Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Введение........................................................................................................……...3
Глава 1. Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками.
1.1. Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования………………………………………………………………………….5
1.2. Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками…………………………………………13
1.3. Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми………………………………………………………………………….20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию техники рисования у младших дошкольников.
2.1. Выявление уровня сформированности техники рисунка у детей 4 года жизни………………………………………………………………………...22
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы …………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………….36
Дети старательно выполняли данное задание. Они вспомнили как выглядит скворечник, назвали все геометрические составляющие. Иногда обращались за помощью или задавали вопросы.
Диагностическое задание № 2.
Тема: «Будка для пса».
Цель: определить уровень владения карандашами и формообразующими движениями.
Форма проведения: групповая.
Материал: цветные карандаши, белые листы бумаги.
Инструкция: показала картинку собаки, спросила где живет. Далее попросила нарисовать будку.
Условия проведения: обследование было организовано в естественных условиях детского сада.
Результаты диагностического задания №2 были занесены в таблицу №2.
Таблица №2.
Результаты диагностического задания №2.
№ п/п |
Имя ребёнка |
Критерии
технических навыков в | |
Владение карандашом |
Владение формообразующими движениями | ||
1 |
Катя Л. |
Регулирует нажим и направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно. |
Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Регулирует силу нажима, размах руки. Линии легкие. |
2 |
Дима Н. |
Выбрал постой карандаш. Регулирует нажим и направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно.
|
Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. |
3 |
Лера. Ч. |
Регулирует нажим и направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно.
|
Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Регулирует силу нажима, размах руки. |
4 |
Денис Д. |
Не всегда регулирует нажим. Регулирует направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно. |
Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник. Не всегда регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. |
5 |
Женя Р. |
Регулирует нажим и направление штриховки в работе с карандашом: ведет его неотрывно. |
Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, прямоугольник Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. |
Ребята правильно ответили на все вопросы. Они старательно выполняли данное задание. Дети вспомнили как выглядит будка, назвали все геометрические составляющие.
В соответствии с критериями уровень сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании по результатам констатирующего этапа эксперимента представлен в таблице №3:
Таблица №3.
Уровни сформированности техники рисунка у детей младшего дошкольного возраста в рисовании.
Уровни |
Дети |
Количество детей |
высокий |
Катя Л., Дима С., Лера Ч., Денис Д. |
4 |
средний |
Женя Р. |
1 |
низкий |
|
К высокому уровню были отнесены Катя Л., Дима С., Лера Ч., Денис Д. Дети на протяжении констатирующего этапа были эмоционально заинтересованы в выполнении заданий. Умеют правильно держать кисть, карандаш. Владеют техникой работы с художественными материалами. Регулировали нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения. Регулировали силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Умеют накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность. Умеет проводить горизонтальные линии слева направо, вертикальные линии сверху вниз, пересекать их, замыкать в округлые формы; рисовать круг, квадрат, прямоугольники.
К среднему уровню был отнесен Женя Р.. Не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется красками: плохо промывает кисть в воде, обмакивает кисть в краску.
Не всегда может регулировать нажим и направление штриховки при использовании карандаша.
Умеет использовать кисть при передаче изображения. Правильная техника работы красками применяется не всегда. Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно.
Не всегда верно рисует горизонтальные, вертикальные линии. Может замыкать линии в округлые формы, пересекать их. Рисует круг, прямоугольник. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что не все дети владеют техникой рисунка: не всегда правильно держат кисти, карандаши, не совсем правильно пользуются красками, не всегда регулируют нажим, не всегда верно рисуют линии. Нужно много переложить усилий, чтобы дети научились правильно держать кисть и карандаш, правильно научились закрашивать рисунок, не выходя за контуры; чтобы линии проводились слитным, неотрывным, безостановочным движением; чтобы регулировали силу нажима.
Заключение
В настоящее время есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.
Исследования педагогов, психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни, в возрасте от 1 года до 1 года 2 месяцев. Эта деятельность носит характер манипуляций. Для развития мелкой моторики рук такая техника, как нетрадиционная, где есть различные манипуляции с различными предметами, это очень хорошо.
Нетрадиционная техника рисования дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Эта техника рисования позволяет развивать воображение и фантазию, которые в дальнейшем помогают развить творческие способности. Такая техника рисования нужна для дошкольных учреждений, так как помогает воспитателям заинтересовать детей к изобразительному искусству в целом.
В ходе
опытно-экспериментальной работ
Из пяти детей четверо были отнесены к высокому уровню. Это говорит о том, что дети во второй младшей группе в хорошей степени владеют техническими навыками.
Список литературы.
Приложение 1.
Рисунки детей диагностического задания №1
«Скворечник »
Приложение 2.
Рисунки детей диагностического задания №2
«Будка для пса».
Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками