Искусство России во второй половине XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Вопрос об истоках русского портрета, а также о тенденциях, приведших к появлению светского портрета рассматривает Е. С. Овчинникова в книге “Портрет в русском искусстве XVII века».

Содержание

Введение…………………………………………………………..………3-7

Глава 1.Портрет - центральный жанр искусства второй половины XVIII века……………………………………………………..8-17

1.1.Причины выдвижения портретной живописи в ведущий жанр искусства этого периода……………………………………….8-11

1.2.Портретные изображения в истории отечественного искусства………………………………………………………………….12-17

Глава 2. Национальное своеобразие русских портретов…18-33

2.1.Основные направления в развитии жанра……………..18-20

2.2.Национальная специфика портретной живописи на примере творчества основных мастеров жанра эпохи………21-33

Заключение……………………………………………………………34-36

Список литературы……………………………………………………..37

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

1.2. Портретные изображения  в истории отечественного  искусства     

Стремление  художников к созданию портретных образов  можно проследить на всем многовековом пути развития русского изобразительного искусства. Поскольку на протяжении многих веков отечественное изобразительное искусство было культовым по своему назначению, то и в церковных росписях, на иконах и в книжных миниатюрах портреты сохраняли тесную связь с культовыми изображениями.      

К наиболее ранним портретным изображениям относится миниатюра, представляющая князя Святослава Ярославовича с семьей, в изборнике 1073 года. В индивидуальной характеристике черт лица князя, в трактовке княжеской одежды заметно стремление художника передать индивидуальное сходство.      

После образования русского централизованного  государства в XV веке искусство переживает блестящий расцвет. Москва, ставшая общерусской столицей, стремится увековечить в портретных образах деятельность исторических личностей. Характерным примером, может служить шитая пелена с изображением Сергия Радонежского (1429). Это произведение является психологическим портретом: лицо передано живо и максимально естественно для того времени. Чертами индивидуальной характеристики отличаются иконописные изображения московских митрополитов Петра и Алексея, созданные Дионисием.      

Тем не менее, все эти портретные изображения  характеризуются подчиненностью художественного  стиля каноническому типу, что  обусловило графичность письма.     

Существенный  сдвиг как в целом в русском  искусстве, так и в портретном жанре происходит в XVI веке. Этому в значительной мере способствовали постановления двух соборов: в 1551 году – Стоглавого собора, узаконившего возможность написания на иконах изображения царей, князей и народа, а также собора 1553-1554 годов по делу Висковатого, на котором было разрешено писать на иконах наряду с обычными сюжетами также и притчи, допускавшие свободное обращение с вековыми иконописными традициями и открывавшие перед художниками широкие возможности для внедрения в иконопись многообразных бытовых мотивов. В Москву в XVI веке для выполнения царских заказов вызывались художники из разных городов Русского государства.  О значительных достижениях русского искусства XVI  века свидетельствует появление целого ряда портретных образов исторических деятелей. На протяжении второй половины XVI века по инициативе Ивана IV создаются летописные своды, богато украшенные миниатюрами. В этих миниатюрах зачастую изображен сам Иван Грозный, представленный в идеализированном облике русского царя. Основным новшеством здесь было то, что данные миниатюры представляли собой прижизненные изображения царя, прославлявшие его подвиги и закреплявшие в сознании масс идеи силы и могущества централизованной государственной власти. Характерными примерами портретных изображений XVI века также могут служить росписи Золотой палаты в Московском Кремле. В росписи Золотой палаты были изображены притчи и события из истории Древней Руси. Здесь в частности были воссозданы образы русских князей Александра Невского, Андрея Боголюбского, великого князя Василия III, Ивана Грозного и других.

Информация о работе Искусство России во второй половине XVIII века