Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:30, дипломная работа
В лексиконе отечественной психологии активно внедряются иноязычные термины: креативность, менеджмент, тренинг, маркетинг и многие другие, в том числе имидж. Но это не просто новые слова, а понятия, концепции, которые необходимо соотносить с устоявшимся понятийным строем российской психологии.
Необходимость психологических исследований имиджа на современном этапе развития науки обусловлена сущностными противоречиями между бурно развивающейся социальной практикой функционирования имиджей в различных сферах социальной жизни и необходимостью ее теоретического осмысления.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы проблематики определения и СОЗДАНИЯ имиджа. 5
1.1. Истоки проблематики имиджа 5
1.2. Сущность и значение имиджилогии. 8
1.3. Функции имиджа 11
1.4. Имидж как личное достояние 15
2. Значение имиджа в современных условиях. 23
2.1. Имидж в современных условиях 23
2.2. Принципы создания имиджа. 25
2.3. Иллюзии зрительного восприятия. 27
2.4. Цветотип человека 33
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИМИДЖА И СТИЛЯ ЧЕЛОВЕКА. 37
3.1. Создание гармоничного имиджа. 37
3.2. Стиль - искусство быть собой 44
3.2.1. Классический имидж 46
3.2.2. Традиционный имидж 48
3.2.3. Спортивный имидж 50
3.2.4. Романтический имидж 52
3.2.5. Яркий имидж. 55
3.2.6. Свободный художник 57
3.3. Внешний вид делового человека 59
3.3.1 Три стиля одежды в деловой сфере 60
3.3.2. Деловые возможности голоса 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ЛИТЕРАТУРА 70
Белорусский Государственный Экономический Университет
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ ИМИДЖА»
Выполнил: студент гр. 341703
Падтероб Г.В.
Проверил:
Минск,2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В лексиконе отечественной
Необходимость психологических исследований имиджа на современном этапе развития науки обусловлена сущностными противоречиями между бурно развивающейся социальной практикой функционирования имиджей в различных сферах социальной жизни и необходимостью ее теоретического осмысления.
На смену командно-
В последние годы понятие имиджа прочно вошло в оборот в периодической печати, телевидении, рекламе, проникло в бытовую речь. Как правило, имидж воспринимается людьми как некоторая ценность, ассоциируясь с успешностью той или иной деятельности, индивидуальной или коллективной. Осознание ценности хорошего имиджа оформляется в социальный заказ, ответом на него становится стремительное развитие имиджмейкинга - профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа
1. Теоретические основы
Разработка целостной
Из сказанного вытекает необходимость аналитико-синтетического подхода к исследованию состояния проблематики имиджа.[1] Суть этого подхода видится в том, чтобы сначала путем анализа выявить в различных областях знания о человеке такие подходы, аспекты, идеи, понятия, которые могут послужить «кирпичиками» при построении научной концепции имиджа, а затем синтезировать их в некое концептуальное единство, некую «теорию среднего уровня» (Л.С.Выготский), которая послужит фундаментом для построения научной концепции имиджа. Ведь, по мысли Л.С.Выготского, «теория среднего уровня», необходима именно для того, чтобы органично соединить воедино, с одной стороны, положения, выработанные на уровне философского мировоззрения, а с другой стороны, - «факты и концептуальные схемы, содержащиеся в различных психологических теориях». Чтобы создать такую теорию, необходимо, как показал Л.С.Выготский, развести, с одной стороны, «объяснительный принцип», выводящий науку «за ее собственные пределы, в более широкие сферы знания», с другой стороны, предмет исследования. [3]
В рамках данной работы в качестве предмета исследования выступает имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия, а в качестве объяснительного принципа - разрабатываемая на философско- мировоззренческом уровне концепция образа субъекта как образа человека, взятого в его субъектном измерении.. Это означает, во-первых, то, что человек-прообраз, представленный в этом образе, воспринимается не как пассивный, неизменный в своих основных качествах объект, а как источник деятельности, преобразующей как окружающий мир объектов и культуры в целом, так и самое себя, направленный на самосовершенствование. Во-вторых, говоря об образе субъекта, а не просто об образе человека, подразумевается, что активность человека-прообраза распространяется и на сам этот образ, что человек является не только субъектом деятельности вообще, но субъектом данного собственного образа, активно и осознанно его строит, создает, с учетом восприятия других людей и целей своей деятельности. В-третьих, само восприятие образа субъекта существенно отличается от восприятия образа объекта, даже если в качестве такого объекта выступает человек. При восприятии образа субъекта возникают такие отношения между воспринимающим субъектом и субъектом-прообразом, которых не бывает, когда прообразом является объект.
Необходимо отметить, что в основе предшествующих античных подходов к исследованию образа субъекта лежали два известных классических направления философии: от Платона и от Аристотеля.
Со стороны представителей
психологической науки
Среди зарубежных авторов, занимающихся исследованиями и практическими разработками в области формирования имиджа личности, следует назвать таких специалистов, как П. Берд, С. Блэк, Ф. Буари, П. Вейл, Т.Д. Сван, М. Спиллейн, Р. Хофф, П. Чисхольм, Б. Швальбе и др. Среди отечественных исследований это работы, выявляющие роль и значение имиджа в различных сферах социальных жизни (Е.Н.Богданов, А.В. Гармонова, В.Г. Зазыкин, З.М. Зотова, Е.В. ЕгороваТантма А.Ю. Панасюк, Ю.В. Синягин и др.), направленные на изучение принципов, механизмов и технологий формирования имиджа политика (Е.В. Аверин, И.Н. Гомеров, О.И. Гордеева, Н.А. Гульбинский, П.С. Гуревич, И.Г. Дубов, О.В. Иванникова, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почеппов, Н.А. Сорокина, О.Н. Феофанов, РФ. Фурс, Е.Б. Шестопал и др.), бизнесмена (Е.А. Блажнов, В.А. Иванченко, Р.Л. Кричевский, Ф.А. Кузин, В.М. Шепель и др.), государственного служащего (В.В. Дашевский, Л.В. Льдова, Н.А. Орлова и др.), учителя (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан и др.).
Наряду с материалами исследований, непосредственно посвященных имиджу, мы опирались на обширный массив теоретических и эмпирических данных, прямо или косвенно связанных с проблематикой имиджа.
В российской психологической
традиции непосредственное отношение
к исследованию явлений имиджа имеют
такие направления
Не менее важное значение
для исследований имиджа имеет разработка
проблематики общения как субъект-
Не вызывает сомнений
и тесная связь имиджа с таким
психологическим понятием, как Я-концепция,
в разработку которого внесли существенный
вклад как зарубежные, так и
отечественные психологи и
Исследование имиджа обогащается путем осмысления результатов изучения эффекта самопрезентации и стратегий самоподачи, анализа межличностной обратной связи, разработки эффективных психотехнологий (О.С. Анисимов. Р. Баумейстер, Дж. Готли, Е. Гоффман, Е. Джонс, Е.Л. Доценко, В.Г. Зазыкин, С. Карвер, А.В. Кириченко, А.Ю. Панасюк, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева, С. Уортман и др.).
Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается научно-прикладная отрасль человековедения под названием имиджелогия. Она создана у нас в стране, хотя некоторые авторы публикаций по имиджелогии стыдливо замалчивают этот факт, не придают должного значения русской интерпретации исходного понятия. Главное предназначение имиджелогии – научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся.
Имиджелогия – это обращённый к каждому призыв быть обаятельным и уметь нести свет людям. Она способствует внешнему проявлению глубинной потребности человека быть достойной личностью . Имиджелогия – это мечта о благородном облике каждого гражданина, обладать которым – непременное условие создания демократичного и гуманного общества . [2 ]
Имиджелогия – это
теоретическое отражение
Имиджелогия – это технология воздействия. Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться». Из них последний наиболее эффективный – утверждал он, сожалея, что не владеет им в должной мере.
В наше время крайне сложно оказывать личное воздействие на людей и особенно на молодёжь. Тому немало причин, но одна из главных в том, что в век развитости средств массовой коммуникации эффект живого общения и непосредственного личностного воздействия блокируется в психике людей наличием в ней информационных клише, размытых духовных ценностей, скепсиса к нравственным авторитетам. Б. Паскаль прав, когда привлекает внимание к логической последовательности употребления методов воздействия на людей: сначала надо суметь им понравиться, а затем пытаться их в чём-то убеждать. Без привлекательного имиджа, т.е. умения душевно расположить к себе человека, этой проблемы не решить. В этом заключается прагматическое назначение имиджелогии.
Сегодня трудно найти
крупного политического деятеля, который
специально не обращался к имиджмейкерам.
Имидж таких личностей
Достойный имидж всегда волновал деловых людей и профессиональных руководителей. Вспомним русского предпринимателя Савву Морозова, Маршала Советского Союза И.С. Конева, американского менеджера Ли Якокку. Подбор приведённых имён не случаен. Это – энциклопедически образованные люди, талантливые организаторы, обладающие эффектом личного обаяния. Вот почему их личностное дарование и профессионализм, имея «товарный» вид, пользовались огромным признанием, что помогало им решать многие деловые проблемы.
Имиджелогия – это
общеобразовательная
Обратим внимание на особое значение семейной имиджелогии. В наше время имеется немало родителей, заинтересованных в создании достойного имиджа их семей. Имидж родителей, их личный пример обаятельности оказывают сильнейшее воздействие на детскую психику. Нельзя забывать, однако, что профессиональная деятельность родителей часто оказывает негативное влияние на здоровье детей. Например, дети, родители которых занимаются управленческой деятельностью, вдвое чаще, чем дети рядовых сотрудников, страдают различными физическими и психическими расстройствами.
По специфике профессиональной деятельности выделяются такие виды имиджелогии, как предпринимательская, политическая, педагогическая, медицинская, средств массовой информации, банковская, сервисная, право-силовых структур, дипломатическая и др. В качестве особого класса автор выделил управленческую имиджелогию. Управленческая деятельность, значение которой непрерывно возрастает, – это деятельность, проникающая во все сферы человеческой жизнедеятельности, а те, кто ею занимаются, обязаны обладать достойным имиджем. Какое-либо отступление от этого требования следует рассматривать как профессиональное несоответствие этой деятельности.