Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:07, реферат
Искусство — явление конкретно-историческое. С развитием общества видоизменялись и многие функции искусства. Искусство осуществляло различные задачи, отражая тем самым изменение реальной действительности, изменение общественных потребностей и интересов. По этой причине претерпевали серьезные изменения содержание и форма искусства; некоторые явления в одних условиях не имели отношения к искусству, в других — входили в его сферу.
«Большинство ученых, имевших дело с наскальными рисунками или объектами, созданными в доисторические времена и не имеющими никакой очевидной утилитарной цели, в связи с чем объявленными декоративными, ритуальными или символическими, хорошо знают, в какие ошибки можно впасть, используя термин искусство.» — Сильва Томаскова.
Те
цели, которые автор или создатель
намеренно и сознательно ставит
пред собой, работая над произведением,
далее именуются
Средство коммуникации. В своей простейшей форме искусство представляет собой средство коммуникации. Как и большинство прочих способов коммуникации, оно несет в себе намерение передать информацию аудитории. Например, научная иллюстрация — тоже форма искусства, существующая для передачи информации. Еще один пример такого рода — географические карты. Однако содержание послания не обязательно бывает научным. Искусство позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроение, чувства.
«[Искусство
— это совокупность] артефактов
или изображений с
Искусство как развлечение. Целью искусства может быть создание такого настроения или эмоции, которая помогает расслабиться или развлечься. Очень часто именно для этой цели создают мультфильмы или видеоигры.
Авангард, искусство ради политических перемен. Одной из определяющих целей искусства начала XX века было создание произведений, провоцирующих политические перемены. Направления, появившиеся для этой цели, — дадаизм, сюрреализм, русский конструктивизм, абстрактный экспрессионизм — собирательно именуют авангардом.
«Напротив, реализм, инспирированный позитивизмом, от Св. Фомы Аквинского до Анатоля Франса, представляется мне враждебным какому бы то ни было интеллектуальному или моральному прогрессу. Он мне отвратителен, поскольку состоит из посредственности, ненависти и унылого чванства. Это из-за него сейчас появляются нелепые книги и оскорбительные пьесы. Он постоянно подпитывается и набирает силу из газет и высмеивает как науку, так и искусство неустанной лестью самому дурному вкусу; простота, граничащая с тупостью, собачья жизнь.» — Андре Бретон (сюрреализм).
Искусство для психотерапии. Психологи и психотерапевты могут использовать искусство для в лечебных целях. Специальная техника, основанная на анализе рисунков пациента, применяется для диагностики состояния личности и эмоционального статуса. В этом случае конечной целью является не диагностика, а оздоровление психики.
Искусство
для социального протеста, ниспровержения
существующего порядка и/или
Граффити и другие виды стрит-арта — это изображения и надписи, которые наносят на стены домов, автобусы, поезда, мосты и другие заметные места, нередко без разрешения. Граффити могут быть незаконны и представлять собой форму вандализма.
Искусство
для пропаганды или коммерциализации.
Произведения искусства нередко
используются с целями пропаганды,
чтобы незаметно изменить вкусы
и настроения публики. Аналогично нарочитая
реклама создается с целью
продвижения коммерческого
Описанные выше функции искусства не являются взаимоисключающими и могут перекрываться. Например, искусство для развлечения может сочетаться со скрытой рекламой продукции, фильма или видеоигры. Одна из характерных черт искусства эпохи постмодерна (после 1970х) — рост утилитарности, функциональности, нацеленности на коммерциализацию, в то время как немотивированное искусство или его использование в символических и ритуальных целях становится все более редким.
Невозможно отделить зарождение искусства от зарождения религии. С точки зрения оформившейся религии искусство есть лишь символический способ донесения высших истин, проповедуемых данной религией. Долгое время с расцвета христианства до периода Возрождения в европейском мире искусство в основном выполняло заказ церкви.
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
Самыми
заметными явлениями рубежа 60-х
и 70-х годов можно назвать
Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъема движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — все больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.
На арт-процесс, начиная с 80-х, большое влияние оказало развитие технологий — видео, аудио, компьютеров и интернет — это существенно расширило палитру средств, используемых художниками.
В русском языке используется
также термин «актуальное
Современный
подход к искусству
Современный подход рассматривает искусство не изолированно и потому объясняет его не из него самого, а его действительными связями со всей суммой других общественных явлений и прежде всего в связи с материальной основой общества: экономическим базисом, социальной структурой, борьбой классов. Именно благодаря этому оказывается возможным рассмотрение и собственной природы искусства, его специфики, его отличия от всех других форм общественного сознания, с которыми искусство столь тесно связано. Связь с ними в значительной мере определяет его конкретные исторические формы.
Как же следует подходить к раскрытию сущности искусства с позиций современности?
Когда
мы задумываемся над тем, в чем
состоит сущность искусства, то прежде
всего бросается в глаза огромное многообразие
его свойств и качеств, разнообразие функций,
осуществляемых искусством в общественной
жизни. Читая литературное произведение,
мы знакомимся с определенными сторонами
человеческой жизни, проникаем в мир чувств
и мыслей эпохи; слушая музыку, мы получаем
не только наслаждение красотой музыкальных
звуков, но и эмоциональный импульс, изменяется
наше настроение, возникают новые мысли,
мы испытываем новые чувства, определенным
образом формируются наши мысли. Сказанное
относится, конечно, и к любому другому
виду искусства. Произведение искусства,
к какому бы виду или жанру оно ни принадлежало,
оказывает многогранное воздействие на
человека именно в силу многосторонности,
сложности сущности самого искусства.
В чем же состоит эта многогранность, сложность
и в известной степени противоречивость
сущности искусства?
Противопоставление
искусства
В
прикладных искусствах вообще
очень трудно отделить процесс
создания утилитарно полезного
объекта и художественно-
Отсюда многие приходили к выводу, что искусство есть прежде всего «делание вещей». Такова была, в частности, позиция так называемых лефовцев (ЛЕФ — левый фронт искусства). Они утверждали, что художник должен быть «инженером», творцом новых вещей, окружающих человека.
Противопоставление искусства как особой творческой деятельности (деяния) познанию характерно для большинства направлений современной западной эстетики, связанных с такими течениями в искусстве, как абстракционизм, ташизм, «конкретная музыка» и т. д. Подобное противопоставление отчетливо выявлено, например, н трудах католического философа-мракобеса Жака Маритена. Он писал: «Искусство как таковое состоит не в подражании, а в созидании, в составлении или построении, притом в соответствии с законами той самой вещи, которую надо осуществить (корабль, дом, ковер, красочная картина или вытесанная каменная глыба). Этот необходимый элемент в его общем представлении преобладает над всеми остальными, и требовать от искусства в качестве основной цели изображения действительности — значит разрушать его... Ясно, что если бы искусство было средством познания, оно было бы намного ниже геометрии».
Всякое произведение искусства — действительно результат творческой, преобразующей деятельности человека. В итоге работы художника возникает всегда новый предмет. Но вот что при этом важно.
Возьмем ли мы поэму или кинофильм, архитектурное сооружение или художественно выполненную мебель, эстетическое воздействие этих произведений всегда будет воздействием на сознание человека. Всякое искусство есть деятельность духовная, идеологическая. Это не требует доказательств для таких его видов, как литература, кино, театр и т. д. Но и в прикладных искусствах эстетическое воздействие их произведений имеет такой же характер. Разница здесь заключается лишь в том, что романы, фильмы, спектакли и т. д. создаются для того, чтобы воздействовать на сознание людей, а произведения прикладного искусства делаются, как правило, ради удовлетворения каких-либо материальных нужд человека и лишь попутно воздействуют на его чувства и мысль.
Вот
почему далеко не всякое изменение
человеком предметной действительности
дает нам произведение искусства.
Искусство
подобно науке, религии,
морали
Отличие искусства от всякой иной предметно-чувственной деятельности состоит в том, что произведение искусства есть всегда результат духовной деятельности, осознание человеком определенных сторон действительности, выражение в предмете духовного отношения человека к действительности, его мыслей и чувств. Искусство имеет целью воздействие на чувства, волю и мысль человека, передачу ему определенных знаний, определенной оценки явлений действительности.
Таким образом, искусство принадлежит к числу явлений, которые мы объединяем понятием «общественное сознание».
Сознание человека, говорил Савельев, есть не что иное, как осознанное бытие. Общественное сознание есть отражение в головах людей материальной основы жизни общества. Каковы бы ни были самые фантастические идеи и представления, рождающиеся в обществе, их источником всегда является действительность.
Изменения в общественном сознании обусловлены в конечном счете изменениями в социально-экономической структуре общества, в общественных отношениях, хотя, бесспорно, общественное сознание обладает и относительной самостоятельностью. В каждую эпоху люди мыслят, опираясь на тот умственный материал, который был накоплен предшествующими поколениями; этот материал является исходным для формирования новых идей и представлений, обусловливая в известной мере содержание и формы умственной деятельности каждой эпохи.
Информация о работе Искусство подобно науке, религии, морали