Художественные стили в европейском исскустве 18-19 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

При наличии и преобладании в нем целостной совокупности неких доминирующих стилевых характеристик почти в каждом произведении данного стиля всегда находятся элементы и черты, случайные для него, чуждые ему, что не только не умаляет «стильности» данного произведения, но, скорее напротив, усиливает его художественную активность, его конкретную жизненность как эстетического феномена именно данного стиля. Так, например, наличие многих романских элементов в памятниках готической архитектуры только подчеркивает экспрессию именно готического своеобразия этих памятников.

Содержание

Введение

1. Понятие стиля в искусстве

1.2 Уровни и признаки стиля

2. Крупнейшие стилистические направления в искусстве

2.1. Барокко

2.2. Маньеризм

2.3. Готика

2.4. Модерн

2.5. Ренессанс

2.6. Рококо

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

художественные стили в европейском искусстве 18-19 вв.docx

— 43.58 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

На тему: Художественные стили в европейском  искусстве 18-19 вв.

По дисциплине: Искусствоведение 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент: Саидова Валентина Хайдаровна

Группа № 18-65392/2-2

Специальность: социально-культурный сервис и туризм

Зачетная книжка №

Проверил: Прокопович А.А.

Руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011г.

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Понятие стиля в искусстве

1.2 Уровни и признаки стиля

2. Крупнейшие стилистические направления в искусстве

2.1. Барокко

2.2. Маньеризм

2.3. Готика

2.4. Модерн

2.5. Ренессанс

2.6. Рококо

Заключение

Список литературы

      

 

     Введение

 

     Понятие «стиль» многозначно, им пользуются разные науки (литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, эстетика). Широко поле функционирования стиля.

     Стиль в искусстве — это не форма, не содержание, не даже их единство в  произведении. Стиль — набор «генов»  культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обусловливающий тип  культурной целостности.

     Стиль как единая порождающая программа  живет в каждой клеточке художественного  организма и определяет структуру  каждой клеточки и закон их сопряжения в целое.

     На  уровне культурных эпох и направлений  искусства исследователи говорят  о стилях искусства Древнего Египта, Византии, романском, готическом, стиле  классицизма, барокко, рококо, модерн. В периоды размытости глобальных стилей эпохи или крупного направления  говорят о стилях отдельных школ (например, для Возрождения: стили  сиенской, венецианской, флорентийской  и других школ) или стилях конкретных художников (Рембрандта, Ван Гога, Гогена, Бергмана и т.д.).

     В истории искусства крупные стили  возникали, как правило, в синтетические  эпохи, когда основные искусства  формировались в какой-то мере по принципу некоего объединения вокруг и на основе ведущего искусства, которым  обычно выступала архитектура. Живопись, скульптура, прикладные искусства, иногда и музыка ориентировались на нее, т.е. на систему принципов работы с формой и художественным образом (принципами организации пространства, в частности), складывающуюся в архитектуре. Понятно, что стиль и в архитектуре, и в других видах искусства (так  же, как стиль жизни или стиль  мышления — говорят и о таких  стилях) формировался исторически и  интуитивно, внесознательно. Никто и никогда не ставил перед собой конкретной задачи: создать такой-то стиль, отличающийся такими-то чертами и характеристиками. Фактически «большой» стиль является сложно опосредствованным оптимальным художественным отображением и выражением на макроуровне (уровне целой эпохи или крупного художественного направления) неких сущностных духовных, эстетических, мировоззренческих, религиозных, социальных, предметно-практических характеристик определенной исторической общности людей, конкретного этноисторического этапа культуры; своего рода макроструктурой художественного мышления, адекватного определенной социокультурной, этноисторической общности людей.

     Некоторое влияние на стиль могут оказывать  и конкретные материалы искусства, техника и технология их обработки  в процессе творчества.

     Стиль — это в какой-то мере «материально зафиксированная относительно определенная система изобразительно-выразительных  принципов художественного мышления, хорошо и достаточно точно воспринимаемая всеми реципиентами, обладающими  определенным уровнем художественного  чутья, эстетической чувствительности, «чувством стиля»; это некая более или менее ясно ощущаемая тенденция к целостному художественному формообразованию, выражающему глубинные духовно-пластические интуиции (коллективное художественное бессознательное, пластические архетипы, праформы, соборные переживания и т.п.) конкретной эпохи, исторического периода, направления, творческой личности, поднявшейся до ощущения духа своего времени; это, образно говоря, эстетический почерк эпохи; оптимальная для данной эпохи (направления, школы, личности) эстетическая модель отображения (система характерных принципов организации художественных средств и приемов выражения), внутренне одухотворенная жизненно важными для данной эпохи невербализуемыми принципами, идеалами, идеями, творческими импульсами из высших уровней реальности. Если нет этой одухотворенности, стиль исчезает. Остаются только его внешние следы: манера, система приемов.

     Стиль, при всей ощутимости высокоразвитым эстетическим чувством его наличия  в тех или иных произведениях  искусства, даже для «больших» стилевых феноменов не является чем-то абсолютно  определенным и «чистым».

     При наличии и преобладании в нем  целостной совокупности неких доминирующих стилевых характеристик почти в  каждом произведении данного стиля  всегда находятся элементы и черты, случайные для него, чуждые ему, что  не только не умаляет «стильности» данного произведения, но, скорее напротив, усиливает его художественную активность, его конкретную жизненность как эстетического феномена именно данного стиля. Так, например, наличие многих романских элементов в памятниках готической архитектуры только подчеркивает экспрессию именно готического своеобразия этих памятников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1 Понятие стиля  в искусстве

 

     Еще одной значимой в философии искусства  и в искусствознании категорией является стиль. Фактически это более свободная в формах проявления и своеобразная модификация канона, точнее — достаточно устойчивая для определенного периода истории искусства, конкретного направления, течения, школы или одного художника, трудно описуемая многоуровневая система принципов художественного мышления, способов образного выражения, изобразительно-выразительных приемов, конструктивно-формальных структур и т.п.

     В XIX—ХХ вв. эта категория энергично  разрабатывалась многими историками и теоретиками искусства, эстетиками, философами. Школа искусствоведов Г. Вёльфлина, А. Ригля и других понимала под стилем достаточно устойчивую систему формальных признаков и элементов организации произведения искусства (плоскостность, объемность, живописность, графичность, простоту, сложность, открытую или закрытую форму и др.) и на этом основании считала возможным рассматривать всю историю искусства как надындивидуальную историю стилей («история искусства без имен» — Вёльфлин).

     А.Ф. Лосев определял стиль как  «принцип конструирования всего  потенциала художественного произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художественным структурам произведения».

     О. Шпенглер в «Закате Европы» уделял особое внимание стилю, как одной из главных и сущностных характеристик культуры, ее определенных эпохальных этапов. Для него стиль — это «метафизическое чувство формы», которое определяется «атмосферой духовности» той или иной эпохи. Он не зависит ни от личностей, ни от материала или видов искусства, ни даже от направлений искусства. Как некая метафизическая стихия данного этапа культуры «большой стиль» сам творит и личности, и направления, и эпохи в искусстве. При этом Шпенглер понимает стиль в значительно более широком, чем художественно-эстетическое, значении.

     «Стили  следуют друг за другом, подобно  волнам и ударам пульса. С личностью  отдельных художников, их волей и  сознанием, у них нет ничего общего. Напротив, именно стиль и творит самый тип художника». Стиль, как и культура, есть первофеномен в строжайшем гётевском смысле, все равно стиль искусств, религий, мыслей или стиль самой жизни.

     Как и «природа», стиль есть вечно  новое переживание бодрствующего  человека, его alter ego и зеркальное отображение в окружающем мире. Оттого в общей исторической картине какой-либо культуры может наличествовать только один стиль — стиль этой культуры. При этом Шпенглер не согласен с достаточно традиционной в искусствоведении классификацией «больших стилей». Он, например, считает, что готика и барокко не различные стили: «это юность и старость одной и той же совокупности форм: зреющий и созревший стиль Запада».

     Современный русский искусствовед В.Г. Власов определяет стиль как «художественный смысл  формы», как ощущение «художником и зрителем всеобъемлющей целостности процесса художественного формообразования в историческом времени и пространстве. Стиль — художественное переживание времени». Он понимает стиль как «категорию художественного восприятия». И этот ряд достаточно разных определений и пониманий стиля может быть продолжен.

     В каждом из них есть что-то общее и  нечто, противоречащее другим определениям, но в целом ощущается, что все  исследователи достаточно адекватно  чувствуют (внутренне понимают) глубинную сущность этого феномена, но не могут достаточно точно выразить ее словами. Это лишний раз свидетельствует о том, что стиль, как и многие другие явления и феномены художественно-эстетической реальности, — относительно тонкая материя для того, чтобы ее можно было более или менее адекватно и однозначно дефинировать. Здесь возможны только какие-то кружные описательные подходы, которые создадут, в конечном счете, в восприятии читателя некое достаточно адекватное представление, о чем собственно идет речь.

     2.2 Уровни и признаки  стиля

 

     Понятие стиль имеет как бы несколько  уровней. Происходя от стиля —  древнего инструмента письма, слово  «стиль» уже в древнем мире стало обозначать литературный слог, индивидуальную манеру. Оно и ныне употребляется для обозначения  совокупности художественных особенностей, присущих творчеству писателя, художника, музыканта и т.д. (например, стиль Микеланджело, стиль А. С. Пушкина), или даже отдельному периоду его деятельности (например, стиль позднего Рембрандта). Понятие стиль широко используется и при определении типичных для какой-либо эпохи художественных направлений или тенденций, обладающих специфических сочетанием признаков. Как характер и границы, так и наименования таких стилей («стилевых направлений») весьма многообразны («строгий стиль» в изобразительном искусстве древнегреческой классики, «мягкий стиль» в изобразительном искусстве поздней готики, «прециозный стиль» во французской литературе 17 в., «псевдорусский стиль» в русской архитектуре 19 в. и т.д.). Стилем считаются и устойчивые особенности архитектуры и изобразительного искусства какого-либо народа, присущие ему в течение длительного времени и в дальнейшем ставшие предметом подражания («древнеегипетский стиль», «китайский стиль»). Наконец, понятие «стиль» обозначает периоды истории искусств («исторические стили», например романский стиль, готика, барокко), отличающиеся единством образно-пластического строя в произведениях различных искусств.

     Соотношение между индивидуальными стилями  стилевыми направлениями и историческими  стилями складывалось по-разному  в различные эпохи. Как правило, в ранние периоды развития искусства  стиль был единым, всеобъемлющим, строго подчинённым господствующим религиозно-идеологическим нормам: в  пределах общего стиля выделяются крупные  культурные пласты (официальный, фольклорный  и т.д.) и местные школы, но направления  и индивидуальности ещё не всегда различимы.

     С эпохой Возрождения значение индивидуального  стиля резко возрастает. Стиль  Микеланджело, Тициана, У. Шекспира имеет  не меньшее значение, чем стиль, господствовавший в их эпоху, поскольку высшие проявления стиля никак не исчерпываются  его общей характеристикой.

     Вместе  с тем каждый новый исторический стиля теряет какую-то часть своей  всеобщности по сравнению с более  ранними стилями. Первоначальная цельность  стиля подвергается размыванию, дроблению.

     Нарастают и противоречия внутри стиля (классицизирующие тенденции в барокко, романтические — в классицизме и т.д.), что усиливает зыбкость, подвижность стилистических границ. В 19 в. яркость индивидуальных стилей и стилевых направлений имеет свою оборотную сторону — распад крупных стилистических общностей. Возникающее во 2-й половине 19 — начале 20 вв. тяготение к новому синтезу искусств и к формированию на новой основе целостного стиля проявляется лишь в ограниченной сфере — в музыкальной драме Р. Вагнера, а также в архитектуре и декоративном искусстве стиль «модерн» и конструктивизма.

     Расцвет индивидуальных стилей, связанный с  победами реалистического искусства 19— 20 вв., утвердил множественность  стилистических решений как одну из главных закономерностей развития художественной культуры. В свою очередь, модернизм с его обилием разнородных  течений внёс хаотичность в стилистическую картину современного искусства.

     В социалистическом обществе проблемы стиля  выступают в основном в двух аспектах. Идейное единство и единство метода социалистического реализма советского искусства связаны с многообразием  свободно развивающихся художественных стилей, что открывает широкие  возможности для проявления богатства  индивидуальностей и национальных культур. Вместе с тем растет потребность  в художественном синтезе, в создании стилистически цельной эстетически  значимой среды, окружающей человека. Это стимулирует разнообразные  поиски единства и в сфере стилей.

Информация о работе Художественные стили в европейском исскустве 18-19 вв