.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 «Исторические аспекты карнавального праздника»
§1.1Происхождение
и становление праздника.
Само слово «карнавал»
Прародителем современных карнавалов считаются древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали празднества, как бы воскрешавшие золотой век всеобщего равенства и процветания. Считалось, что смех и веселье способствует плодородию, в это время жизнь общества переворачивалась с ног на голову. Разница между рабом и господином на время стиралась — рабы пировали за одним столом наравне со свободными гражданами, а господа подносили им вино. На дни праздника избирали лже-короля, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли.
С приходом христианства сатурналии, как и многие другие языческие обряды, были запрещены, но сама идея праздника перевоплощения, уравнивающего всех его участников, возродилась в европейских карнавалах, родиной которых стала Венеция. В большинстве католических стран карнавал приходится на время, предшествующее Великому посту, о чем свидетельствует определение карнавала «Словаря Брокгауза и Ефрона»: «Карнавал - в католических странах время от Крещения (6 января) до среды на первой неделе Великого поста, но обыкновенно карнавалом называют лишь последние 7-10 дней перед Чистой средой, сопровождающиеся в романских странах народными празднествами, процессиями, маскарадами и пр.» В различных словарях и энциклопедиях карнавал определяется практически однозначно как вид народного праздника (гуляния) под открытым небом, сопровождающийся танцами, театрализованными играми, маскарадами, шествиями и пр. («Большой энциклопедический словарь» , «Словарь иностранных слов» , толковый словарь Ожегова ).
В Бразилии карнавал берет начало в 1723 году, с прибытием иммигрантов с португальских островов Мадера, Азорских и Зеленого Мыса. Карнавальные празднества, названные "Энтрудо" (слово латинского происхождения, значит "вход"), были подобны карнавалу Португалии, представляли собой шуточную игру, в которой люди бросали друг в друга меха с водой и муку.
Европейский карнавал возник
из слияния римских и
В период средневековья под давлением духа аскетизма карнавальные традиции получили наиболее яркое развитие и выражение в народной культуре. Позже европейцы, расселившись по миру, привезли карнавал практически на все континенты планеты, и местные жители с удовольствием эту традицию переняли.
Европейский карнавал
§1.2. Эволюция праздника, основные этапы
Карнавал в Венеции
является одним из самых знаменитых
карнавалов в мире. Ежегодно со всего
мира сюда съезжаются более 500.000 тысяч
поклонников венецианского
Расцвета венецианские карнавалы достигли в 18 веке. Тогда они были не только главным событием года, но и смыслом существования. Во время карнавала ничего не казалось слишком стыдным, слишком смелым, слишком безрассудным, слишком распутным. Открывались сотни игорных домов, где проигрывались огромные состояния и где изменяли законным мужьям и женам неизвестные "маски". Не совершить грехопадение в карнавальные дни и ночи, когда даже церковь становилась менее суровой, было просто неприличным. А потом начались революции, и праздник почти забылся. Двести лет Венеция жила без карнавалов, и только в 1980 году они возобновились.
Впоследствии, карнавал распространился по всей католической Европе, пришел во Францию, Испанию, Португалию.
Впервые французский карнавал
упомянут в 1294 году в восторженном
восклицании Графа Прованса
Благодаря французам карнавал появился на самом юге США в штате Луизиана в Городе Новый Орлеан. Город был основан французским искателем приключений Жаном Баптистом Лемуаном, и у французов же в 1803 году выкуплен. Французское влияние чувствуется здесь и сейчас, особенно в странном соседстве скучных небоскребов центра города и полных романтики французских кварталов. Впервые карнавал был организован в 1827 году группой студентов. Молодые люди вернулись из Парижа, где проходили обучение, и организовали перед Великим Постом костюмированный маскарад, такой же, как они видели там. И назвали они карнавал так же, как он назывался в Париже - Mardi Gras, что по-французски означает "Жирный вторник". Новшество пришлось по вкусу жителям Нового Орлеана, и в 1833 году богатый плантатор Бернар Ксавье де Мариньи де Мандевиль выделил крупную сумму денег на ежегодное проведение праздника . С 1839 года парад Марди Гра проходит официально, причем его отличительной особенностью является принципиальное отсутствие концепции, что делает Марди Гра одним из самых непредсказуемых карнавалов в мире.
Еще одним грандиозным
европейским карнавалом является Кельнский
карнавал в Германии.
Кельн - это четвёртый по величине город в Германии и самый старый из всех крупных городов страны. Произошло его название от латинского "колония": 2000 лет назад римские легионеры именно здесь, на берегу Рейна, основали городок "Colonia Romana". Римские основатели передали Кельну множество древних традиций, в том числе и свои знаменитые Сатурналии. Однако разнузданный языческий праздник совсем не сочетался с христианскими догматами, поэтому в средние века карнавал был запрещен под страхом тюрьмы. Только в 1800 году запрет на проведение праздника был снят. С тех самых пор и обосновался в Германии карнавал, и не проводился он только во время Второй мировой войны, когда на месте города остались одни руины.
Во время карнавала
Лондон теряет свою чопорность, отдаваясь
яркости красок и буйству эмоций.
Это происходит во время Карибского
карнавала - праздника, который когда-то
считался сборищем маргиналов и ассоциировался
с усиленными нарядами полиции и
грязью на улицах, а сегодня стал
одним из главных культурных событий
Европы.
В начале 60-х годов
в Ноттинг-Хилле жили выходцы
из Вест-Индии, которых тогда массово
завозили в Британию в качестве дешевой
рабочей силы. Черные эмигранты тосковали
по родине, страдали от проявлений расизма,
тяжелой работы, отсутствия жилья, унижения.
Тоска особенно обострялась в
дни, когда на их родине был беззаботный
и красочный карнавал. И тогда
они выходили на серые улицы туманного
Лондона и пытались организовать
некое подобие своего праздника
«на чужбине».
Большую роль в создании этого уникального Карибского праздника в Европе сыграли так называемые steelband – «барабанщики на стальных баках». Зародился этот уникальный стиль музыки так: после Второй мировой войны американские моряки выгрузили на побережье Тринидад и Тобаго пустые баки из-под масла. Местные жители быстро нашли им применение, и стальные цилиндры стали издавать мелодию, которая положила начало музыкальному направлению calypso . Так баки стали "стальными барабанами", национальным музыкальным инструментом народов Тринидада и Тобаго. И как только steelband, которые можно было услышать тогда только в маленьких кабаках для иммигрантов, присоединились к стихийным гуляниям в Ноттинг-Хилле, праздник стал обретать форму карнавала.
Но несомненно одно
из самых знаменитых зрелищ мира –
это Бразильский карнавал, экзотическая
смесь европейской
Карнавал – это самое главное событие года для каждого бразильца, это праздник, который сконцентрировал в себе саму душу и менталитет этой страны. Миру наиболее известен карнавал в Рио -Де - Жанейро - красивый, дорогой спектакль на мировую публику, но в глубинках в эти дни тоже веселятся. Народные праздники проходят вдали от туристических центров - в Салвадоре, Ресифи и Форта-Лезе, притом вместо фривольных сюжетов здесь обычно разыгрываются исторические сцены. Но для любого кариоки – жителя Рио-Де Жанейро – «провинциальные» праздники не стоят и толики внимания, ведь все главное действо происходит здесь, в главном городе Его Величества Карнавала.
Так описал наблюдавшийся им старый карнавал в Рио Французский путешественник Дебрэ: «На улице кипело настоящее побоище, в котором оружием служили сырые яйца, яичная скорлупа, наполненная мукой или гипсом, крахмальные хлопушки, восковые шары с пахучей водой, люпины, стеклянные или бумажные трубки для стрельбы выдуванием, кукуруза и фасоль, сыпавшиеся на головы прохожих целыми корзинами и т. д. Были и мешочки с песком, падавшие на цилиндры и котелки неосторожных прохожих, бросались апельсинами, мандаринами и даже пирожками и тортами. В некоторых кварталах кидали на улицу или из окна в окно старую глиняную посуду, как это впоследствии начали делать в последний день уходящего года, чтобы покончить со всем, что есть старого в доме. В древних португальских карнавалах также бились вениками, деревянными ложками и т. д.»
Все изменилось в 1840 году, когда жена владельца гостиницы в Рио де Жанейро решила провести праздник совершенно по другому. Она пригласила множество гостей и наняла профессиональных музыкантов. И именно она организовала первый роскошный бал-маскарад. В традиционную лавку масок были завезены из-за границы маски, усы и бороды, призванные помочь в изготовлении карнавальных костюмов. Этот бал быстро превратился в традицию и сегодня уже известен всему миру как самый большой карнавал. В Бразилии есть много различных школ самбы и парад представителей этих школ это главное представление карнавала. Каждую школу может представлять от трех до пяти тысяч участников, поэтому по размаху этот карнавал не знает себе равных во всем мире.
В 1852 году появился так называемый "зе-перейра" - группа барабанов разных размеров под руководством сапожника Жозе Ногейра де Азеведо Паредес, - которая ходила по улицам и оживляла праздник. Позднее прибавились и другие музыкальные инструменты, такие как куика, бубен и другие разновидности ударных.
Информация о работе Историко-культурные основы карнавального праздника