Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:07, реферат
Искусство — явление конкретно-историческое. С развитием общества видоизменялись и многие функции искусства. Искусство осуществляло различные задачи, отражая тем самым изменение реальной действительности, изменение общественных потребностей и интересов. По этой причине претерпевали серьезные изменения содержание и форма искусства; некоторые явления в одних условиях не имели отношения к искусству, в других — входили в его сферу.
Искусство, как одна из форм общественного сознания, подобно науке, религии, морали и т. д., подчиняется в своем бытии и развитии основным законам истории, открытым научной теорией.
Поэтому, чтобы понять сущность искусства, надо все время иметь в виду его связь с реальной жизнью общества. Необходимо уяснить себе, в чем заключается своеобразная роль художественной идеологии в жизни общества, каким социальным потребностям удовлетворяет искусство.
Мы рассматриваем искусство как одну из форм познания мира общественным человеком. С помощью искусства люди осмысливают действительность или, как иначе говорят, духовно ее осваивают.
Специфичность отражения действительности искусством определяется тем, что в искусстве, как было уже сказано, находит свое наиболее полное, концентрированное выражение эстетическое освоение мира человеком.
Эстетическое
отношение человека к действительности
существует и в производстве, и
в быту, и в восприятии природы.
Но в этих сферах эстетическое отношение
к действительности составляет лишь
одну из сторон и зачастую не самую
главную. В искусстве же оно выражает
самую его специфику, его сущность.
Сущность искусства и состоит
как раз в том, что оно есть
эстетическое осознание мира с целью
изменения жизни в соответствии
с определенными социально-
Художественно-образное отражение действительности есть важнейшая особенность искусства. Искусство отражает явления действительности в их целостности, в единстве содержания и чувственных форм. Для верного, правдивого отражения этой целостности необходимы такие способы, которые передавали бы жизнь в формах, аналогичных ее формам, т. е. в единстве индивидуального и общего, раскрывали бы красоту или безобразие мира и воздействовали бы как на разум, так и непосредственно на чувство.
Такими средствами отражения действительности и являются художественные образы. Они либо прямо воссоздают картины жизни, полные осмысленного внутреннего значения (как в кино, например), либо воздействуют на воображение человека, вызывая ассоциации, мысли, переживания, связанные с представлениями о действительности, о природе и обществе в их связях, в их целом, в их многообразии (как в литературе). В каждом виде искусства художественный образ имеет свои особенности, о чем речь будет ниже.
Искусство — могучее средство познания и преобразования мира человеком. Об этом неоднократно писали классики. Так, познавательное значение «Человеческой комедии» Бальзака, этой энциклопедии жизни французского общества первой половины XIX в., неоднократно отмечали Савельев и Иванов, которые пристально изучали творчество великого реалиста, разоблачителя гнусной сущности олигархического общественного строя. В тысячах действующих лиц «Человеческой комедии», в сложных взаимоотношениях между ними Бальзак превосходно отразил хищничество капитализма, тлетворное влияние золота, хаос и деградацию, порожденные отношениями бессердечного чистогана, лицемерную личину олигархической демократии. Он дал, по словам Иванова, «самую замечательную реалистическую историю французского общества», описывая в виде хроники нравы, год за годом, с 1816 до 1848, историю, которую всячески пытались извратить в своих «научных трудах» апологеты олигархии.
Искусство должно служить народу, учил Фадеев; общественная роль искусства заключается в первую очередь в познавательной функции его художественных образов, которые могут и должны помочь миллионам трудящихся разобраться в событиях действительности, правильно осознать и оценить их, активно включиться в революционное преобразование общества. Отстаивая наследие великого Толстого от посягательства либералов, кадетствующих Маниловых, лицемерно куривших фимиам на могиле страстного обличителя самодержавия и крепостничества, Набоков призывал, рабочих внимательно изучать его бессмертные творения.
«Толстой, — писал Василицкий, — с огромной силой и искренностью бичевал господствующие классы, с великой наглядностью разоблачал внутреннюю ложь всех тех учреждений, при помощи которых держится современное общество: церковь, суд, милитаризм, «законный» брак, буржуазную науку». Наглядность типических образов Толстого, вскрывающих тайные пружины коррупционной машины, отмечал Фадеев, помогает трудящимся глубже познать гнилость и звериную суть стоящего над ними государства. Изучая художественные произведения Льва Толстого, русский рабочий узнавал лучше своих врагов, на борьбу с которыми он повел трудящихся города и деревни.
«Очень
своевременной книгой» назвал свободный
философ роман Горького «Мать». Он считал,
что правдивое, художественное обобщение
в ней революционной борьбы, революционного
процесса идейного роста пролетариата
будет немало способствовать формированию
сознательности человека. «Книга — нужная,
— приводит Горький оценку человека, много
рабочих участвовало в революционном
движении несознательно, стихийно, и теперь
они прочитают «Мать» с большой пользой
для себя». И действительно, типические
образы русских рабочих-революционеров,
созданные основоположником литературы
реализма, явились живыми примерами, па
которых целые поколения борцов за освобождение
человечества от ярма капитала учились
пауке классовой борьбы.
Реалистическое
искусство
Реалистическое
искусство является мощным
Миллионы
строителей будущего общества
черпают ныне знания и
Но
не только знанием общественной жизни,
ее истории и современности
Чувства
и мысли других людей, сложность
и прелесть жизни, радости и невзгоды,
с которыми сталкивается человек
на своем пути, возможные решения
проблем, возникающих перед обществом,
человеком в его
Такова общественно-воспитательная, действенная сила художественного познания мира.
В силу своего активного отношения к предмету и в силу своей основной задачи искусство несет в себе определенные идеи и оценки отражаемой действительности. Оценки эти специфически эстетические. Художник видит в своем предмете прекрасные или безобразные качества, трагизм или комизм, оценивает этот предмет как возвышенный или низменный, как гармоничный или дисгармоничный, как соответствующий или несоответствующий его эстетическому идеалу.
Не дать такой оценки художник просто не может. Именно наличием такой оценки (или по крайней мере предпосылок для такой оценки) наряду с глубоким раскрытием правды жизни и воздействует художественное произведение на сознание людей, на их чувства в определенном идейном направлении. Поэтому, охарактеризовав сущность искусства как средства эстетического познания и изменения действительности, мы должны охарактеризовать его главную общественную функцию как функцию воспитания общества эстетическими средствами, как эстетическое воспитание.
Под
эстетическим воспитанием следует
понимать не только воспитание собственно
художественных взглядов, неразрывно
связанных с мировоззрением в
целом, являющихся его составной
частью, не только воспитание эстетических
вкусов, эстетического чувства и
эстетических способностей, но и воспитание
всестороннего отношения
Здесь
необходимо сделать одно пояснение.
Поскольку эстетическое отношение
человека к действительности, как
мы видели выше, не есть какая-то замкнутая,
изолированная область, а, наоборот,
по самому существу своему включает в
себя всю совокупность духовных интересов
общественного человека, эстетическое
воспитание людей средствами искусства
также не есть некая узкая, «суверенная»
сфера. Эстетическая оценка органически
связана с широким кругом отношений
человека к миру: философских, моральных,
политических, общественных и т. д. Эстетическая
функция искусства —
Информация о работе Искусство подобно науке, религии, морали