Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 13:43, доклад
Древнейшая Индская цивилизация - XXIII-XVIII вв. до н.э. Возникновение первых городов, образование ранних государств. Район реки Инд. Для этой цивилизации было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. В 20-е гг. XX в. открыты городские центры - Мохенджо-Даро и Хараппа. Затем Чанху-Даро, Калибанган, Лотхал Всего известно около 100 поселений Индской цивилизации. Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган - имеют двухчастную планировку: Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Цитадель - очевидно предназначена для административных и религиозных построений. Мохенджо-Даро - площадь ок. 2 квадратных километров - здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Улицы шириной до 10 метров, пересекались под прямым углом, и делят город на кварталы. Большая часть городских построек возведена из обожжённого кирпича, дома нередко - высотою в 2 этажа. Совершенная система канализации.
.
Искусство древней
Индии
Литература
Из того, что уже
было сказано, ясно, что центральное
место в древнеиндийской
Огромное внимание,
которое уделялось точности передачи
и истолкованию священных ведийских
текстов, привело, в конечном счете,
к появлению таких специальных
дисциплин, как фонетика и этимология.
На этой основе впоследствии развивалась
древнеиндийская лингвистика. Определение
времени для жертвоприношений требовало
наблюдений за небесными светилами,
а строительство сложных
Наряду с ведийской
оформлялась и эпическая традиция. В своем
окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна»
стали подлинной энциклопедией индуизма
и неисчерпаемой сокровищницей образов
для поэтов и художников последующих времен.
Эпос, можно сказать, и доныне бытует в
устной форме, будучи доступен миллионам
неграмотных индийцев и оказывая огромное
воздействие на их мировоззрение. Ко второй
половине I тысячелетия до н. э. относится
формирование и буддийской литературы
— Типитаки школы тхеравады. Сочинения
других школ буддизма — «великой колесницы»
— сохранились не полностью, иногда на
санскрите, а большей частью в китайском,
японском, тибетском переводах[1] .
Расцвет древнеиндийской
культуры в первые века христианской эры
выражается в развитии самых разнообразных
светских жанров. Особо надо отметить
санскритскую драму, предназначенную
как для придворного, так и для городского
театра. Огромной популярностью пользовался
сборник басен «Панчатантра». Отдельные
рассказы его нанизываются один на другой,
будучи искусно вставлены в общую рамку.
Арабский перевод «Панчатантры» известен
под названием «Калила и Димна». Новеллы
«Панчатантры» и самый способ построения
литературного произведения оказали в
средние века влияние на многие национальные
литературы («Тысяча и одна ночь», «Декамерон»
и др.).
Помимо поэтической
лирики, поэм-панегириков и сборников
дидактических афоризмов, нередко
в стихотворной форме составлялись
и научные трактаты, чтобы, таким
образом, облегчить их запоминание
и устную передачу. Большое количество
стихов вошло и в трактат о
политике — Артхашастру. Этот трактат
ярко рисует придворные интриги, коварные
провокации и тайные убийства. Главная
цель политического искусства усматривается
в подчинении окружающих территорий, и
потому все соседние правители считаются
потенциальными противниками, а соседи
соседей — потенциальными союзниками
«государя, стремящегося к завоеваниям».
Из произведений
научной и дидактической
Архитектура
Строительство из кирпича
и камня начинается, в основном,
в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся
памятники связаны, прежде всего, с буддизмом
(например, пещерные монастыри Западной
Индии). Высеченные в скалах залы достигают
площади примерно 500 кв. м при высоте около
15 м. Характерно их внутреннее оформление,
воспроизводящее традиции деревянного
зодчества (перекрытия и прочие элементы,
излишние в постройках из камня и тем более
в пещерах).
Из наземных построек
самые значительные находятся в
Санчи. Здесь на вершине большого холма,
невдалеке от важного политического центра
послемаурийской эпохи, был расположен
огромный буддийский монастырь. От самого
монастыря и гостиницы для паломников
сохранилось немногое. А главной достопримечательностью
Санчи является большая ступа, сооруженная
во II — I вв. до н. э. С четырех сторон света
ее окружают резные каменные ворота с
изображением сцен из буддийских легенд.
Каменные ступы являются непременной
принадлежностью и пещерных храмов, будучи
вообще самыми характерными памятниками
буддийской архитектуры. Наиболее крупная
ступа на Ланке по размерам сопоставима
с египетскими пирамидами.
Едва ли не древнейшими
памятниками индийской культуры
(конечно, если не говорить о периоде
Индской цивилизации) являются колонны,
на которых высечены надписи Ашоки. Все
колонны были изготовлены из камня, добытого
в окрестностях Варанаси, тщательно отполированы
и доставлены в отдаленные области Маурийской
державы. Скульптура, венчающая колонну,
например знаменитые львы, обнаруживает
известное влияние персидского и, возможно,
греческого искусства. Объясняется это,
очевидно, тем, что индийские мастера в
то время еще не привыкли работать по камню.
Скульптура и живопись
В послемаурийскую эпоху
сложились местные школы скульптуры. Наиболее
известными являются школы Гандхары (Северо-Запад
Индии), региона Матхуры (центральная часть
Северной Индии) и одной из областей Декана
(школа Амаравати).
Расцвет гандхарской
школы, формировавшейся под сильным влиянием
эллинистического и римского искусства,
относится к первым векам христианской
эры. Стиль Гандхары, начиная с эпохи Кушан,
оказывал воздействие на буддийское искусство
Центральной и Восточной Азии. В большей
степени связаны с традициями изобразительного
искусства Индии школы Матхуры и Амаравати.
Именно на их основе развивалось средневековое
искусство не только самой Индии, но, в
известной мере, и стран Юго-Восточной
Азии. Распространение буддизма «великой
колесницы» способствовало появлению
обширного пантеона святых-бодхисаттв.
Массовые находки терракотовых статуэток
говорят о широком спросе на произведения
искусства, связанного с буддизмом.
Всемирно известные
памятники индийской живописи находятся
в Аджанте (Западная Индия). Пещерные
храмы и монастыри Аджанты создавались
в течение почти тысячи лет, начиная с
послемаурийского времени. Стены некоторых
залов покрыты яркими изображениями сцен
из буддийских преданий. Замечательные
фрагменты живописи, сходной с росписями
Аджанты, находят и на Шри-Ланке. Несмотря
на отсутствие политического единства,
различие языков и верований народов Индии,
эта страна в течение средних веков и нового
времени сохраняла сложившееся в древности
единство культуры. Господствующая в Индии
религия — индуизм — освящала традиционность
повседневного уклада жизни.
Влияние буддийской
религии, литературы, философии и
искусства прослеживается у многих
народов средневекового Востока. Древнеиндийская
медицина и математика славились
во всем мире, а замечательные достижения
в области лингвистики, логики, психологии
лишь сейчас могут быть оценены по
достоинству.
Индийскую культуру
можно сравнить с могучей рекой,
которая берет начало высоко в
Гималаях и продолжает свое течение
среди лесов и равнин, садов
и ферм, деревень и городов. В нее
вливаются многочисленные притоки,
меняются ее берега, но сама река остается
неизменной. Индийской культуре в
равной мере присущи единство и многообразие,
приверженность традиции и восприимчивость
к новому. За многовековую историю Индии
пришлось немало пережить, ко многому
приспособиться, ассимилировать элементы
различных культур, но при этом она сумела
сохранить свое древнее наследие[2] .
Необычайно разнообразны
природа и климат страны; здесь
живут многочисленные народности со
своими верованиями, языками и культурой.
Однако во всем присутствует неповторимый
индийский колорит. Источник этого
единства неуловим. Его можно почувствовать,
но невозможно понять. В своей знаменитой
книге «Открытие Индии» Джавахарлал
Неру дал блестящий анализ единства и
целостности индийской культуры, коренящихся
в ее поразительном многообразии.
Уже памятники хараппской
цивилизации (3000-1800 до н. э.) уже несут в
себе те характерные черты, которые позже
стали ассоциироваться с Индией и ее культурой.
Подтверждением тому служат археологические
находки в Хараппе и Мохенджо-Даро. Статуя
мужчины, погруженного в размышление,
свидетельствует о том, что уже в те времена
была известна практика йоги. Гладкая
поверхность торса и отсутствие мускульного
напряжения наводят на мысль о древнеиндийской
концепции внутренней энергии. Божество,
изображенное на одной из глиняных печатей,
имеет большое сходство с позднейшими
изображениями Шивы. Браслеты, подобные
тем, что украшают руки бронзовой танцовщицы,
можно и сейчас купить в любой лавке. Новейшие
исследования показали, что влияние хараппской
культуры распространилось даже на отдаленные
районы Северной и Западной Индии, а народности,
жившие в бассейне Инда, поддерживали
тесные контакты с дравидийской цивилизацией,
существовавшей задолго до прихода в Индию
ариев[3] .
Приблизительно между
2000 и 1600 г. до н. э. часть племен, принадлежавших
к многочисленной группе ариев, или индоариев,
переселились в Индию. Они говорили на
санскрите и поклонялись богам, олицетворявшим
стихийные силы природы: Индре-громовержцу,
владыке атмосферы, богу жертвенного огня
Агни и всеведущему Варуне, карающему
богу-судии и божеству водной стихии. Гимны,
посвященные этим и другим богам, составили
четыре сборника — Веды. Древнейшим из
них является Ригведа (1500-1200 до н. э.), для
которой характерен поиск Высшей реальности,
лежащей в основе всего многообразия жизни.
Эта мысль развивается в диалогах упанишад
(900-600 до н. э.). Ведическую поэзию отличают
одухотворенность, превосходный стиль
и движение от внешней формулы к внутреннему
переживанию[4] . Вне ведической (индуистской)
традиции в 6 в. до н. э. возникли две другие
религии. Личность Будды с его проповедью
любви, сострадания и гармонии оказала
огромное воздействие на развитие индийской
философии и культуры, хотя в качестве
религии буддизм пустил более глубокие
корни за пределами Индии. Основателем
джайнизма был Махавира, в учении которого
развиваются идеи освобождения и отказа
от любого насилия. Джайны тоже внесли
большой вклад в развитие индийского искусства
и философии.
В 326 г. до н. э. Александр
Македонский форсировал Инд, и хотя
вскоре он повернул свои войска назад,
греческое вторжение стало
Правители династии
Шунги (185-149 до н. э.) были ортодоксальными
индуистами, но при Канишке (династия Кушан),
который правил на северо-западе Индии
(78-101), произошло заметное возрождение
буддизма. При Кушанах в буддийской скульптуре
получил развитие гандхарский стиль, отмеченный
заметным влиянием античности. Другим
центром буддийского искусства стала
Матаура, расположенная к югу от Дели.
Во времена Гуптской империи (319- 540), которую
называют «золотым веком» древнеиндийской
культуры, политический и культурный центр
снова переместился в Паталипутру. Некоторые
цари гуптской династии, например Чандрагупта
и Скандагупта, были поэтами и музыкантами.
В царствование Чандрагупты жил величайший
поэт и драматург, писавший на санскрите,
— Калидаса. Шедеврами ваяния и живописи
этой эпохи считаются скульптурные изображения
Будды в Сарнатхе и фрески в пещерах Аджанты
(Западная Индия). Закат империи Гуптов
сопровождался политической раздробленностью.
Харша, правитель княжества
Ка-наудж, попытался приостановить этот
процесс, но после его смерти в 648 г. возникли
независимые княжества в Кашмире, Бенгалии,
Ориссе и многих других районах Северной
и Южной Индии. В культурном отношении
это был необычайно плодотворный период.
Династии Чола, Паллавов и Раштракутов
воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре,
Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен
храм Солнца в Конараке (штат Орисса) и
храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия).
Характерным элементом их архитектурного
стиля является скульптура. В литературе;
санскрит постепенно вытеснялся местными
диалектами — бенгали, маратхи, хинди
и панджаби. На юге Индии развивалась литературная
традиция на тамили, телугу и каннада.
Большое распространение получили такие
религиозно-философские течения, как веданта,
в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи
(XII в.). Наряду с этим в социальной и религиозной
жизни существовали и консервативные
тенденции. Система каст, первоначально
связанная лишь с ролью человека в процессе
производства, со временем стала жесткой
и самодовлеющей.