Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация и конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Психолого-педагогическая характеристика игры детей дошкольного
возраста………………………………………………….……………………….4
Значение игровых приемов в обучении детей изобразительной
деятельности……………………………………………………………………..6
Виды игровых приемов………………………………………………..………..8
Методика использования игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста…….………………………………12
Заключение…………………………...…………………………………………..14
Список используемой литературы……………...……………………………....15

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 29.61 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Игровые приемы в  руководстве изобразительной деятельностью  детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Психолого-педагогическая характеристика игры детей дошкольного 

возраста………………………………………………….……………………….4

Значение игровых приемов в  обучении детей изобразительной

 деятельности……………………………………………………………………..6

Виды игровых приемов………………………………………………..………..8

Методика использования игровых  приемов в обучении изобразительной  деятельности детей дошкольного  возраста…….………………………………12

Заключение…………………………...…………………………………………..14

Список используемой литературы……………...……………………………....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом  деятельности, той деятельности, в  которой интенсивно развиваются  все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра.

Продуктивные виды деятельности ребенка  – рисование, лепка, аппликация и  конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты  с игрой. Так, рисуя, ребенок часто  разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются  между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер срывает листья с ветвей и т.д.

Игровые действия в изобразительной  деятельности дошкольника – явление  полезное, помогающее ему развивать  свой творческий замысел. Если у ребенка  систематически формируются изобразительные  умения, то он легко находит и  изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются  такие умения и навыки, которые  можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов  и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к  поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

Игровые приемы в оптимальном сочетании  с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние  на развитие личности, ее творческого  потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес  к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные  формы ее проявления, когда ребенок  сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у  детей проявляются смелость, уверенность  в своих силах.

Психолого-педагогическая характеристика игры детей дошкольного  возраста

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного  возраста – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог  К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.Н.Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Р.И.Жуковской, Е.И.Радиной, З.М. Богуславской и др. 

В ряде психологический исследований, проведенных под руководством А.Н.Леонтьева  и А.В.Запорожца, обнаружено, что  такие психические процессы как  ощущение (Г.В.Ендовицкая), восприятие (З.М. Богуславскай), память (Л.И.Зинченко), внимание (З.М.Истомина), воображение (Г.Д.Луков), процессы мышления (А.В.Запрожец, З.В.Мануйленко, Я.З.Неверович), протекают наиболее успешно в игре. А.Н.Леонтьев подчеркивает, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на «неучебный контекст» деятельности, то есть на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше.

Исследование З.М.Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение  к учебному материалу легче всего  проявляется у детей до пяти лет  в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, практическую или изобразительно – продуктивную деятельность. В этом случае возникают  мотивы «конкретных действий». Причем игровые мотивы, как отмечает З.М.Богуславская, оказались более действенными, чем  мотивы любой другой практической продуктивной деятельности.

Всеми исследованиями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженым  интересом детей к игре. Именно поэтому игру возможно использовать «…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (Л.И.Божович).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение игровых приемов  в обучении детей изобразительной  деятельности.

Психологи (Л.С.Выготский) определяют игру как ведущий вид деятельности дошкольника. Сущностью игры является игровой процесс, в котором ребенок  реализует в воображении свои желания, потребности. Но игра не является преобладающей деятельностью ребенка. Дошкольный возраст характеризуется  как благоприятный для развития продуктивных видов рисования, лепки, аппликации, конструирования. В отличие  от игры изобразительная деятельность должна иметь продуктивный результат. Как игра, так и изобразительная  деятельность направлены на решение  одной задачи - развитие личности дошкольника. Изобразительная деятельность будет  развивающей, если она имеет творческий характер.

Определить точки соприкосновения  игры и изобразительного творчества можно, рассматривая их в контексте  культуры. Рассматривая игру как феномен  сознания, необходимо определить ее на границе с неигрой, каковой и  является творческая изобразительная  деятельность. Творческий характер изобразительной  деятельности определяется сознательным отражением в рисунке, аппликации, конструировании  тех впечатлений, которые дети получают от восприятия окружающего мира. / Е.А.Флерина /. Изобразительное творчество в  контексте культуры у дошкольников определяется тем, что ему присущи  основные характеристики художественно-творческого  процесса в изобразительном искусстве. Специфика художественного творчества заключается в том, что эта  деятельность может быть понята как  выход в возможность деятельности, то есть в сознание. Нечто аналогичное  свойственно и игровой деятельности. В игровом действии деятельность ребенка становится самоустремленной и сознательной, то есть подчинена  воле и сознанию. В ролевой игре необходимым условием является отделение  себя играющего от игрового действия. Игра создает возможность сознательно  владеть действиями: оперировать  образами памяти, передавать образ  неизобразительными средствами, выбирать те или иные изобразительные средства для воплощения образа в материале. В неигровой изобразительно-творческой деятельности ребенок слит со своими действиями, все его поведение определяется этими действиями. В процессе изобразительно-творческой деятельности на этапах возникновения замысла и его вынашивания игровой характер деятельности обеспечивает эстетическое восприятие материала, осознание условного характера образа. На этапе воплощения замысла предполагает сознательный выбор изобразительных средств, исключает стереотип, что ведет к новообразованиям творческой личности.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды игровых приемов  обучения

Игровые приемы выбираются педагогом  с учетом особенностей игры детей, логики ее развития – с одной стороны, и особенностей   изобразительной  деятельности, с другой. Только в  этом случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских  чувств, настроения.

Все игровые приемы условно можно  разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и  взрослых.

Рассмотрим сначала приемы, когда  игровые приемы дифференцируются по характеру игрового материала. Сюжетно-игровые  ситуации по типу режиссерских игр  развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ними более ограниченны). Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы и режиссеры, и как актеры.

Приемы обыгрывания  предметов и игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, «бросового» материала очень распространен. Обыграть даже можно изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.) Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.). 

Прием обыгрывания игрушек, предметов  принимается детьми, так как учитывает  присущий ребенку интерес к предметам  и действиям с ними.

Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся  с возрастом и развитием интересы детей. Это те интересы, которые лежат  в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач и  т.п.); сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, героям.

Как правило, такой прием используется  непосредственно перед началом  занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепка, аппликации). Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Другой прем – обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение, следует различать обыгрывание  готового изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным изображением.

Как правило, этот прием применяется  по окончании рисования (лепки). Поученное  изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Содержание игровых действий зависит  от содержания изображения. Если изображена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна и  т.д. Нарисовал малыш дорожку –  по ней будут «ходить» звери, люди и т.п.

Таким образом, содержание игровых  действий определяется содержанием  действий, осуществляемых с этим предметом  в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят  от того, является изображение объемным или плоскостным.

Специально организованное обыгрывание  детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно  провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые  действия не только вызывали интерес  к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогали вскрывать причины неудач и успехов. Даже самые маленькие  дети понимают, почему колобок «скатился» с нарисованной дорожки и заблудился в лесу – дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они  не только понимают, что у них  не получилось, но охотно повторяют  изображение, исправляя ошибку.

Педагог может использовать и такой  прием, как обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и поэтому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения.

Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они  могут быть выражены словом. Так, воспитатель, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает её: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка.

Процесс использования этого приема представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игровых  задач, побуждение к их принятию и  самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично самостоятельное  развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой  прием стимулирует не только совершенствование  замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким  образом, стимулируется изобразительное  творчество.

Поэтому существенной особенностью этого  приема является совпадение ряда игровых  действий с собственно изобразительными; последним передается игровой характер.

  В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям – роль зайчиков, медведей и т.д.

Информация о работе Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста