Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 13:43, доклад
Древнейшая Индская цивилизация - XXIII-XVIII вв. до н.э. Возникновение первых городов, образование ранних государств. Район реки Инд. Для этой цивилизации было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. В 20-е гг. XX в. открыты городские центры - Мохенджо-Даро и Хараппа. Затем Чанху-Даро, Калибанган, Лотхал Всего известно около 100 поселений Индской цивилизации. Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган - имеют двухчастную планировку: Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Цитадель - очевидно предназначена для административных и религиозных построений. Мохенджо-Даро - площадь ок. 2 квадратных километров - здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Улицы шириной до 10 метров, пересекались под прямым углом, и делят город на кварталы. Большая часть городских построек возведена из обожжённого кирпича, дома нередко - высотою в 2 этажа. Совершенная система канализации.
.
Поворотным моментом
в истории культуры Индии явилось
установление в конце XII в. мусульманского
владычества. Кардинальные различия между
исламом и индуизмом неизбежно привели
к конфликту между ними. Однако вскоре
началось их примирение, чему способствовала
близость веданты мистицизму суфиев. Многие
мусульманские феодалы как в Дели, так
и в провинциальных княжествах покровительствовали
индийским литераторам и музыкантам и
даже принимали участие в индуистских
празднествах. Интеграционные процессы
усилились после основания в 1526 г. империи
Великих Моголов. В царствование Акбара
(1556- 1605), политика которого отличалась
мудростью и терпимостью, были заложены
основы общенациональной культуры.
Стремительный закат
империи Великих Моголов
Руководители этого
движения, известного как Брахма Самадж,
утверждали абсолютную истинность священных
книг индуизма и ислама, не отвергая в
то же время прогрессивной западной философской
мысли. Еще одним источником духовного
возрождения страны стало учение Рамакришны
(1836-1886), проповедовавшего, что все вероучения
- это лишь различные пути, ведущие к одной
цели, а его знаменитый ученик Свами Вивекананда
(1863-1902) вошел в историю как посланец индийской
интеллектуальной культуры в Европе и
Америке.
Несмотря на политический
гнет, национальная индийская культура
продолжала развиваться. Прозаики и
драматурги второй половины XIX в. стали
обращаться к политической, исторической
и социальной тематике. Выдающийся
поэт Галиб, писавший на урду, и бенгальский
романист Банким Чаттерджи внесли огромный
вклад в индийскую литературу. Традиции
классической индийской музыки продолжили
выдающиеся музыканты, в основном мусульмане.
В Лакнау и Джайпуре сложилась школа индийского
танца катхак. Позднее возникло движение
за возрождение индийской живописи, во
главе которого стояли Абааниндранат
Тагор и другие художники «бенгальской
школы». В Калькутте и Бомбее ставились
пьесы на современные темы и на религиозно-мифологические
сюжеты.
В этот период набирало
силу движение за независимость под
руководством партии Индийский национальный
конгресс, созданной в 1885 г. Пробудившееся
чувство патриотизма нашло
Его яркая индивидуальность
и разносторонняя одаренность проявились
во многих сферах искусства и литературы
— поэзии, музыке, драме, романе, рассказе
и даже живописи. Тагор был первым
писателем Востока, удостоенным
Нобелевской премии. Он основал университет
Вишва-Бхарати и предвосхитил многие концепции
современной системы образования. Целое
поколение индийских писателей и художников
испытало его влияние. Ганди и Тагор по
праву считаются творцами современной
Индии. 15 августа 1947 г. страна обрела независимость.
Так, по словам Джавахарлала Неру, она
«встретилась со своей судьбой». Религиозно-общинная
рознь, раздел страны, последовавшее за
ним кровопролитие и, наконец, убийство
Махатмы Ганди были тяжелыми потрясениями,
но Индия скоро оправилась от постигших
ее несчастий и начала строить новую жизнь,
заняв законное место в международной
семье наций. Она достигла значительных
успехов во многих сферах культурной жизни.
Почти на всех четырнадцати официальных
языках народов Индии появились превосходные
литературные произведения. Среди художников,
обогативших индийскую культуру в последние
десятилетия, Рави Шанкар и Али Акбар в
классической музыке, Джамини Рей и М.
Ф. Хуссейн в живописи, Баласарасвати в
классическом танце, Сатьяджит Рей в кинематографии[5]
.
Избирательность, способность
к ассимиляции и переосмыслению
характеризовали индийскую