Использование средств эстетического воспитания дошкольников и младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

об использовании средств эстетического воспитания

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Основная часть:

§1.Педагогические подходы сущности эстетического воспитания………………………………………..…………………………..6

§2.Психологические подходы сущности эстетического воспитания……13

§3. Особенности эстетического воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте………………………………………………………….16

§4. Учебная деятельность и образные представления у дошкольников
и младших школьников……………………………………………………25

Заключение…………………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………….…..35

Работа содержит 1 файл

Наташа курсовая работа.....doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Обратимся к опыту работы одного из педагогов  г.Оренбурга для доказательства эмоциональной восприимчивости детей, способности к осмыслению содержания произведений живописи и графики.  
Беседуя с детьми средней группы о творчестве Ю.А.Васнецова, педагог предлагает рассмотреть иллюстрацию к сказке «Кот, петух и лиса»: «Что происходит? Каково петушку? Что о лисице вы можете рассказать? Какая она? Да, безусловно, произошла беда. Коварная лисица выманила петушка и теперь торопится унести его подальше: быстро бежит – вот как широк у нее шаг; стремительно мчится – вперед наклонилась, сарафан на ветру развевается. Совершенно верно говорите: злая она и решительная (перечисляет те образные выражения, которые использовали дети, обобщая их высказывания). Как ни кричи, как ни вырывайся петушок, крепко держит лиса. А каков кот? Он тоже зол и решителен? Почему так считаете? Он сейчас как набросится на нас?! (Пауза, тишина… и возражение в тишине: «Н-е-е-е-т, на нас не набросится!»)Почему нет? Как художник нарисовал кота, чтобы боялись его только лиса и другие, кто зло затеял, а добрые – нет? Как вы думаете, спасет кот петушка? Как художник кота нарисовал, чтобы мы поняли, что кот силен, решителен и не даст в обиду слабого?» И малыши акцентируют внимание на обтекаемости формы, мягкости фактуры, теплоте цвета, в отличие от «острых локтей лисицы» и ее худобы. Образность представлений детей не менее ярко наблюдалась в работе с детьми старшей группы детского сада. Педагог знакомит детей с живописью И.И.Шишкина, предлагает для рассмотрения  репродукцию  картины «Утро в сосновом лесу». Рассмотрение этой картины у детей не вызывает ассоциаций со сказкой «Три медведя», как это нередко случается. Для того чтобы научить детей понимать смысловую, содержательную сторону пейзажной живописи Шишкина, педагог прочитал им о детских годах художника. Один из эпизодов замечательной книги А.Пискуновой «Родник в лесу» рассказывает о встрече 9-летнего Шишкина с группой медведей. «Шли последние дни лета, скоро уже должен был Ваня возвращаться в город, домой. В то утро отправился он к роднику, рисовать. Он любил рисовать у родника: садился на огромный валун, наполнив в нем выемку водой; набирал на кисть водусмешивал акварельные краски, чтобы получить природные цвета и оттенки. За рисованием и застал Ваню почтальон, он нес в Елабугу письма для купца Шишкина, отца Вани. Конечно же, решили, что письма отцу передаст Ваня, а пока почтальон предложил ребенку разделить с ним нехитрую трапезу. И вот, во время завтрака, Ваня услышал, как приближаются к полянке медведи, вот они уже появились - малыши и медведь-пестун, играют на поляне, кувыркаются. Юный художник смешивает краски, чтобы получился бурый цвет, спешит рисовать медведей. Но почтальон… Спрятавшись за камень он шепчет: «Пусть они уходят, прогони их!» И, словно услышав почтальона, медведи уходят». Из этого произведения дети узнали нет, не трех медведей из одноименной сказки узнают дети на картине Шишкина, они видят и рассвет, и вчерашнюю бурю, и медведей, вышедших на прогулку. Они видят детские воспоминания художника, они сравнивают ту картину, которую нарисовала писательница (ту, что возникла у них перед глазами во время чтения книги), с той, которую нарисовал художник. Несомненно, изобразительная деятельность имеет большое значение во всестороннем развитии личности ребенка, что важно для подготовки детей к школе. Особо ученые подчеркивают значение изобразительной деятельности для формирования образных представлений у детей, без которых не может быть успешного овладения учением не только в начальных классах школы, но и в последующих классах. Именно это доказывают исследования психологов, посвященные проблеме подготовки детей к школе: недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Если у ребенка, поступающего в школу, имеются в этой сфере проблемы, то их надо как можно скорее компенсировать. Комарова Т.С. для повышения подготовленности ребенка по этому показателю предлагает:

1) во  внеурочное время стимулировать  занятия ребенка рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из  строительного материала и различных конструкторов;

2) давать  «домашние задания»: нарисовать  картинку, собрать простую модель из конструкторов и т. п. В подборе заданий рекомендуется опираться на «Программу воспитания в детском саду»;

3) привить  ребенку веру в свои силы, не  допустить возникновения заниженной самооценки.

К сожалению, есть примеры, когда именно педагоги в детском саду разрушают изобразительную деятельность ребенка как таковую. Один из педагогов поведал, что у его знакомой есть дочка Маша, которая как и все дети очень любила рисовать и очень часто рисовала дома и в детском саду. Маше было чуть более 3-х лет, когда в детском саду поменялся педагог в студии изобразительной деятельности. С появлением этого педагога ребенок рисовать перестал, т.к. «воспитательница» (девочка долгое время не называла ее по имени, не хотела) позволила себе оценить продукт изобразительной деятельности ребенка таким образом; «Плохо! Не умеешь!» Потребовалось почти 2 года, чтобы эту психологическую преграду убрать: мама ребенка обратилась к педагогу из другого детского сада; вместе они организовали индивидуальные занятия, которые заключались в экспериментальной работе (в основном осваивались свойства изобразительных средств, их возможности). Страх перед неудачей пропал, потому что педагог все время находила, за что похвалить ребенка, и, конечно, не порицала за ошибки, она учила их исправлять. Как видим, не всякие занятия изобразительной деятельностью и конструированием способствуют развитию образного мышления на высоком уровне эффективности. Многое зависит от методики и условий проведения занятий по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, от того, как эти деятельности включены в педагогический процесс, от их интеграции с другими художественно-творческими деятельностями.

        Таким образом, учитывая эстетическую  сущность самого искусства и  то, что именно программы по  предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б. М. Неменского, Б. Т. Лихачева, А. И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию. 
 
 
 
 
 
 
 

                                              

                                              Заключение

          Эстетическое воспитание - важная  часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) - без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой - цель педагогического процесса. На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые. Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.

          Из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что эстетическое  воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, -все, что может быть прекрасным, как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

            Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство.

        Таким образом, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

           Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. 
 

                                           

Список  литературы

    1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа./ А. Д. Алехин. – М.: «Просвещение», 1984.- 34 с.

    2. Белов В. И. Лад.: Очерки о народной эстетике.- М.: Мол. Гвардия, 1982.- с. 81-82

    3. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.: программа и краткие методические рекомендации / Н. В. Гросул, Е. И. Коротеева, Н. Н. Михайлова.- М.: «Просвещение»,1994.- 55 с.

    4. Изобразительное искусство 1-9 кл.: программа / В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др,- М.: «Просвещение», 1994.- 67 с.

    5.Изобразительное искусство . 1-4 кл.: методическое пособие / под руководством и редакцией Б. М. Неменского. - М.: Издательство «Просвещение», 2008.- 123 с.

    6. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др.- М.: Дрофа, 2008.- 84 с.

    7.      Кузин В. С. Психология. -2-е изд. – М.: Высшая школа, 1982.- 232 с.

    8.      Лагунская, В. Г. Изобразительное творчество детей / В. Г. Лагунская. – М.: «Просвещение», 1965.- 199 с.

    9.      Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. - М.: Педагогика,1972.-с. 345-346

    10. Люблинская. А. А. Читателю о психологии младшего школьника: избранные психологические труды: пособие для учителя / А. А. Люблинская. - М.: «Просвещение», 1997.- 165 с.

    11. Максимов Ю. В. У истоков мастерства.- М.: Просвещение, 1983.- 21 с.

    12. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1987.- 183 с.

    13. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др.; Под ред. Н. А. Кушаева.- М.: Просвещение, 1986.- 41 с.

    14. Островская, О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл.: пособие для учителей / О. В. Островская.- М.: Влавдос, 2007.- 79 с.

    15. Полуянов. Ю. А. «Дети рисуют» / Ю. А. Полуянов.- М.: Педагогика, 1988.- 90 с.

    16.  Пономарев Я. А. Психология творчества.- М.: Наука, 1976.- 220 с.

    17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания  в начальной школе. – 3 – е издание / Н. М. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 63 с.

    18. Художественное творчество и ребенок / под редакцией Н. А. Ветлугиной . - М.; «Педагогика», 1972.- 59 с. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

3.1. Значение преемственности программ дошкольного и начального 
школьного обучения в разделе «Изобразительное искусство»

В процессе изобразительной деятельности осуществляется предметная подготовка детей к школе. Дошкольники овладевают разнообразными художественно-творческими деятельностями (изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно-речевой), приобретая знания произведений изобразительного, музыкального искусства, детской литературы, и таким образом подготавливаются и психологически, и содержательно к овладению учебными предметами в начальной школе (музыка, изобразительное искусство, чтение, в том числе и внеклассное, природоведение и др.).    
Рассматривая предметную подготовку детей к школе в русле преемственности, следует обратить внимание на то, по какой программе предметов эстетического цикла будут учиться воспитанники дошкольных учреждений. В настоящее время для начальной школы существует три программы по изобразительному искусству: программа B.C.Кузина, программа Б.М. Неменского и программа Т.Я. Шпикаловой. Например, для детских садов, реализующих «Программу обучения и воспитания в детском саду» преемственной является программа Т.Я.Шпикаловой. Итак, в процессе изобразительной деятельности детей в детском саду и начальной школе осуществляется всестороннее воспитание, но особое значение имеет эта

деятельность  для эстетического воспитания и духовного развития личности.Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.[1] В процессе изобразительной деятельности в детском саду и в начальной школе при условии оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией создают почву для творческого проявления и в этих, и в других деятельностях.[1] Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, осуществление же полноценного воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо совершенствование всех средств эстетического воспитания, в том числе и изобразительной деятельности, интерес к которой возникает в раннем возрасте и проходит через все дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы. Многие люди самых разных профессий, достигшие больших успехов в своей деятельности, подчеркивали в своих воспоминаниях, что своими достижениями они обязаны рисованию, которым занимались в школе (летчик-испытатель И.Кожедуб, врач-офтальмолог В.П. Филатов, авиаконструктор А.С. Яковлев и др.).  
Великого французский просветитель XVIII в. Д. Дидро писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерством». Решение задач всестороннего воспитания и развития детей в процессе

Информация о работе Использование средств эстетического воспитания дошкольников и младших школьников