Городецская роспись

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:31, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время выпуском художественных изделий с городецкой росписью в Городецком районе Горьковской области занимается фабрика художественных изделий « Городецкая роспись».
Материалом для изделий служит древесина лиственных, хвойных пород. Техника изготовления изделий - токарная и столярная обработка. Роспись выполняется масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Содержание

Введение 5
Раздел 1. Из Истории городецкой росписи 6
Раздел 2.Виды композиции городецкой росписи 22
Раздел 3.Технология городецкой росписи 30
Раздел 4. Образцы городецкой росписи. Эскизы дипломной
практической работы. 35
Раздел 5. Этапы выполнения практической дипломной работы.—40 Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 140.57 Кб (Скачать)

Лаки. Для лачения  изделий с Городецкой росписью используют масляные лаки ПФ-283 (бывший С-4) и другие марки прозрачных масляных лаков, а также нитролаки. Рекомендуем лаки с матирующими добавками или матовые лаки, такие, как НЦ-241М, НЦ-243.

Древесина. Для росписи нужна древесина. Для городецкой росписи подойдут как мягкие, так и твердые сорта деревьев, не подвергающиеся рассыханию и растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и другие породы деревьев.

В современном  производстве используют заготовки  из прессованной древесины.

Технологическая последовательность выполнения городецкой росписи

Как мы уже упоминали, городец-кую роспись пишут различными видами красок. В связи с этим различаются и материалы, используемые в подготовительных операциях данного технологического процесса.

При росписи казеиново-масляными красками основу готовят следующим образом: деревянную основу — "белье" шлифуют шкурками с различным зерном, для того чтобы загладить риски, оставленные после резца, если это токарное изделие, или выглаживают шкурками изделие, вышедшее из- под рук столяра. Подготовленное таким образом изделие покрывают порозаполнителем (см. "Материалы" — шпатлевка № 1). Теплый клей наносят плоской кистью в два слоя, с промежуточной сушкой при комнатной температуре в течение 2 часов. После полной просушки поверхность шлифуют мелкой шкуркой, чтобы снять ворсинки дерева, поднявшиеся после покрытия порозаполнителем. Последующая грунтовка производится клееме-ловым грунтом (см. "Материалы" — грунтовка № 1). Столярные и ток ные изделия, в зависимости от качества их поверхности, грунтуют щетинным флейцем от одного до трех раз с промежуточной и окончательной сушкой при температуре 18-23°С в течение 2 часов.

Дефекты древесины исправляют шпатлевкой,

приготовленной по рецепту  грунтовки № 1, но с меньшим количеством  воды, т.е. состав должен быть не жиже творожной  массы. Перед шпатлеванием поверхность  покрывают 30%-ным клеевым раствором. Через 2-3 часа высохшую поверхность зачищают шкуркой. 

В качестве грунтовки  можно использовать водоэмульсионную краску ВА-27А, а также другие марки  краски, которые наносят на сухую  отшлифованную поверхность древесины  плоской кистью или краскораспылителем в два слоя. После этого просушивают каждый слои в течение 2-3 часов при температуре 18-23сС.


Чтобы придать  фону какой-то оттенок, в грунтовку  добавляют краску необходимого цвета^или  сухой пигмент. Все хорошо промешивают и тогда покрывают основу грунтом.

Роспись производят казеиново-масляными красками. Продолжительность  высыхания таких красок 2 часа при  температуре 18-23°С. Нужно учитывать, что при высыхании краски немного  светлеют, но покрытие лаком вновь  восстанавливает их первоначальный цвет.

Высохшую роспись  покрывают олифой. Но так как она  долго сохнет, то в современном  производстве ее заменяют масляными  и нитроцеллю-лозными лаками (см. раздел "Материалы"). Лаки дают высококачественное покрытие и предохраняют роспись от повреждений как механических, так и химических.

При выполнении росписи масляными красками основу следует также тщательно подготовить под роспись. Небольшие дефекты заделывают шпатлевкой. Лучше всего применять безусадочную, водорастворимую, быстросохнущую шпатлевку НКШ, используемую в мебельной промышленности. Можно использовать импортные шпатлевки, имитирующие по цвету различные породы деревьев. Они также разводятся на воде и высыхают в течение двух часов. Шпатлевку можно приготовить самим (см. "Материалы" — шпатлевка № 2). Ее наносят в два слоя с промежуточной и окончательной сушкой в течение 2-3 часов при комнатной температуре.

Прошпатлеванную и просушенную поверхность тщательно  шлифуют шкуркой, чтобы убрать излишки  шпатлевки и выровнять поверхность изделия.

Подготовленное  таким образом изделие грунтуют. Для этого применяют грунтовку  ПМ-1, ею покрывают изделие дважды с сушкой каждого слоя при температуре 18-23°С в течение часа. Грунтовку  ПФ-046 наносят в один слой, и высыхает она за 10 часов при той же температуре. Можно грунтовать изделие олифой, которая высыхает за 48 часов. Затем изделие вновь шлифуют мелкой шкуркой, чтобы убрать поднявшийся деревянный ворс.

Для окраски фона используют масляные краски, разведенные  до малярной консистенции.

Подготовленную  основу расписывают масляными красками фабричного производства. Для разбавления  красок применяют очищенный скипидар. Для того чтобы масляная краска быстрее  высыхала, при росписи необходимо смешать скипидар с небольшим  количеством лака ПФ-283.

Роспись, выполненную масляными  красками, можно не покрывать лаком. Однако для создания более высококачественного  покрытия мы рекомендуем покрывать 
изделие одним или двумя слоями масляного лака ПФ-283. Роспись, выполненную масляными красками, нельзя покрывать нитролаками, так как в этом случае масляная краска может вспучиться и испортить роспись.


В учебных заведениях лучше всего выполнять роспись  гуашевыми красками. Это связано  с тем, что гуа-шевые краски наиболее доступны для учащихся.

Подготавливаемую под роспись основу следует отшлифовать шкурками с различным зерном, для того чтобы выровнять все неровности на поверхности, по которой будет вестись роспись. Если в деревянной основе есть сколы или выбоины, их следует заделать шпатлевкой, как описано в случае росписи масляными красками. Досле того как шпатлевка просохнет, заготовку вновь шлифуют мелкой шкуркой.

Если заготовка  была качественной и вам не пришлось заделывать сколы шпатлевкой, можно  сразу приступить к грунтовке  изделия. Для этого используйте грунтовку, полу ченную из картофельного крахмала (см. "Материалы" — грунтовка № 2). Остывшую грунтовку наносят в два-три слоя. После каждого слоя деревянной основе дают как следует просохнуть и обязательно шлифуют мелкой шкуркой. В качестве грунтовки можно использовать также жидко разведенный клей ПВА. Грунтуют им так же, как картофельным крахмалом.

Если под роспись  используется основа из прессованных опилок, то в качестве грунта применяется  водоэмульсионная краска. Она наносится  на поверхность в два слоя с промежуточным высыханием и шлифовкой шкуркой.

Если под роспись  необходим цветной фон, то грунтовку (как основы из прессованных опилок, так и деревянной основы) можно  производить водоэмульсионной краской, подкрашенной гуашью нужного цвета. В этом случае не следует грунтовать деревянную основу грунтовкой из крахмала или клеем ПВА.

Выполняя роспись  гуашевыми красками, необходимо учитывать, что после высыхания они становятся белесыми. Каждому слою краски необходимо давать хорошо просохнуть, прежде чем наносить следующий слой. Для того, чтобы при росписи гуашевыми красками последующие слои после высыхания не подымали предыдущие, рекомендуем в краску добавлять небольшое количество клея ПВА.

Хорошо просушенное  изделие покрывают масляным или  нитролаком. Масляный лак ПФ-283 или другие марки масляного лака можно наносить тампонами, кистью или краскораспылителем. Нитролаки лучше всего наносить краскораспылителем, так как в этом случае покрытие будет более ровным.

Лаки наносятся  в два - три слоя с полной просушкой между слоями. В этом случае образуется качественная пленка, которая защищает роспись от физических и химических повреждений. 

Раздел 4

1.Эскизы дипломной практической работы. Цветные эскизы в количестве - 3 шт. Иллюстрации вариантов городецкой росписи.

Ф. Касатова. Комплект досок. 1973. Городецкая роспись 

Раздел 5


Этапы выполнения практической дипломной работы

Материалы и инструменты для изготовления дипломной работы: -деревянные заготовки дощечек;

  • наждачная бумага.

Для росписи:

  • простой карандаш;
  • ластик;
  • краска - гуашь художественная 12 цветов;
  • палитра;
  • емкость для воды;
  • клей ПВА;
  • кисти круглые беличьи № 3 - 6;
  • лак бесцветный « Зебра»;
  • кисть для лакирования изделий;
  • мастихин.

Этапы выполнения дипломной практической работы.

1 .Обработка деревянных изделий мелкозернистой наждачной бумагой.

  1. Грунтовка клеем ПВА поверхностей деревянных заготовок.
  1. Изготовление эскизов простым карандашом. Разработка композиции и цветового решения росписи.
  1. Перенос рисунка на поверхности деревянных изделий.
  2. Роспись деревянных изделий гуашевыми красками с добавлением клея ПВА.
  3. После высыхания краски покрытие бесцветным лаком расписанных изделий. 

Список  литературы

  1. Соколова М.С.

Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2002. - 304с.,16с. ил.:ил.

  1. Художественные промыслы Украины . Альбом. Составители Киселева И.Н., Попенко H.H. - Киев, издательство « Мистецтво», 1979. - 253с.
  1. Сурина М.О.

Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. - Изд.2 - е, с измен. И доп. - М.: ИКЦ « Март», Ростов н/Д: Издательский центр, « Март»,

2005.- 152с.

  1. Сокольникова Н.М.

Изобразительное искусство: учебник для уч. 5 - 6 кл. В 4ч. Ч 3.Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996. - 80 с: цв. ил.

  1. Художня культура Украши: Навч. шхпб.Л.М. Масол, С.А.Ничкало, Г.1 Веселовська, O.I. Ошщенко;За заг. ред. Л.М.Масол. - К.: Вища шк.,2006. - 239с:ш..

Информация о работе Городецская роспись