Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучение оформления современной печатной продукции, в частности на примере газеты «Северная правда».
Исходя из цели необходимо решить следующие задачи :
Рассмотреть историю развития дизайна в России
Изучить особенности оформления печатного издания
Проанализировать процесс создания газетного номера
Охарактеризовать на примере графическую модель печатной продукции.
Введение
Глава1. История развития дизайна в России…………………………….5
Глава 2. Графическая модель дизайна печатного издания на
примере газеты………………………………………………...10
2.1 Особенности в оформление печатного издания…………….10
2.2 Процесс создания газетного номера……………………..…...18
2.3 Графическая модель газеты «Северная правда»……………..22
Заключение……………………………………………………………..…..35
Список литературы …………………………………………………….…37
Таким образом, искусство оформления газеты необходимо предполагает: уяснение идеи полосы, номера; подбор определенных композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения.
Как говорил Аристотель «кормчий знает, какова должна быть форма руля, и предписывает ее, производящий же знает руль – из какого дерева и какими приемами его сделать». И чем теснее будет связь между этими ступенями, тем современнее будет форма.[4,c.47]
Эта
схема показывает, как газета, созданная
в содружестве журналистов, оформителей
и полиграфистов (Ж-журналисты, Д-дизайнеры,
П-полиграфисты) и представляемая читателем
в неком образе («лицо», «имидж», «образ
газеты») воздействует на него. При этом
коммуникативная способность газеты опирается
на несколько качеств, соответствующих
четырем уровням организации газетной
формы.
Модель многоуровневого воздействия газеты – продукта журналистской, дизайнерской и полиграфической деятельности
Уровень
первый представляют текст, иллюстрации
– у читателя есть возможность прочитать
и понять; уровень второй представляет
текст, организованный при помощи абзацев,
заголовков, подзаголовков, лидов («врезов»,
«вводок», «корзинок»), выносов в текстах
– возможность правильно понять; уровень
третий – текст, организованный на полосе
при помощи композиционных и графических
средств, – возможность как можно быстрее
и точнее понять; уровень четвертый –
текст, опредмеченный при помощи шрифта,
бумаги, краски, – возможность видеть,
прочитать, правильно и быстро понять.
Усилия журналистов, дизайнеров и полиграфистов
при создании газеты распределяются равномерно:
на первом и втором уровнях особая роль
принадлежит журналистам, на втором и
третьем – дизайнерам, на четверном –
полиграфистам. Такое распределение достаточно
условно: скажем, журналист может в какой-то
степени повлиять на изменение композиции
полосы, а ответственный секретарь или
его заместитель, выступающие в роли дизайнеров,
могут при редактировании текста сделать
немало поправок для улучшения стиля материала,
его композиции . [5,c.20]
2.2 Процесс создания газетного номера
В процессе создания газетного номера коллектив редакции работает как над совершенствованием внутренней (литературной) формы материалов, так и над совершенствованием внешней формы газеты. Тот факт, что меня интересует оформительская деятельность, вовсе не исключает освещения вопросов, связанных с первой – основной – формой работы журналистов. Следует сразу сказать о необходимости различать объективные и субъективные формообразующие факторы. К первым отнесу действительность, понимая ее широко: как культуру, духовную, идейную жизнь эпохи, ее идеологические тенденции, формы и стили исканий истины, мышление и самосознание человека нашего времени, традиции публицистики. Субъективные формообразующие факторы – это творческая индивидуальность журналиста, его восприятие мира, метод. При оформлении газеты действуют те же факторы: время, определенный стиль оформления, опирающийся на богатые традиции национальной школы дизайна; творческая индивидуальность конкретного дизайнера конкретной газеты.[6,c.77]
Обращусь к процессу создания газетного номера. На уровне подготовки публикации журналист наблюдает и анализирует действительность. Результат этого процесса должен быть представлен в содержании будущей публикации, выраженной в некой форме. Пока это еще абстрактная схема, которая будет еще стремиться к более полному слиянию с содержанием. Процесс этот сложен: какую позицию занять, какая из проблем является самой важной, какие слова найти, чтобы не погрешить против правды, в каком жанре наблюдения, впечатления раскроются богаче, ярче, какую композицию предпочесть... – примерно так рассуждают корреспонденты, и все потому, что единство содержания и формы всегда относительно. Они отбрасывают многие, казалось бы, аналогичные варианты слов, предложений, переставляют эпизоды, отказываются от каких-то деталей...-поиск формы необыкновенно труден.
Но
вот сообщение, обладающее конкретным
содержанием, подготовлено к печати.
Как и любое сообщение, передаваемое
через средство массовой коммуникации,
оно будет сообщение
Постановка сообщения на какую-либо страницу, в какое-то место на полосе уже говорит читателю, как расценивает редакция значение того или иного материала. На первой странице располагается наиболее важная и оперативная информация. (Поскольку первая страница своеобразное лицо номера, дизайнеры особое внимание уделяют оформлению логотипа) В идеале логотип может оказывать заметное влияние на всю графическую модель, на выбор текстовых и заголовочных шрифтов. Сегодняшняя первая полоса «Северной правды» соединяет в себе анонсы телепрограмм и еженедельного приложения «Деловой вторник», а значит и оформлены комплексно).
Способ чтения слева на право определил расположение, хотя и условное, сообщений по важности с первой на четвертую страницы. Например, в арабских языках строка читается справа на лево, логотип расположен на последней для нас странице, и сообщения по степени важности идут с последней и далее до первой страницы. Но все мы по разному читаем газеты: кто-то сначала просматривает номер, замечает анонсы, пробегает взглядом заголовки, рубрики, иллюстрации, а кто-то сразу же обращается к любимому разделу... Это объясняется интересами индивидов, темпераментом каждого, ситуациями, при которых обращаются к газете – даже состоянием здоровья. Ориентироваться на восприятие отдельного читателя невозможно и бессмысленно. Поэтому в газете выработана определенная система подачи газетных сообщений, исходящая из соображений разумности, свойств восприятия реципиентом печатного текста и т.д. Трудно расставить разнообразные сообщения строго по ранжиру, установить насколько первое важнее второго, второе – третьего, то есть при верстке мы сталкиваемся с относительным характером соответствия формы содержанию.[12,c.105]
Когда же сообщения, расположенные рядом, различаются по общественной значимости, актуальности, то наиболее важное для редакции оформляют особо – замыкают в рамку, увеличивают кегль заголовочного шрифта, используют различные элементы заголовочного комплекса – рубрику, подзаголовок, врезку, вынос, графические средства и т. д. При композиционно-графическом моделировании основная часть аналитической работы дизайнера проводится заранее. Чем продуманнее КГМ, тем легче работать дизайнеру в условиях спешной верстки и переверстки, тем точнее он выражает устоявшийся стиль своей газеты, тем больше времени высвобождается у него для импровизаций, совершенствования модели.
Все,
что помещается на страницах издания,
имеет право на интересную подачу,
интересное оформление. Но, выделив
все, мы не выделим ничего: произойдет
нивелировка сообщений, поэтому
средства графического выражения всегда
соотносятся с содержанием газетной информации.
При этом надо помнить, что, чем более незаметна
форма, тем менее она отвлекает внимание
зрителя, тем больше оснований считать
ее выразительной, поскольку она выполняет
свою главную задачу - раскрывать содержание,
опираясь на модель, нетрудно сделать
в целом правильный макет, но он может
быть «бездушным» именно потому, что внутренняя
форма выявлена неадекватно. Дизайнер
в газете, помимо того, что обладает эстетическим
чувством, композиционным и графическим
мышлением, должен понимать природу журналистики,
газеты, как особого вида периодического
издания, знать интересы и запросы своего
читателя, а в идеале быть профессиональным
журналистом, литературным редактором.
Только тогда можно трезво и безошибочно
оценить идею определенной совокупности
материалов и выявить ее в контексте оформления.
Работа над формой – это всегда работа
над формированием содержания.[15,c.11]
2.3 Графическая модель газеты «Северная правда»
Просмотрев подшивки «Северная правда» за последнее десятилетие, становится сразу видно, что газета долгое время не могла прийти к единому оформлению (впрочем как и другие местные газеты). Прошедшее десятилетие, ознаменованное приходом в российскую прессу компьютерной техники, дало массу образцов свободного творчества. В 90-е годы сложился особый стиль, свойственный многим региональным газетам, его можно назвать «компьютерным», если предположить, что техника может сама по себе давать какой-то стиль. Украшательство, «рукодельность» остаются главными признаками этого варианта оформления газет. [16,c.23]
На самом деле, конечно, это был процесс начального освоения великих возможностей, которые дают настольные издательские системы.
Своеобразие лица издания достигается в поиске своих, особых приемов композиции и оригинального, только данной газете присущего, стиля главных элементов оформления:
1. Тип верстки
2. Шрифтов
3. Комплекса первой полосы
4. Композиции заголовков
5. Средств выделения
6. Иллюстраций
7. Рекламы
8. Дополнительного цвета.
Эти основные элементы я и хочу рассмотреть, и показать, как они менялись за последнее десятилетие.
«Северная правда» (далее «СП»)– газета формата А2, выходящая пять дней в неделю со вторника по субботу на 4-х полосах, тиражом около 300 000 экземпляров. Читательскую аудиторию прежде всего составляют: правительство, местные чиновники, сельские и городские жители областных и краевых центров – достаточно образованные обыватели, озабоченные проблемами региона, повседневными житейскими проблемами, но в то же время стремящиеся найти свое место в жизни – деловой, политической и т.д. Читатель «СП» – человек, считающий, что не только в Москве делается история, – но без провинциального снобизма и деполитизации. Открыто проявляется недовольство тем, что жизнь страны освещается средствами массовой информации лишь из Москвы, к тому же чувствуя усталость от того, что человек постоянно приносится в жертву идее; наконец большинство осознало: политика необходимая, но не главная, тем более не единственная, составляющая человеческого бытия.[18]
Формулу газеты можно определить так: защита человека, личности, экология человека.
– Проблема выживания человека в трудных экономических условиях.
– Свобода человека и его личная ответственность за свободу.
– Обретение личного достоинства.
Исходя из этого, отдается предпочтение хронике событий, репортажу, интервью, ненавязчивому оперативному комментарию (максимальный объем материалов 4-5 страниц; материалы большого объема появляются на газетных полосах только после предварительного обсуждения на планерках, заседаниях редколлегии).
Модель содержания (темы, проблемы, жанры, рубрики)
– Национальный вопрос
– Журналистское расследование
– Рынок (цены, комментарий экономиста, проблемные статьи)
– Политические, экономические проблемы глазами читателя.
– Предпринимательство
– Статьи о деловых людях
– Социальный портрет
– Новые законы и постановления. Комментарии к ним
– Вера, мораль, быт, культура, образование
– Благотворительность
– Семья, дом, воспитание детей, отдых
– Культура быта
– Вкус, этикет, культура, спорт
– Религия, религиозные праздники.
– Театр (проблемы, спонсорство, жизнь актеров, режиссеров, самодеятельные театры)
– Музеи
– Школа, (в т.ч. альтернативные формы обучения)
– Книгоиздание и книжная торговля
– Индустрия отдыха (цирк, видео, парки, стадионы, дома и дворцы культуры и т.д.)
– Кино (рецензирование всех знаменитых отечественных и зарубежных фильмов)
– Письма (диалог с читателями)
– Уголовная хроника.
Разбивки тем по полосам
1-я полоса:
Официальное сообщение; оперативная (политическая, общественная, хозяйственная) информация - в том числе и фотоинформация.
2-я полоса:
Социальные проблемы; политика, экономика, экология, жизнь страны, реклама.
3-я полоса:
Социальные проблемы; культура, литература и искусство, наука.
Жанры:
аналитические и художественно-
4-я полоса:
Информация о работе Графическая модель дизайна печатного издания на примере газеты