Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:04, курсовая работа
Поистине великим наследием предков обладаем мы, современники. Множество различных мировых художественных школ сплелось воедино, и, объединившись с самобытностью нашего народа, создало то, что мы сейчас законно считаем исконно нашим, русским. В период формирования феодализма на Руси (X - XIII вв.) искусство складывалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, культура каждого племени и региона имело свои х
Введение…………………………………………………….………………3
Глава 1. Искусство Византии……………………………………….……..6
1.1. Живопись Византии………………………………………….………..7
1.2. Византийский иконографический канон……………………….……9
Глава 2. Основоположники древнерусского искусства…………..…….10
2.1. Иоанн Дамаскин……………………………………………………...10
2.2. Феофан Грек……………………………………………………….…12
2.3. Андрей Рублёв……………………………………………….…….…15
4. Глава 3. Художественная культура древней Руси………………...……17
3.1. Иконопись Древней Руси…………………………………...……….18
3.2.Древнерусская архитектура…………………………………….……22
5. Заключение………………………………………...………………………24
6. Список использованной литературы…………………………………….26
"Диалектике", излагаются философские идеи Аристотеля, во второй, "Книге о ересях", перечисляются и анализируются учения, противоречащие христианству, а в третьей, "Точном изложении православной веры", систематизируется православное вероучение.
Это была система идей о боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и в потустороннем мирах. Он рассмотрел и обобщил как естественнонаучные представления древних, так и догматы своих предшественников-богословов, и тщательно отобрал те из них, которые ни в коей мере не противоречили канонам вселенских соборов. Основным методом работы Дамаскина была компиляция (в соответствии с его девизом "Не люблю ничего своего") на основе аристотелевской логики. С этой точки зрения богословие Дамаскина даже по средневековым меркам было лишено оригинальности. Однако он сделал то, что необходимо было сделать: благодаря устранению из церковных догматов противоречий православное вероучение было приведено в более-менее стройную систему.
Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов. Для православной Церкви сочинение Иоанна Дамаскина до сих пор является основным источником основ христианского вероучения.
Однако с точки зрения художественной
культуры Иоанн Дамаскин интересен нам,
прежде всего как яростный противник «иконоборчества»
и создатель теории Священного образа,
положившей начало канонизации иконописи.
Согласно его теории:
1. Изображать
святых можно, но в
2. Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из
Священного писания, Жития Святых).
3. Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.
4. Изображения
святых необходимы - они украшают
храмы, заменяют книги
5. Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.
Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни.
Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки, что и было сделано незамедлительно.
Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом
Лукой.
Наутро кисть приросла. В ознаменовании
этого чуда Дамаскин прикрепил к
серебряному окладу чудотворной
иконы в знак вечной благодарности
руку, отлитую из чистого серебра.
Так возник один из канонических образов
Богоматери - Богоматерь-Троеручица.
2.2. Феофан Грек (около 1340-1410).
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному "византийцу", или "гречину", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного гения.
Воспитанный на строгих канонах, он уже в молодости во многом превзошел их. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Если бы он остался работать в Константинополе, он превратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работ которых веет холодом и скукой. Но он не остался. Чем дальше он удалялся от столицы, тем более широким делался его кругозор, тем независимее убеждения.
В Галате (генуэзской колонии) он соприкоснулся
с западной культурой.
Он видел ее палаццо и церкви, наблюдал
необычные для византийца свободные западные
нравы. Деловитость жителей Галаты резко
отличалась от уклада византийского общества,
которое никуда не спешило, жило по старинке,
погрязло в теологических спорах. Он мог
бы эмигрировать в Италию, как это делали
многие его даровитые соплеменники. Но,
видимо, расстаться с православной верой
ему оказалось не под силу. Он направил
свои стопы не на запад, а на восток. Зрелым,
сложившимся мастером Феофан
Благодаря Греку русские живописцы получили возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения.
Его творческая миссия началась в 1370-х
годах в Новгороде, где он расписал церковь
Спаса Преображения на Ильине улице (1378
г.). Князь
Дмитрий Донской переманил его в Москву.
Здесь Феофан руководил росписями
Благовещенского
собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан
ряд замечательных икон, среди которых
(предположительно) знаменитая Богоматерь
Донская, ставшая
национальной святыней России. Первоначально
"Богоматерь Донская" находилась
в Успенском соборе города Коломны, возведенного
в память победы русского воинства на
Куликовом поле.
Русских поражали его глубокий ум и образованность, снискавшие ему славу мудреца и философа. "Преславный мудрец, философ зело хитрый... и среди живописцев - первый живописец", - писал о нем Епифаний. Поражало и то, что, работая, он никогда не сверялся с образцами ("прописями"). Феофан дал русичам пример необыкновенного творческого дерзания. Творил непринужденно, свободно, не заглядывая в подлинники. Писал не в монашеском уединении, а на публике, как блестящий артист-импровизатор.
Он собирал вокруг себя толпы поклонников.
Одновременно с этим он занимал зрителей
затейливыми рассказами о чудесах Константинополя.
Так определялся в сознании русичей новый
идеал художника - изографа, творца новых
канонов.
Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, большинство его работ утрачено. К сожалению, неизвестно, принадлежит ли ему самому или его ученикам целый ряд первоклассных произведений, ему приписываемых. Достоверно известно только, что им была расписана церковь Спаса Преображения в Новгороде. Общепринято причислять творчество Феофана Грека к явлениям русской культуры. Но на самом деле он был человеком исключительно византийской культуры и как мыслитель, и как художник. Он был последним византийским миссионером на Руси.
Его произведения принадлежали прошлому XIV веку, венчая его достижения. По характеру они были трагическими, так как выражали мироощущение заката Византийской империи, были проникнуты апокалипсическими предчувствиями близкой гибели Священного православного царства. Они были полны пророчествами возмездия греческому миру, пафосом стоицизма.
Конечно, такая живопись была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она абсолютно не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание.
Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи - "светло радостный", гармонический, лирико-этический.
Феофан был последним даром византийского
гения русскому. На смену
"русскому византийцу", экспрессивно-экзальтированному
Греку, мрачноватому "Микеланджело
русской живописи", пришел "Рафаэль"
- Андрей Рублев.
2.3. Андрей Рублёв.
(1360-1370-1427 или 1430), святой, иконописец и живописец, монах Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей.
Произведения
Андрея Рублева принадлежат к
высшим достижениям русского и мирового
духовного искусства, воплотившего
возвышенное понимание духовной
красоты и нравственной силы человека
Св. Руси. Эти качества присущи иконам
Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол
Павел”, “Архангел Михаил”, все — рубеж
XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры,
широкая манера письма близки приемам
монументальной живописи. В к. XIV — н. XV
в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица”.
Традиционный библейский сюжет он наполнил
глубоким поэтическим и философским содержанием.
Отойдя от традиционных канонов, поместил
в центре композиции единственную чашу
(символизирующую жертвенную смерть),
а ее очертания повторил в контурах боковых
ангелов. Центральный (символизирующий
Христа) ангел занял место жертвы и выделен
выразительным контрастом пятен темно-вишневого
и голубого цветов, оркестрованным изысканным
сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом”
и зеленью. Вписанная в круг композиция
пронизана глубокими круговыми ритмами,
подчиняющими себе все линии контуров,
согласованность которых производит почти
музыкальный эффект. “Троица” рассчитана
на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая
из которых по-разному раскрывает богатство
оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония
всех элементов формы является художественным
выражением основной идеи “Троицы” —
самопожертвования как высочайшего состояния
духа, созидающего гармонию мира и жизни.
В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором
с Городца расписал
Из фресок Рублева в Успенском
соборе наиболее значительна композиция
“Страшный суд”, где традиционно грозная
сцена превратилась в светлый праздник
торжества Божественной справедливости.
Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют,
что к тому времени он был зрелым мастером,
стоявшим во главе созданной им школы
живописи. В 1425 — 27 Рублев совместно с
Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
и создал иконы его иконостаса. Время,
когда на Руси назревали новые междоусобные
войны и гармонический идеал человека,
сложившийся в предшествующий период,
не находил опоры в действительности,
сказалось и на творчестве Рублева. Колорит
поздних икон более сумрачен; в некоторых
иконах усиливается декоративное начало,
в других проявляются архаические тенденции.
Некоторые источники называют роспись
Спасского собора Андроникова монастыря (1427)
последней работой Рублева. Ему приписывается
также ряд работ, принадлежность которых
кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского
собора на “Городке” в Звенигороде (к.
XIV — н. XV в.), иконы — “Владимирская Богоматерь”
(1409, Успенский собор, Владимир), “Спас
в силах” (1408), часть икон праздничного
чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”,
“Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение
Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим”
— все ок. 1399) Благовещенского собора Московского
Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.3
Глава
3. Художественная
культура Древней
Руси.
Истоки древнерусского
Процесс феодализации привел
в IX в. к образованию Киевской
Руси, крупного государства, быстро
получившего известность во
Первые иконы
К сожалению, время не