Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Содержание

Введение........................................................................................................……...3
Глава 1. Теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками.
1.1. Состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования………………………………………………………………………….5
1.2. Возможности использования нетрадиционной техники рисования в работе с младшими дошкольниками…………………………………………13
1.3. Характеристика нетрадиционных техник рисования в работе с детьми………………………………………………………………………….20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию техники рисования у младших дошкольников.
2.1. Выявление уровня сформированности техники рисунка у детей 4 года жизни………………………………………………………………………...22
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы …………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

         В изобразительном искусстве  под техникой  понимается совокупность  специальных навыков, способов  и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.


 То определение  техники рисунка, которое принято  в изобразительном искусстве,  в основном применимо и к  технике детского рисунка. Различие  заключается в том, что у  ребенка дошкольного возраста  происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может.

В детском саду дети традиционно овладевают навыками работы карандашом, кистью, красками.

1-я младшая группа (3-й год жизни) – Поощрять изобразительный характер рисунка. Учить проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы. Учить держать карандаш тремя пальцами ,между большим и средним, придерживая сверху указательным) правой руки не слишком близко к отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа бумаги.

2-я  младшая группа (4-й год жизни) – Учить изображать предметы округлой формы, предметы, состоящие из прямых линий и их пересечений; предметы прямоугольной формы; учить передавать характерный цвет некоторых предметов, закрашивать рисунки карандашами и красками. Учить замыкать линии в округлые формы; проводить прямые линии слева направо и сверху вниз; пересекать линии; рисовать прямоугольные формы. Учить правильно держать карандаш и кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) не близко к отточенному концу или ворсу, сильно не сгибая пальцы, не сжимая ими карандаш. Учить правильному приему обмакивания кисти в краску, промыванию в воде, повторному обмакиванию по мере надобности. Учить слитному, неотрывному, безостановочному движению при проведении линий. Отрабатывать навык правильной остановки движения в нужной точке, ритмичность повторных однородных движений, навык произвольного изменения размаха движения. Отрабатывать навык сохранения направления движения по окружности, по прямой, умение произвольно изменять направление под углом. Отрабатывать различные способы движения с карандашом и кистью при закрашивании: карандаш можно вести неотрывно туда-обратно, кисть только в одну сторону, не прекращая движения на середине.

Средняя группа (5-й год жизни) – Закреплять умение изображать предметы различной (освоенной в предыдущей группе) формы, как одночастные, так и из нескольких частей, передавать расположение частей, окраску предметов, характерные детали формы. Учить передавать в рисунке округлую, овальную, прямоугольную и треугольную формы; передавать различие между кругом и овалом, прямоугольником и квадратом, различие форм по величине и положению — вертикальному и горизонтальному. Учить рисовать прямые и дуги в разных направлениях. Закреплять навыки и умения, отработка которых начата в предыдущей группе. Учить рисовать прямые линии: вертикальные и горизонтальные при правильном положении руки с карандашом, обеспечивающем осуществление зрительного контроля за движением (при рисовании вертикальных линий рука движется сбоку линии, перпендикулярно ей; при рисовании горизонтальных линий рука с карандашом движется внизу линии, перпендикулярно ей). При рисовании краской учить вести кисть по ворсу в одном направлении. Учить рисовать мелкие предметы, производя движение только пальцами руки, и крупные, включая в движение кисть руки и предплечье. Вырабатывать умение изменять направление движения (под углом, от движения по одной дуге к движению по другой дуге).

Старшая группа (6-й год жизни) – Учить выделять в предмете и передавать основную форму крупных частей, затем характерную форму путем добавления деталей, отношение частей по величине и расположению; передавать пропорции форм и строение предметов передавать характерную форму, строение и окраску предметов после тщательного наблюдения натуры, передавать изображение живых существ в движении. Учить передавать основную форму частей предмета, уподоблять ее известным геометрическим формам. Знакомить с формами розеты, многоугольника, используя их в декоративном рисовании. Учить приемам декоративного рисования. Закреплять навыки и умения, приобретенные в предшествующих группах. Учить правильно держать кисть при рисовании широких и тонких линий. Отрабатывать навык произвольной регуляции силы нажима на карандаш. Формировать умение изменять направление движений. Учить подчинять движение соразмерению отрезков по длине. Отрабатывать умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине. Учить детей рисовать гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными восковыми мелками. Учить использовать простой карандаш для создания подготовительного рисунка. Учить изменять силу нажима на карандаш в целях получения разных оттенков одного и того же цвета. Учить смешивать краски, чтобы получить новый цвет.


Подготовительная к школе группа (7-й год жизни) – Учить передавать характерную форму, строение, окраску наблюдаемых в натуре, предметов и явлений, их характерные признаки, черты. Учить передавать формы и линии в различном положении в пространстве и в отношении друг к другу. Учить рисованию завитков разного характера. Закреплять ранее усвоенные навыки рисования карандашом и кистью, формировать умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.    Закреплять умение регулировать движения по силе, размаху, длительности, легкости, свободе в зависимости от задач изображения. Продолжать дальнейшую отработку и совершенствование навыков и умений, определяющих изображение формы предметов и ее пространственную характеристику. Совершенствовать умения подчинять движения соразмерению отрезков по длине, подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине. Учить детей использовать в рисунке разные материалы наряду с уже знакомыми цветными карандашами и красками, цветными мелками.

Комарова Т. С. утверждала, что применение разнообразных  техник рисования способствует развитию детской художественной одаренности.

Исследования  Фатеевой показами, что детей нужно учить с ранних лет жизни, так как он запоминают все почти мгновенно. Не нужно боятся давать им много информации, ребенок запоминает то что ему интересно. Стимулировать интерес поможет повторение. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.

Группа исследователей под руководством Казаковой Т.Г. изучала проблему использования нетрадиционных техник изобразительного искусства в условиях МДОУ г. Москвы. Ими было изучено и освоено более 30 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми, разработано программно-методическое содержание для детской студии. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

Заключая вышеизложенное, следует отметить, что в настоящее время есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

1.2. Возможности  использования нетрадиционной техники  рисования в работе с младшими  дошкольниками

Рисование является одним из важнейших средств  познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Рисование имеет  огромное значение для воспитания и  развития ребенка. Создание изображения  требует целого ряда навыков и  умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Вот почему важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми. Несовершенство методики проведения любых занятий, в том числе и по рисованию, может отрицательно сказаться на развитии ребенка. К сожалению, современные методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, не лишены недостатков.

Обучение рисованию  в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования  у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

В «Примерной общеобразовательной  программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста рассматривается в аспекте их эстетического развития: развития эстетического восприятия, воображения; замысла, изобразительно-выразительных средств, которыми дети этого возраста передают окружающую действительность. Процесс формирования образа гораздо сложнее, чем процесс освоения определённых изобразительных умений. Его сложность заключается в том, что надо найти комплекс педагогических методов и приёмов, способствующих обогащению быстро возникающих у детей ассоциативных образов и переходу их в преднамеренные изображения.

Задачи воспитателя в  формировании изобразительного творчества:

• учить ребёнка проявлять  эмоциональное отношение к процессу деятельности и сюжету; создавать  яркие образы;

• помогать выбирать и менять по своему желанию цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями), размер и фон листа бумаги и т.п., пользоваться карандашом или иным средством изображения; предлагать фон, на который дети могут нанести лёгкие для передачи детали (коричневое болото - в нём плавают зелёные листики, синее озеро - плывут разноцветные рыбки);

• поддерживать стремление выразить свои чувства и впечатления  на основе эмоционального содержательного  восприятия доступных произведений искусства (иллюстрации Е. Чарушина, Ю. Васнецова) или наблюдений за природными явлениями (смена времён года, погоды).  Наиболее удачны для рисования мотивы: «Разноцветный дождь», «Лоскутное одеяло», «Тарелка с конфетами», «Морские водоросли», «Цветы на лугу» и др.;

• соединять рисование  с аппликацией, способствовать переносу приобретённых в одном виде деятельности навыков в другой.

В книге «Детское творческое конструирование» (1999) Л.А.Парамонова выделяет три особенности детского  творчества.

Первая особенность—ребенок создает иногда оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающих; предметов и явлений. Новизна открытий и продуктов творчества субъективна, ребенок делает это для себя, что является первой важной особенностью его творческой деятельности.

Вторая особенность—в эмоциональном отклике, стремлении искать, находить, много раз повторять найденный в рисунке, лепке, образ, пробовать другие варианты его решения, в увлеченности процессом нахождения и повторения способа изображения, создания сюжетной или декоративной композиции.

Третья особенность—в стремлении ребенка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании образа в рисунке, лепке, аппликации. Его деятельность носит поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов и способов изображения придает ей творческий  интегрированный характер.

На каждой возрастной ступени  изобразительная деятельность становится все более самостоятельной. Педагогу необходимо знать данные особенности и учитывать их в работе с детьми, этот процесс, который направлен на:

•развитие у  ребенка способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве;

•стремление самому участвовать в создании прекрасного;

•приобщение к  художественному творчеству;

•развитие художественно-творческих способностей.

    Для этого необходимо обогащать детей разнообразными впечатлениями, создавать предметную среду, которая будет способствовать развитию интереса, любознательности, наблюдательности, умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а затем — создавать художественные образы в процессе собственного творчества.

Сегодня есть выбор  вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием дополнительных авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки. Группа исследователей под руководством Казаковой Т.Г. изучала проблему использования нетрадиционных техник изобразительного искусства в условиях МДОУ г. Москвы. Авторами изучено и освоено более 30 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми, разработано программно-методическое содержание для детской студии. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. В частности, проблема изучения и развития детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике столичного дошкольного художественного образования.

Педагогические  условия для решения поставленной проблемы заключались:

  • в создании художественно-эстетической развивающей среды в ГДОУ д/с № 1266 СВОУО;
  • в переподготовке педагогических кадров, способных к использованию многообразия художественных техник с целью эффективного развития детской художественной одаренности;
  • в изучении, апробации, интерпретации программно-методических материалов Р.Г. Казаковой, Л.Г. Беляковой из учебного пособия «Детская одаренность» (Гриф УМО вузов РФ по педагогическому образованию от 11.02.97);

Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками