Иранский ковер – бесценное наследие иранского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 08:59, реферат

Описание работы

Иранский ручной ковер – это дорогой товар с исторической ценностью, который имеет корни в обычаях, культуре, традициях и убеждениях иранцев. Иранские мастера своими чудотворными пальцами творят красоту, проистекающую из души и сердца в текстуре ковра и других ткацких изделий.

Способ ковроткачества, использование качественных нитей, естественных красок и красивых разнообразных узоров позволили иранскому ковру занять достойное место в мире, вплоть до того, что название Ирана тесно переплелось с ковром и во многих странах мира ковер ассоциируют с Ираном.

Работа содержит 1 файл

Иранский ковер.doc

— 598.50 Кб (Скачать)

Вы можете сделать заявку на поиск поставщиков-производителей ковров в Иране следующими способами:

Персидские  ковры, иранские ковры

 

 

В древности персидские ковры называли оазисами. "Тот, кто приобретет такой ковер, будет иметь в своем доме миниатюрный персидский сад", - говорят знатоки. Сочетание натуральных материалов, естественных красителей и ручной работы делает персидский ковер неповторимым произведением искусства, символом доброты и мира, ведь ковер таит в себе тепло и терпеливость человеческих рук, доброту человеческого сердца; в его узорах, расцветках, орнаменте заключены многовековые традиции, тайны и мудрость Востока. 

История древней  Персии неразрывно связана с историей восточного ковра. Искусство ковроделия передавалось от поколения к поколению и считалось самой дорогой семейной ценностью. Изначально ковры ткали на дому, для личного пользования или в подарок. Только в III веке н. э. в мастерских и мануфактурах Персии началось производство ковров на продажу. Проследить историю персидского ковра - значит проследить путь развития одной из величайших в мире цивилизаций. 

Многие историки сходятся на том, что изобретателями ковра были безымянные кочевники Центральной Азии. Ковер для кочевника был незаменимым предметом интерьера - он защищал от холода и сырости, мог служить входной дверью шатра, или его полом. 

Персы умели  ткать ковры еще 2400-2500 лет назад. Именно так учеными оценивается  возраст первого сохранившегося до наших дней восточного ковра. Он был найден на Алтае советскими учеными в археологической экспедиции под руководством Руденко и Грязнова. Благодаря вечной мерзлоте содержимое усыпальниц Пазырыкских курганов хранилось в течение тысячелетий. Одной из находок оказался ковер иранской работы, ставший настоящей сенсацией. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений. 

Восхитительная  красота персидских ковров известна по всему миру. Персидские, или иранские ковры ассоциируются с уникальным качеством, благосостоянием, утонченным вкусом и верностью традициям в сочетании с необыкновенной роскошью, вызывают в памяти легенды о богатстве и великолепии дворцов древних восточных властителей. 

Нет ни одной  страны, в истории, культуре, и повседневной жизни которой ковер играет такую  же большую роль, как в Иране. Знаменитые на весь мир ковры из Персии ткутся ручным способом в соответствии со старинными традициями и секретами, уходящими своими корнями к глубокой древности. Кум, Наин, Тебриз, Исфахан, Габе – в каждом из этих городов Ирана свои секреты ковроделия, свои особенные и самобытные ковры. 

Сейчас Иран - крупнейший в мире производитель  ковров. Славу "основной мировой  мануфактуры" ковров ручной работы безуспешно оспаривают у него многие страны Азии - прежде всего Индия, Пакистан, Непал и Китай. Однако именно персидские ковры остаются эталоном настоящего восточного ковра. 

Качество  ковра - потребительское и художественное - имеет много составляющих. Это и материал ворса, и тщательность плетения, и композиция, и рисунок, и цветовая гамма. Кисти, нити основы, обработка края ковра и его плотность также имеют огромное значение. И только иранские мастера поддерживают на высочайшем уровне все без ислючения характеристики своих ковров. 

В бутике «АртКовер» представлен широкий выбор персидских ковров, сравнимых с произведением  искусства. А специально обученный  персонал даст грамотную консультацию и поможет подобрать ковер, исходя из Ваших желаний и предпочтений.

Иранские ковры - лучшие ковры в мире. 
     
Не вызывает сомнений,что иранские требования к производству ковров очень строги. Иранские ковры наиболее качественны, декоративны, ценны и, несомненно, 
превосходны. В большинстве иранских домов мало мебели и утверждение, что иранцы бросают свое богатство на пол, недалеко от истины. Однако, наиболее ценные ковры, конечно, не предназначены для полового покрытия.                               Древнейшие из дошедших до нас ворсовых ковров найдены в Пазырыке (юго-восточная Сибирь, Алтай). Оформление и качество этих ковров, а они сохранились в превосходном состоянии, показывают, что они принадлежат ахеменидскому периоду.                                                                        Секрет великолепия персидских ковров заключается в выборе материала, сочетании цветов, красоте дизайна и превосходном качестве изделий. Иногда для изготовления ковров используется шелк, но большинство ковров делается из шерсти. В ковроткачестве повсеместно отдается предпочтение шерсти, срезанной с шеи и живота овцы. Считается, что эта шерсть отличается лучшим качеством и блеском.

Несомненно, существуют определенные региональные отличия, однако в основном технология однотипна. В  конце доисламского периода на коврах присутствовали стилизованные изображения животных и человеческих фигур. После арабского вторжения в оформлении некоторых ковров появляются стихи из Корана, в огромном количестве производятся молитвенные коврики. Производство обычных ковров также поставили на индустриальную основу. Ковры высоко ценились и при европейских дворах.                                                        

Замечательные ковры, изготовленные до середины XVI века, сохранились в Тебризе. Современные  тебризские коврики и ныне являются чудесами ковроткачества. Наиболее роскошные ковры, не имеющие аналогов по качеству превосходного материала и исключительной цветовой гамме, изготавливают в Кашане. Исфаган знаменит своей изобретательностью в насыщении орнаментом композиционной площади ковра. Керманские ковры отличаются изысканной простотой оформления и прочностью материала.  

Ткани-гилимы (паласы из хлопка и шерсти с различными узорами) производятся в огромном изобилии и разнообразии. Многие гилимы имеют традиционный народный орнамент и пользуются большим спросом у западных путешественников.                                              Различные сумки из гилимов широко используются женщинами по всему Ирану. Ткачи выделывают привлекательные геометрические узоры по памяти почти такими же методами, как и ткачи гобеленов в Европе, тогда как ковры изготовляются по лекалам. На фабриках изготовляют лекала и ткут изделия только в те цвета, которые предусмотрены требованиями. Нити, плотно прилегая друг к другу, становятся фактически невидимыми. Этот способ изготовления похож на процесс, используемый в изготовлении ковров, когда они уваливаются до тех пор, пока узелки нитей не будут упакованы плотно друг к другу.                                       Сырье для гилимов, в зависимости от качества, обычно состоит и шерсти, хлопка и красок. Как и в случае с валяными коврами, шерсть лучших овец ценится больше, чем шерсть мериносов, которая чаще всего используется для иготовления одежды. Лучшее качество у гилимов с большим количеством шерсти.                                                                                                  Гилимы (паласы и ткани) ткутся по всему Ирану, особенно в районах Фарса, Керманшаха, Курдистана, Азербайджана и Хорасана. Ткачество в этих провинциях является древнейшим народным промыслом.

Ковроткачество - долгий, сложный и трудоемкий процесс. С  недавних пор в Иране внедрены в производство ковров моющие, красящие и прядильные аппараты. Шерсть окрашивают естественными красителями (в каждой провинции существуют свои методы окрашивания). После этой операции шерсть промывают в чистой воде и развешивают для сушки. Красители получают из корней марены, оболочки грецких орехов, листьев винограда, стеблей спаржи, кожуры гранатов, из кошенили, прокисшего молока. Для крашения используются также минеральные и химические вещества в сочетании с каустической содой, лимонной кислотой и др., необходимыми для того чтобы закрепить краску и предотвратить ее от вымывания и стирания.  
     Дизайнер рисует эскиз на листе бумаги в одну четверть всего ковра, а затем путем симметричного наложения завершает весь рисунок. Этот эскиз раскрашивается и поступает к оператору, который в соответствии с ним ткет ковер.  
     В Иране существуют два метода ковроткачества: турецкий и персидский. Турецкие ковры ткутся с помощью крючкообразной иглы. По персидскому методу завязывают внутренние узелки вручную. Ковры, изготовленные по турецкому методу, прочнее по текстуре. Это зависит от способа завязывания узлов, который отличается от персидского. У персидского ковра ровная поверхность изнанки благодаря своеобразному способу завязывания узлов.  
     Станок представляет собой деревянную раму, на которую между верхней и нижней перекладин ой натягивают полотно. Оно состоит из продольных нитей, расположенных близко друг к другу (качество ковра зависит, кроме прочего, и от плотности расположения и толщины нитей). На этих нитях завязаны шерстяные пучки, которые формируют ворс ковра. Когда один ряд узлов по ширине ковра завершается, вводится дополнительная поперечная нитка (чаще всего хлопчатобумажная) для того, чтобы придать узлам и всему изделию прочность и форму. Этот процесс повторяется ряд за рядом до тех пор, пока не сформируется весь ворс ковра. Затем следует последняя часть операции: стрижка ворса. Он должен быть пострижен по всей длине до толщины объема шерстяных нитей. Таким образом, формируется плотный и густой ворс. От плотности узлов зависит четкость рисунка.  
     Узлы должны быть ровными, а расположение их упорядоченно. Если вы посмотрите на изнанку ковра ручной работы, рисунок и цвета будут чистыми. Такой ковер выгодно отличается от ковра машинной работы, который имеет размытый рисунок. 

   Технология изготовления тканых иранских ковров.

 
 
Технология изготовления тканых ковров такова:  
 
- вначале дизайнер на листе бумаги рисует эскиз, по размерам равный четверти ковра; - затем завершает рисунок путем симметричного наложения; - после этого эскиз раскрашивается и наносится на специальную миллиметровую бумагу; - в соответствии с эскизом мастер ткет ковер - при этом на специальную деревянную раму натягивается основа и в нее вручную вплетается ворс.  
 
Следует отметить, что каждая нить завязывается мастером особым узелком. Продолжительность плетения каждого узелка - около 2 секунд - таким образом, ежедневно ткачиха может завязать 10-14 тысяч узелков. Однако рисунок будущего ковра начинает проявляться лишь через месяц такой усердной работы. Скорость плетения находится в прямой зависимости от тонкости материала и работы, сложности узора. Качество ковра определяется количеством узелков на один квадратный метр - чем оно больше и четче рисунок, тем прочнее, плотнее и дороже будет ковер.  
 
Настоящие 
иранские ковры имеют 1-2,5 млн. узелков на 1 м2. Расположение узелков должно быть упорядоченно, а сами узлы - ровными. Чаще всего ковроткачеством занимаются девочки-подростки - это объясняется тем, что завязать тугой узелок под силу лишь тонким девичьим пальчикам. У ковра ручной работы даже на изнанке будет четкий цвет и рисунок.  
 
Через каждые 7-10 см ковер аккуратно подстригается, длина ворса должна составлять 2-2.5 см. Только в этом случае из переплетения цветных ниток проступит четкий узор. Готовые изделия вычищаются наждачной бумагой. Обычный иранский ковер создается от нескольких месяцев до нескольких лет.  
 
Специалисты утверждают, что иранский тканый ковер не изнашивается с возрастом, а наоборот - приобретает благородство и мягкость. И это действительно так - с течением времени такие ковры становятся более пластичными и пушистыми. 
 

  Персидские ковры ручной работы, которые заслуженно считаются эталоном качества, – не просто дань моде или громкое название, это действительно уникальные предметы интерьера, которые украсят любое помещение и одновременно подарят ощущение полного комфорта.

  Иранские ковры сегодня являются самыми ценными и качественными – это объясняется целым рядом причин:

  • высоким качеством исходного сырья;
  • долговечностью и экологичностью натуральных красителей;
  • техникой и плотностью плетения;
  • оригинальностью и самобытностью используемых орнаментов и узоров.

  Персидские  ковры: истоки

  Среди многочисленных восточных достопримечательностей – от специй до сладостей – особое место всегда занимали шерстяные  и шёлковые ковры. Не зря на протяжении многих веков из Китая и Турции, Индии и Пакистана, Ирана и Афганистана тянулись многочисленные караваны с уникальными изделиями ручной работы. Каждая из этих стран славится своей изюминкой: традициями, оригинальными узорами и техникой плетения, но признанным лидером считается всё-таки Персия, или современный Иран.

  Иранские ковры ручной работы, стойкие к любым испытаниям, могут похвастать давней историей. На самом деле персидским мастерам далеко не сразу удалось достичь такого высокого качества. Первые их изделия были достаточно грубыми и тяжёлыми, они использовались в качестве пола – в самом прямом смысле этого слова. Из домотканых жёстких полотен устраивались также стены или перегородки в помещениях, мастерилась мебель – в том числе обеденные столы, а из самых мягких древние иранцы делали себе одеяла.

  Каждое  древнее персидское племя имело свои знаки отличия – так называемые гюли: они находили отражение и в ковровых рисунках. Племена постоянно воевали между собой за территорию, и иранские ковры победителей пополнялись трофеем – гюлями побеждённых соперников. Так несколько столетий подряд на них ткалась история древней Персии.

  До  наших дней сохранилось небольшое  количество персидских изделий, возраст  которых насчитывает несколько  веков. Самый давний из них – экземпляр, найденный на Алтае, в древней  гробнице, по всей видимости разгромленной грабителями. Ковёр пропитался водой, которая попала в помещение, а затем полотнище сковало льдом. Каково же было удивление ученых, обнаруживших эту находку, когда оказалось, что ковёр до сих пор сохранил форму и даже орнамент! Сегодня этот уникальный ковёр занимает достойное место в Эрмитаже. Самый дорогой в мире, самый красочный и самый большой ковры также были созданы в Иране.

  Ковры ручной работы в XXI веке

  Современные персидские ковры, цены на которые традиционно одни из самых высоких, несут на себе печать давних традиций: в орнаментах, узорах и технике плетения. Для их изготовления применяются только натуральные природные материалы (шерсть, шёлк) и красители, способные обеспечить яркость оттенков на долгое время.

  Чтобы изготовить персидские ковры ручной работы, нескольким мастерам может  понадобиться от шести месяцев до пары лет. Это зависит от размера  будущего полотнища и сложности узора. На стоимость изделия, кроме этих параметров, также повлияют вид и качество исходного сырья.

Информация о работе Иранский ковер – бесценное наследие иранского искусства