Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Содержание

Введение........................................................................................................……...3
Глава 1. Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками.
1.1. Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования………………………………………………………………………….5
1.2. Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками…………………………………………13
1.3. Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми………………………………………………………………………….20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию техники рисования у младших дошкольников.
2.1. Выявление уровня сформированности техники рисунка у детей 4 года жизни………………………………………………………………………...22
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы …………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

 

 

         Дети старательно выполняли данное задание. Они вспомнили как выглядит скворечник, назвали все геометрические составляющие. Иногда обращались за помощью или задавали вопросы.

Диагностическое задание № 2.

Тема:  «Будка для пса».

Цель: определить уровень владения карандашами и  формообразующими движениями.

Форма проведения: групповая.

Материал:  цветные карандаши, белые листы бумаги.

Инструкция:  показала картинку собаки, спросила где живет. Далее попросила нарисовать будку.

Условия проведения: обследование было организовано в  естественных условиях детского сада.

Результаты диагностического задания №2 были занесены в таблицу №2.

Таблица №2.

Результаты  диагностического задания №2.

п/п

Имя ребёнка

Критерии  технических навыков в рисовании

Владение  карандашом

Владение  формообразующими движениями

1

 

Катя Л.

Регулирует  нажим и направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно.

Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Регулирует силу нажима, размах руки. Линии легкие.

2

 

Дима Н.

 Выбрал постой  карандаш. Регулирует нажим и направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно.

 

Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник.

3

 

Лера. Ч.

Регулирует  нажим и направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно.

 

Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Регулирует силу нажима, размах руки.

4

 

Денис Д.

Не всегда регулирует нажим. Регулирует направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно.

Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Не всегда регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура.

5

 

Женя Р.

Регулирует  нажим и направление штриховки  в работе с карандашом: ведет его  неотрывно.

Умеет проводить  горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура.


 

          Ребята правильно ответили на все вопросы. Они старательно выполняли данное задание. Дети вспомнили как выглядит будка, назвали все геометрические составляющие.

В соответствии с критериями уровень сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании по результатам констатирующего этапа эксперимента представлен в таблице №3:

 

Таблица №3.

Уровни  сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании.

Уровни

Дети

Количество  детей

высокий

Катя Л., Дима С., Лера Ч., Денис Д.

4

средний

Женя Р.

1

низкий

 

 


 

К высокому уровню были отнесены Катя Л., Дима С., Лера Ч., Денис Д. Дети на протяжении констатирующего этапа были эмоционально заинтересованы в выполнении заданий. Умеют правильно держать кисть, карандаш. Владеют техникой работы с художественными материалами. Регулировали нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения. Регулировали силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Умеют накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность. Умеет проводить горизонтальные линии слева направо, вертикальные линии сверху вниз, пересекать их, замыкать в округлые формы; рисовать круг, квадрат, прямоугольники.

К среднему уровню был отнесен Женя Р.. Не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется красками: плохо промывает кисть в воде, обмакивает кисть в краску.

Не всегда может  регулировать нажим и направление  штриховки при использовании карандаша.

Умеет использовать кисть при передаче изображения. Правильная техника работы красками применяется не всегда.  Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно.

Не всегда верно  рисует горизонтальные, вертикальные линии. Может  замыкать линии в округлые формы, пересекать их. Рисует круг, прямоугольник. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура.

Результаты констатирующего  этапа эксперимента показали, что не все дети владеют техникой рисунка: не всегда правильно держат кисти, карандаши, не совсем правильно пользуются красками, не всегда регулируют нажим, не всегда верно рисуют линии. Нужно много переложить усилий, чтобы дети научились правильно держать кисть и карандаш, правильно научились закрашивать рисунок, не выходя за контуры; чтобы линии проводились слитным, неотрывным, безостановочным движением; чтобы регулировали силу нажима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее  время есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Исследования  педагогов, психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни, в возрасте от 1 года до 1 года 2 месяцев. Эта деятельность носит характер манипуляций. Для развития мелкой моторики рук такая техника, как нетрадиционная, где есть различные манипуляции с различными предметами, это очень хорошо.

      Нетрадиционная техника рисования дошкольников заключает в себе большие   потенциальные   возможности   всестороннего   развития ребенка. Эта техника рисования позволяет развивать воображение и фантазию, которые в дальнейшем помогают развить творческие способности. Такая техника рисования  нужна для дошкольных учреждений, так как помогает воспитателям заинтересовать детей к изобразительному искусству в целом.

В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию техники рисунка младшего дошкольника были выявлены уровни сформированности технических навыков.

Из  пяти детей четверо были отнесены к высокому уровню. Это говорит  о том, что дети во второй младшей группе в хорошей степени владеют техническими навыками.

 

 

Список  литературы.

  1. Григорьева,  Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 344 с.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скр ипторий 2003», 2008. – 80с.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.– М.: «Издательство Скр ипторий 2003», 2008. – 72с.
  4. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей/ Е.И. Игнатьев. - М., 1961.
  5. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество/ Т.Г. Казакова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006. - 192 с.
  6. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и  художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова — М.: Педагогика, 1983. — 112с. 
  7. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие, для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования»/ Т.Г. Казакова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 255 с.
  8. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 3-7 лет/ Т.С.   Комарова.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  9. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие/ Т.С. Комарова.  — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.
  10. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания/Т.С.   Комарова. - М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 418 с.
  11. Комарова, Т.С., Халезова, Н.Б., Казакова, Т.Г. Учитесь рисовать и лепить/ Т.С.   Комарова. – М.: Просвещение, 1967. – 112 с.
  12. Комаровой Т.С Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под ред. Комаровой Т.С.. - М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
  13. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»/ И.А. Лыкова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006.- 144 с.
  14. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
  15. Сакулина, Н.П., Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/Н.П. Сакулина, Т.С.   Комарова. - М., 1982.
  16. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве/ Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. – 243 с.
  17. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки/ А.А. Фатеева; худож. А.А. Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96с.
  18. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста/ Е.А. Флёрина. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. - 160 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Рисунки детей  диагностического задания  №1

«Скворечник »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Рисунки детей  диагностического задания  №2

«Будка для пса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками