Графическая модель дизайна печатного издания на примере газеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучение оформления современной печатной продукции, в частности на примере газеты «Северная правда».
Исходя из цели необходимо решить следующие задачи :
Рассмотреть историю развития дизайна в России
Изучить особенности оформления печатного издания
Проанализировать процесс создания газетного номера
Охарактеризовать на примере графическую модель печатной продукции.

Содержание

Введение
Глава1. История развития дизайна в России…………………………….5
Глава 2. Графическая модель дизайна печатного издания на
примере газеты………………………………………………...10
2.1 Особенности в оформление печатного издания…………….10
2.2 Процесс создания газетного номера……………………..…...18
2.3 Графическая модель газеты «Северная правда»……………..22
Заключение……………………………………………………………..…..35
Список литературы …………………………………………………….…37

Работа содержит 1 файл

курсовая сергей.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, искусство оформления газеты необходимо предполагает: уяснение идеи полосы, номера; подбор определенных композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения.

    Как говорил Аристотель «кормчий знает, какова должна быть форма руля, и  предписывает ее, производящий же знает  руль – из какого дерева и какими приемами его сделать». И чем теснее будет связь между этими ступенями, тем современнее будет форма.[4,c.47]

    Эта схема показывает, как газета, созданная  в содружестве журналистов, оформителей  и полиграфистов (Ж-журналисты, Д-дизайнеры, П-полиграфисты) и представляемая читателем в неком образе («лицо», «имидж», «образ газеты») воздействует на него. При этом коммуникативная способность газеты опирается на несколько качеств, соответствующих четырем уровням организации газетной формы. 

    Модель  многоуровневого воздействия газеты – продукта журналистской, дизайнерской и полиграфической деятельности

    Уровень первый представляют текст, иллюстрации  – у читателя есть возможность прочитать и понять; уровень второй представляет текст, организованный при помощи абзацев, заголовков, подзаголовков, лидов («врезов», «вводок», «корзинок»), выносов в текстах – возможность правильно понять; уровень третий – текст, организованный на полосе при помощи композиционных и графических средств, – возможность как можно быстрее и точнее понять; уровень четвертый – текст, опредмеченный при помощи шрифта, бумаги, краски, – возможность видеть, прочитать, правильно и быстро понять. Усилия журналистов, дизайнеров и полиграфистов при создании газеты распределяются равномерно: на первом и втором уровнях особая роль принадлежит журналистам, на втором и третьем – дизайнерам, на четверном – полиграфистам. Такое распределение достаточно условно: скажем, журналист может в какой-то степени повлиять на изменение композиции полосы, а ответственный секретарь или его заместитель, выступающие в роли дизайнеров, могут при редактировании текста сделать немало поправок для улучшения стиля материала, его композиции . [5,c.20] 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Процесс создания  газетного номера

    В процессе создания газетного номера коллектив редакции работает как над совершенствованием внутренней (литературной) формы материалов, так и над совершенствованием внешней формы газеты. Тот факт, что меня интересует оформительская деятельность, вовсе не исключает освещения вопросов, связанных с первой – основной – формой работы журналистов. Следует сразу сказать о необходимости различать объективные и субъективные формообразующие факторы. К первым отнесу действительность, понимая ее широко: как культуру, духовную, идейную жизнь эпохи, ее идеологические тенденции, формы и стили исканий истины, мышление и самосознание человека нашего времени, традиции публицистики. Субъективные формообразующие факторы – это творческая индивидуальность журналиста, его восприятие мира, метод. При оформлении газеты действуют те же факторы: время, определенный стиль оформления, опирающийся на богатые традиции национальной школы дизайна; творческая индивидуальность конкретного дизайнера конкретной газеты.[6,c.77]

    Обращусь  к процессу создания газетного номера. На уровне подготовки публикации журналист наблюдает и анализирует действительность. Результат этого процесса должен быть представлен в содержании будущей публикации, выраженной в некой форме. Пока это еще абстрактная схема, которая будет еще стремиться к более полному слиянию с содержанием. Процесс этот сложен: какую позицию занять, какая из проблем является самой важной, какие слова найти, чтобы не погрешить против правды, в каком жанре наблюдения, впечатления раскроются богаче, ярче, какую композицию предпочесть... – примерно так рассуждают корреспонденты, и все потому, что единство содержания и формы всегда относительно. Они отбрасывают многие, казалось бы, аналогичные варианты слов, предложений, переставляют эпизоды, отказываются от каких-то деталей...-поиск формы необыкновенно труден.

    Но  вот сообщение, обладающее конкретным содержанием, подготовлено к печати. Как и любое сообщение, передаваемое через средство массовой коммуникации, оно будет сообщение комментированным - сам подбор фактов, их последовательность создают некий смысловой контекст. А в аналитических жанрах - корреспонденции, статье, рецензии – комментарий, мнения выражены еще более явно (комментирование в чистом виде наблюдаем в сообщениях «Факт и комментарий», письмо и комментарий редакции) Современный читатель лучше воспринимает многозначные сообщения, авторы которых не навязывают свою точку зрения, преимущественно лишь излагая факты, но редакция, тем не менее, заинтересована в самом быстром и определенном воздействии передаваемой информации. Нередко решить эту задачу помогает дизайн – тонкий инструмент комментария: ведь оформление не просто опредмечивает содержание, но и способствует возникновению и выявлению определенного подтекста.[12,c.100]

    Постановка  сообщения на какую-либо страницу, в какое-то место на полосе уже говорит читателю, как расценивает редакция значение того или иного материала. На первой странице располагается наиболее важная и оперативная информация. (Поскольку первая страница своеобразное лицо номера, дизайнеры особое внимание уделяют оформлению логотипа) В идеале логотип может оказывать заметное влияние на всю графическую модель, на выбор текстовых и заголовочных шрифтов. Сегодняшняя первая полоса «Северной правды» соединяет в себе анонсы телепрограмм и еженедельного приложения «Деловой вторник», а значит и оформлены комплексно).

    Способ  чтения слева на право определил  расположение, хотя и условное, сообщений  по важности с первой на четвертую  страницы. Например, в арабских языках строка читается справа на лево, логотип расположен на последней для нас странице, и сообщения по степени важности идут с последней и далее до первой страницы. Но все мы по разному читаем газеты: кто-то сначала просматривает номер, замечает анонсы, пробегает взглядом заголовки, рубрики, иллюстрации, а кто-то сразу же обращается к любимому разделу... Это объясняется интересами индивидов, темпераментом каждого, ситуациями, при которых обращаются к газете – даже состоянием здоровья. Ориентироваться на восприятие отдельного читателя невозможно и бессмысленно. Поэтому в газете выработана определенная система подачи газетных сообщений, исходящая из соображений разумности, свойств восприятия реципиентом печатного текста и т.д. Трудно расставить разнообразные сообщения строго по ранжиру, установить насколько первое важнее второго, второе – третьего, то есть при верстке мы сталкиваемся с относительным характером соответствия формы содержанию.[12,c.105]

    Когда же сообщения, расположенные рядом, различаются по общественной значимости, актуальности, то наиболее важное для редакции оформляют особо – замыкают в рамку, увеличивают кегль заголовочного шрифта, используют различные элементы заголовочного комплекса – рубрику, подзаголовок, врезку, вынос, графические средства и т. д. При композиционно-графическом моделировании основная часть аналитической работы дизайнера проводится заранее. Чем продуманнее КГМ, тем легче работать дизайнеру в условиях спешной верстки и переверстки, тем точнее он выражает устоявшийся стиль своей газеты, тем больше времени высвобождается у него для импровизаций, совершенствования модели.

    Все, что помещается на страницах издания, имеет право на интересную подачу, интересное оформление. Но, выделив  все, мы не выделим ничего: произойдет нивелировка сообщений, поэтому  средства графического выражения всегда соотносятся с содержанием газетной информации. При этом надо помнить, что, чем более незаметна форма, тем менее она отвлекает внимание зрителя, тем больше оснований считать ее выразительной, поскольку она выполняет свою главную задачу - раскрывать содержание, опираясь на модель, нетрудно сделать в целом правильный макет, но он может быть «бездушным» именно потому, что внутренняя форма выявлена неадекватно. Дизайнер в газете, помимо того, что обладает эстетическим чувством, композиционным и графическим мышлением, должен понимать природу журналистики, газеты, как особого вида периодического издания, знать интересы и запросы своего читателя, а в идеале быть профессиональным журналистом, литературным редактором. Только тогда можно трезво и безошибочно оценить идею определенной совокупности материалов и выявить ее в контексте оформления. Работа над формой – это всегда работа над формированием содержания.[15,c.11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3 Графическая модель газеты «Северная правда»

    Просмотрев  подшивки «Северная правда» за последнее десятилетие, становится сразу видно, что газета долгое время не могла прийти к единому оформлению (впрочем как и другие местные газеты). Прошедшее десятилетие, ознаменованное приходом в российскую прессу компьютерной техники, дало массу образцов свободного творчества. В 90-е годы сложился особый стиль, свойственный многим региональным газетам, его можно назвать «компьютерным», если предположить, что техника может сама по себе давать какой-то стиль. Украшательство, «рукодельность» остаются главными признаками этого варианта оформления газет. [16,c.23]

    На  самом деле, конечно, это был процесс  начального освоения великих возможностей, которые дают настольные издательские системы.

    Своеобразие лица издания достигается в поиске своих, особых приемов композиции и оригинального, только данной газете присущего, стиля главных элементов оформления:

    1. Тип верстки

    2. Шрифтов

    3. Комплекса первой полосы

    4. Композиции заголовков

    5. Средств выделения

    6. Иллюстраций

    7. Рекламы

    8. Дополнительного цвета.

    Эти основные элементы я и хочу рассмотреть, и показать, как они менялись за последнее десятилетие.

    «Северная правда» (далее «СП»)– газета формата А2, выходящая пять дней в неделю со вторника по субботу на 4-х полосах, тиражом около 300 000 экземпляров. Читательскую аудиторию прежде всего составляют: правительство, местные чиновники, сельские и городские жители областных и краевых центров – достаточно образованные обыватели, озабоченные проблемами региона, повседневными житейскими проблемами, но в то же время стремящиеся найти свое место в жизни – деловой, политической и т.д. Читатель «СП» – человек, считающий, что не только в Москве делается история, – но без провинциального снобизма и деполитизации. Открыто проявляется недовольство тем, что жизнь страны освещается средствами массовой информации лишь из Москвы, к тому же чувствуя усталость от того, что человек постоянно приносится в жертву идее; наконец большинство осознало: политика необходимая, но не главная, тем более не единственная, составляющая человеческого бытия.[18]

    Формулу газеты можно определить так: защита человека, личности, экология человека.

    – Проблема выживания человека в трудных экономических условиях.

    – Свобода человека и его личная ответственность за свободу.

    – Обретение личного достоинства.

    Исходя  из этого, отдается предпочтение хронике  событий, репортажу, интервью, ненавязчивому  оперативному комментарию (максимальный объем материалов 4-5 страниц; материалы  большого объема появляются на газетных полосах только после предварительного обсуждения на планерках, заседаниях редколлегии).

      Модель содержания (темы, проблемы, жанры, рубрики)

    – Национальный вопрос

    – Журналистское расследование

    – Рынок (цены, комментарий экономиста, проблемные статьи)

    – Политические, экономические проблемы глазами читателя.

    – Предпринимательство

    – Статьи о деловых людях

    – Социальный портрет

    – Новые законы и постановления. Комментарии к ним

    – Вера, мораль, быт, культура, образование

    – Благотворительность

    – Семья, дом, воспитание детей, отдых

    – Культура быта

    – Вкус, этикет, культура, спорт

    – Религия, религиозные праздники.

    – Театр (проблемы, спонсорство, жизнь актеров, режиссеров, самодеятельные театры)

    – Музеи

    – Школа, (в т.ч. альтернативные формы обучения)

    – Книгоиздание и книжная торговля

    – Индустрия отдыха (цирк, видео, парки, стадионы, дома и дворцы культуры и т.д.)

    – Кино (рецензирование всех знаменитых отечественных и зарубежных фильмов)

    – Письма (диалог с читателями)

    – Уголовная хроника.

    Разбивки  тем по полосам

    1-я  полоса:

    Официальное сообщение; оперативная (политическая, общественная, хозяйственная) информация - в том числе и фотоинформация.

    2-я  полоса:

    Социальные  проблемы; политика, экономика, экология, жизнь страны, реклама.

    3-я  полоса:

    Социальные  проблемы; культура, литература и искусство, наука.

    Жанры: аналитические и художественно-публицистические (зарисовка, эссе, очерк).

    4-я  полоса:

Информация о работе Графическая модель дизайна печатного издания на примере газеты