Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:44, реферат
Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.
Средневековым сознанием свет воспринимался как олицетворение божества, а следовательно, сверкающие картины из цветного стекла казались ошеломляющими и неудержимо притягательными иллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Излюбленным сюжетом витражей на рубеже XII-XIII веков стала притча о блудном сыне. Из этой нравоучительной истории можно было извлечь несколько уроков. Во-первых, она предостерегала верующего от гордыни, роскоши, пьянства, азартных игр и женщин легкого поведения, ибо подразумевалось, что именно эти пороки в конечном счете доводят человека до беды. А во-вторых, поведение отца из этой притчи намекало на то, что свернувший с пути истинного, но затем одумавшийся и покаявшийся будет прощен и принят.
Ювелирное готическое искусство
Чаще всего простой
Кроме регулярных церковных процессий,
устраивали также великие «парады
спасения», во время которых удивленным
взорам публики могли представать
самые разнообразные
Однако произведения ювелирного искусства играли важную роль не только в религиозных, но и в светских событиях: к примеру, они использовались в суде и на собраниях городского совета, хотя и в этих случаях по большей части имели религиозный смысл.
Точная датировка и
Другая причина в том, что работа по драгоценным металлам нередко испытывала сильное влияние других видов искусства, в первую очередь архитектуры, определявшей художественный облик всей эпохи. Поэтому стилистической преемственности в ювелирном деле практически не существовало.
По тем же причинам развитие отдельных стилей в ювелирном искусстве можно проследить только в контексте развития тех или иных конкретных форм и распространенных типов продукции. Но даже при попытке выделить подобные типы приходится брать за основу классификации лишь уникальные, ныне единственные в своем роде произведения. Во многих случаях, к сожалению, не удается обнаружить ничего, кроме определенных параллелей с тенденциями развития архитектуры, скульптуры и живописи, - хотя, впрочем, эти параллели иногда позволяют понять, где именно был изготовлен данный предмет.
Более того, средневековые ювелиры,
путешествуя, постоянно расширяли
свой репертуар приемов и
Смешению стилей способствовала также
практика сотрудничества нескольких,
частью специализированных,
Поскольку архитектура оказывала существенное влияние на развитие ювелирного искусства, нет ничего удивительного в том, что многие выдающиеся архитекторы начинали свою карьеру как золотых дел мастера. В готическом ювелирном искусстве сочетались формы и орнаменты живописи и графики, скульптуры и архитектуры.