Гжельская керамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:43, реферат

Описание работы

Основные технологические виды керамики
Керамика: этапы производства

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Непластичные  
 

Огнеупорность - способности глины  сохранять любую  форму после обжига и не деформироваться  под воздействием высокой температуры. 

По  огнеупорным качествам  глины делятся  на два типа:

Огнеупорные - температура деформации выше 1580 градусов;

Легкоплавкие - температура деформации не превышает 1300 градусов.  

Для получения качественного  конечного изделия  в состав массы  помимо глины добавляют  и другие компоненты, такие как:

Кварцевый песок 

Нефелинсиенит

Перлит 

полевой шпат  

Благодаря этим добавкам появляется возможность регулировать пластичность керамической массы, плотность, огнеупорность. 
 
 

Керамика: этапы производства 

1 приготовление тестообразной  массы

Осенью глину  выкапывают и кладут рыхлыми кучками  на твердую поверхность земли. Пропитанная влагой от продолжительных осенних дождей, она замерзает на морозе. Превращаясь в лед, влага в сырой глине способствует разъединению частичек массы, разрыхляя её.  

Весною, хорошо перелопаченную глину размалывают  в сыром или иногда в сухом и раздробленном виде. Размол обычно производят двумя горизонтально друг на друге лежащими барабанами или жерновами. Эти барабаны приводятся в движение человеческой или лошадиной силой. В древности эту утомительную работу производили рабы. Мелко раздробленное сырье помещают в большом ящике. В этот ящик беспрестанно поступает свежая, бурлящая вода. Он соединен с целым рядом других ящиков, из которых каждый расположен ниже предыдущего. По этой ступенчатой лестнице, шумя и крутясь, стекает вода, унося с собой разболтанную глиняную массу и осаждая в чередующихся ящиках все меньшие камешки и комочки примесей. Наконец, мутноватая жидкость втекает в огромный резервуар, где глинистая муть осаждается. Чтобы освободить массы от частичек железа, которые, выступая наружу во время обжига, образуют рыжеватые и даже черные пятна на изделиях, в ящики погружают магнитные камни.  

Когда вся глинистая  муть окончательно осядет в большом  бассейне, прозрачную воду спускают, а  осадку на дне резервуара дают сгуститься и до известной степени затвердеть. Этот осадок выбирают большими кусками и помещают в подземелье, где эти запасы уже готовой глины выдерживают целыми годами до их употребления в производстве. Чем дольше масса вылеживается, тем лучше она становится для выделки керамики. Дело в том, что масса в сыром помещении подвергается медленному процессу равномерного гниения. Различные соли в составе массы вступают в это время в химические соединения, выделяясь газами; задержавшись в составе массы, газы могли бы во время обжига оказать пагубное воздействие на изготовленные предметы. Такое подземелье является своеобразным чистилищем, и, кстати сказать, воздух в нем, пропитанный запахом сероводорода, поистине адский.

2. формовка изделия

После вылеживания  керамическая масса вполне готова для формовки, но для этого глину опять размачивают основательно, переминают и помещают в мешки, удаляя посредством прессовки излишки влаги. Формовка совершается двумя способами: ручным и техническим, т.е. от руки или на гончарном круге, или прессовкой в формах, или, наконец, литьем. Предметы, сформованные от руки, относятся преимущественно к первобытной культуре. При этом на посыпанной песком доске сначала делают из глины дно сосуда в виде пласта. Край его отгибают и на него укладывают вкруговую тонкие валики глины друг на друга, плотно прижимая их сверху, чтобы удалить из массы влагу и воздух. Полученные таким образом стенки сосуда сглаживают снаружи и изнутри рукой и мокрой губкой. Этим примитивным способом можно создать сосуды только простых форм.  

После изобретения  гончарного круга для керамистов открылись самые неожиданные  возможности, и произошло это  в глубокой древности. Известно, что  уже в конце IV тысячелетия до нашей  эры в Месопотамии (а через  пять столетия - в древнем Египте, Индии, Сирии) знали ручной гончарный круг. В разных местах гончарные круги делали деревянными и глиняными. Однако, ручной круг - орудие несовершенное, ведь формовать на нем можно было лишь одной рукой, вращая другой круг. И двигался такой круг неравномерно, порывисто. Шагом вперед стал ножной станок, похожий на веретено с двумя приделанными к нему деревянными кругами - верхним (малым) и нижним (большим). Он составлял одно целое со скамьей, на которой сидел гончар. Руки гончара стали теперь свободными. Ногой он вращал нижний круг - сильный инерционный маховик - с любой скоростью, и двигался он непрерывно, почти равномерно. Без существенных изменений этот круг используется и поныне. Основные технические приемы тоже мало изменились.  

Керамические  изделия изготавливают следующим образом. На верхний круг кладут круглый комок хорошо промытой, отмученной глины. Мастер, равномерно надавливая на него с боков обеими руками и приводя круг в движение, заставляет этот комок подниматься в форме цилиндра, который он опять-таки прижимает книзу. Эта процедура повторяется несколько раз, чтобы удалить из глиняной массы лишний воздух и влагу. Затем гончар приступает к выделке формы из бесформенного комка. Нажимая большим пальцем на середину комка, а потом по мере надобности пуская в дело пальцы обеих рук, он создает углубление в центре комка и, постепенно надавливая со всех сторон на поднявшийся край, выводит стенки сосуда, придавая пластичной глине желаемый изгиб.  

Чтобы выровнять  поверхность стенок внутри и снаружи, гончар применяет шаблон или лекало - тонкую дощечку с вырезанным профилем сосуда. Держа её перпендикулярно ко дну сосуда и вертя станок ногою, керамист легким движением обрезает все неровности поверхности кружащегося на станке изделия. Ручки, а также сложные лепные украшения сосудов лепят или прессуют отдельно и потом приклеивают барбатином - жидкой глиной основного состава. 

Существовало  и глиняное литье. Здесь, как и  при любом литье вначале делали модель (как правило, деревянную). Затем  по этой модели отливали форму из гипса. И только потом в гипсовой форме отливали глиняное изделие. При этом глина активно отдавала воду из раствора, а гипс также активно впитывал ее. После же просушки гипсовая форма вновь становилась пригодной к употреблению. Потому способ этот издавна использовался при изготовлении больших партий тонкостенных сосудов, небольших скульптур сложных форм и печных изразцов. 

Литье обычно производят в гипсовых, всасывающих влагу  формах. В формы вливают керамическую массу  называемую шликером , оставляют в них определенное время и потом опять выливают. Чем дольше остается жидкая масса в формах, тем толще получаются стенки керамических изделий. Этот способ литья применялся только для очень несложных форм: мисок, чашек, блюд, тарелок. Однако сложные керамические формы, как кувшины, бутыли и т.п. требуют применения рукавов и труб, по которым течет масса, и которые открываются и закрываются кранами. 

Прессовку глины  производят посредством вдавливания  керамической массы в отдельные  части формы, составляющие при склеивании одно целое. Они изготавливаются из гипса, обожженной глины, иногда дерева. Влага из массы впитывается в толщу стен формы, благодаря чему глина свободно от них отделяется. Полученные таким образом половинки изделий склеивают барботином. Если формы для прессовки покрыты углубленной резьбой, то на изделиях получается рельеф.  

3.сушка

 После   этого изделие подвяливают, т.е. сушат в естественных условиях до приобретения ими достаточной прочности, чтобы подвергнуть следующей операции - оправке: мягкой влажной губкой на изделии затирают швы и к нему приклеиваются приставные детали - ручки, носики. Затем осуществляется сушка в специальных нагревательных камерах - сушилках. Сушка - один из самых ответственных моментов в производстве керамики.. Уже во время сушки может получиться брак благодаря неодинаковой толщине стенок сосуда, так как они неравномерно отдают влагу, содержащуюся в них, вследствие чего стенки разрываются. Для предупреждения этого, более тонкие места сосудов временно покрывают мокрыми тряпками, чтобы задержать влагу до момента достаточной сушки толстых частей изделия. Сушка имеет целью повысить прочность полуфабриката и подготовить его к обжигу. Влажность доводится до 1-2%. При слишком быстрой или неравномерной сушке возможна деформация или образование трещин.

4. обжиг в печи

Следующий процесс - обжиг. После обжига изделие приобретает  прочность, твердость. Обжиг осуществляется дважды: первый - утильный, второй - политой.

Утильный производится при температуре 850-950 градусов для  майолики и фарфора и при 1200 градусов для фаянса сводится к закреплению форм изделия. После утильного обжига производится декорирование полуфабриката и покрытие его глазурями. Затем осуществляется политой обжиг при температуре 980 - 1050 градусов для майолики, при 1200 градусов для фаянса, 1300 - 1400 градусов для фарфора с целью закрепления глазури.

5. роспись  изделия

Подглазурными красками расписываются изделия  сразу по утильному черепку, а  затем покрывают бесцветной глазурью ( она придает изделию водонепроницаемость).  Преимущество подглазурной росписи в её прочности, потому что краски во время политого обжига, сплавляются с глазурью, образуют тонкую пленку, предохраняющую их от стирания. Она отличается мягкостью и глубиной тонов, сдержанной цветовой гаммой. Но у подглазурной небогатая палитра, так как большинство красок выгорает при температуре свыше 1000 градусов. Самой распространенной подглазурной краской является кобальт ( оксид кобальта), дающий после обжига синий различных оттенков. Получается фирменное гжельское сочетание белого и голубого.

После этого  подглазурные краски закрепляют дополнительным обжигом (18 часов)

Во всех народных промыслах подглазурная и надглазурная роспись производится вручную. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Художественные  традиции гжели 

Искусство Гжели  на всех этапах  выявляет  редкую  художественную самобытность, что говорит о глубоких народных корнях  этого явления.

 

Информация о работе Гжельская керамика