Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:04, курсовая работа
Поистине великим наследием предков обладаем мы, современники. Множество различных мировых художественных школ сплелось воедино, и, объединившись с самобытностью нашего народа, создало то, что мы сейчас законно считаем исконно нашим, русским. В период формирования феодализма на Руси (X - XIII вв.) искусство складывалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, культура каждого племени и региона имело свои х
Введение…………………………………………………….………………3
Глава 1. Искусство Византии……………………………………….……..6
1.1. Живопись Византии………………………………………….………..7
1.2. Византийский иконографический канон……………………….……9
Глава 2. Основоположники древнерусского искусства…………..…….10
2.1. Иоанн Дамаскин……………………………………………………...10
2.2. Феофан Грек……………………………………………………….…12
2.3. Андрей Рублёв……………………………………………….…….…15
4. Глава 3. Художественная культура древней Руси………………...……17
3.1. Иконопись Древней Руси…………………………………...……….18
3.2.Древнерусская архитектура…………………………………….……22
5. Заключение………………………………………...………………………24
6. Список использованной литературы…………………………………….26
Большая часть сохранившихся
ранних икон находится в
Византия не только
Монументальная живопись была призвана не только украсить храм, но еще в большей степени должна была максимально, просто и лаконично раскрыть перед молящимся основные положения христианского вероучения – о Боге как Творце и Судье мира, Христе как спасителе человечества, пути спасения для людей, единстве небесной и земной церкви.
Православная церковь никогда не допускала писания икон с живых людей и требовала четкого соблюдения канона, закреплявшего те особенности иконописных изображений, которые отделяли «горний» (божественный) мир от «дольнего» (земного).
Условность письма должна была
подчеркивать в облике
Мозаика не получила на Руси широкого распространения, потому что смальта была слишком редким и дорогим материалом. Техника же фрески требующая быстрого исполнения и мастерства, оказалась более приемлемой для живописного убранства русских церквей.
Из-за преобладания на Руси деревянных храмов древнерусское изобразительное искусство становилось искусством иконы. Деревянная церковь не расписывалась фресками, не украшалась мозаикой. Только икону можно было повесить на стену храма. Дерево служило основным материалом для создания иконы, а такой материал всегда имелся у древнерусского живописца. Это обстоятельство объясняет причину широкого распространения иконы на Руси. Специфика искусства Древней Руси заключалась в абсолютном преобладании станковой живописи – иконы, которая явилась классической формой изобразительного искусства для русского средневековья.
Наряду с символическим
Среди известных произведений
древнерусской живописи
История иконописи Древней
Строгая канонизация живописи в известной степени сковывала художественное творчество, предопределяя в ней более длительное и устойчивое византийское влияние, чем в архитектуре. Строго по византийским образцам были написаны даже первые иконы Русских Святых Бориса и Глеба.
То же можно сказать о
С православием приходит на
Русь каменное храмовое
Церковь Покрова на Нерли близ
Владимира также является
Византийская же система
София, как и другие большие
городские соборы XI в. и более
поздние, во многом определила
характер всей древнерусской
архитектуры. Это объясняется
значением собора в жизни
Заключение.
Несомненно, что на развитие русского искусства громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь, особенно в раннем средневековье, сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегало свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являлась тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства. Всю громадную силу своей материальной мощи и духовного влияния церковь направляла на полное и безоговорочное следование всей культуры узким рамкам религиозно-схоластического мышления, сковывало стремление человеческого ума к свободному творчеству. Отсюда становится понятным, почему духовная жизнь в то время протекала в основном в рамках религиозно-богословской оболочки, почему борьба различных по содержанию классовых тенденций облекалась, как правило, в форму религиозных разногласий и споров. И, тем не менее, русское искусство развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.
Несмотря на раздробленность, искусство всех русских земель демонстрирует преемственность традиций Киевской Руси, бывшей их общим источником. При этом в условиях, когда ослабли связи между русскими землями и, в известной мере, с Византией, сложились более благоприятные возможности для становления и развития самобытных форм иконописи и фресковой живописи.
Искусство
Киевской Руси было первым и определяющим
этапом в многовековой истории древнерусского
искусства. Переплавив, растворив в
себе разнообразные художественные
влияния – византийское, южнославянское,
в какой-то мере романское, Киевская Русь
создала такую систему общерусских художественных
ценностей, которая на века наметила пути
развития искусства отдельных земель
и княжеств. Недаром впоследствии суздальские
и галицкие, тверские и московские князья
будут считать делом государственной
важности следование киевским традициям
в различных областях культуры. К сожалению,
на самом высоком уровне развитие древнерусского
искусства было прервано монгольско-татарским
нашествием. Тем не менее, русский народ
смог не только выстоять против врага,
но и сохранить то, самое трепетное и ценное,
что было у него: веру и память. И именно
благодаря извечной тяге русского человека
к самобытности во всем и памяти предков,
мы можем сейчас по праву считать себя
представителями великого народа, испытывая
гордость за то, что создали наши прадеды,
и не переставая надеяться на правнуков.
Список использованной литературы.
1. Азы древнерусской иконописи.
Ч.7. – М: Юный художник, 2005.
2. Бенуа А. История живописи всех времен
и народов. В 3-х т. Т.2. Общая часть. - СПБ.:
Изд.дом «Нева», 2002.
3. Верман К. История искусства всех времен
и народов. В 3-х т. Т.3.- М.: ООО Издательство
«Астель»; ООО Издательство АСТ, 2001.
4. Всемирная история. Том 2. Энциклопедия:
в 6-ти т., - 1960.
5. Гнедич П.П. Всемирная история искусств.
– М.: Современник, 2000.
6. Дзуффи С.
Большой атлас живописи. Изобразительное
искусство 1000 лет. – М.: ОЛМА–ПРЕСС,
2002.
7. Ильин М. О русской архитектуре. - М.: Молодая
гвардия, 1963.
8. История иконописи. Истоки, традиции,
современность, VI-XX века. – М.: АРТ–БМБ,
2002.
9. Каргалов В.В.
Монголо-татарское нашествие
10. Каргалов В.В.
Феодальная Русь и кочевники.
– М.: Москва, 1967.
11. Корниве Н.И. Азы древнерусской иконописи.
Ч.6 – М.: Юный художник, 2004. – 32 с. – Библиотечка
«Юного художника» Вып.1.
12. Муратов П.П. Древнерусская живопись.
История открытия и исследования/Сост.,
предисл. А.М.Хитрова. – М.: Айрис-Пресс,
Лагуна-Арт, 2005.