Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:16, курсовая работа
На протяжении всей творческой деятельности Борхеса реальность и фантазия занимают особое место в его произведениях, включающих в себя множество интеллектуальных загадок, разгадывание которых может открыть читателю бесконечный мир тайн и иллюзий, а также привести к созданию своего собственного. Борхес известен, прежде всего, именно лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о серьёзных научных и жизненных проблемах, а эффект подлинности вымышленных событий достигается введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии.
Введение
Глава 1. На грани реальности и вымысла
Реальность и фантазия в творчестве Х.Л. Борхеса
Текст как понимание реальности
Отражение действительности. Значение зеркала в произведениях Борхеса.
Воображение в создании вымышленной реальности
Глава 2. Поиск грани реальности в произведениях Х.Л. Борхеса
2.1 Загадочная земля. Анализ произведения «Тлен, Укбар»
2.2 Скрытая реальность в произведении «Пьер Менар. Автор Дон Кихота»
Заключение
Список литературы
Зеркало также может быть и как симметричный двойник реальности. Может быть, верно утверждение о том, что, чтобы как следует увидеть предметы этого мира, нужно разглядывать их наоборот. Эта характеристика описывает образ барочного мышления - образ двойственного отражения, который производит инверсию значений, делая тождественность фантастической, а инаковость – успокаивающей: возможно, есть иной мир, но он похож на наш.
Мотив сна и сновиденцев, как зеркально отражающих друг друга, Борхес отразил в своем излюбленном образе Дон Кихота. Он полагал, что живой интерес читателей к проблеме Дон Кихота обусловлен нашим опасением, что если создания человеческой фантазии могут быть читателями, то мы, в свою очередь, читатели их историй, можем быть кем-то выдуманными. Эта мысль достаточно часто встречается в новеллистике Борхеса.
В своих произведениях Хорхе Луис не только упоминает зеркала и их формы, большинство своих эссе и рассказов он строит по принципу зеркальных отражений. Созданные им многочисленные образы по очереди отражаются друг в друге. Причем количество отражений у Борхеса зависит от количества зеркал, необходимых для раскрытия либо парадокса тождества и всеобъемлющего начала, если зеркало одно, либо инструмента, порождающего бесконечность, если число зеркал увеличивается. Иной раз очень трудно уследить количество отражений предметов, участвующих в хитросплетениях сюжета, так что становиться сложно угадать истинное лицо реальных образов. Практически такую же роль играли зеркала в интерьере барокко, раздвигая собственно архитектурное пространство ради создания иллюзорной бесконечности.
Примером простого двойственного отражения может служить образ
Главного героя в новелле «Форма сабли», в финале которой читатель так и остается с зеркальным двойником. В « Теме предателя и героя» перед читателем предстает целый мир системы отражений. Во-первых, Борхес в начале предлагает познакомиться с реальным историческим фактом – предводитель группы заговорщиков Килпатрик предает товарищей и должен быть казнен. Затем в перевернутом виде приводится рассказ о похожем случае – драма Шекспира «Юлий Цезарь». После этого - еще один исторический факт, повторяющий вымысел, исполнение приговора уже строится по шекспировскрму сюжету, чтобы выглядить правдоподобным зрелищем. Всему этому противостоит раздосадованный историк, пытающийся разобраться в курьезном переплетении истории и вымысла, выдумывая, в свою очередь, ложную теорию об архетипических мотивах в историческом процессе. И наконец, сам Борхес со своим перевернутым «я», частью отраженным в историке, а частью- восстанавливающим истинный ход событий.
Созданные Борхесом образы, являясь выдуманными, наделены чертами реальности, и поэтому могут повторяться в других образах. Они как бы отражаются в зеркалах, для которых предыдущая псевдореальность – лишь отправная точка в построении собственных миров.
Так в рассказе Тлен обкраденную энциклопедию подделывают, в нее вводиться ложная отсылка к вымышленной земле Укбар, которую выдают за часть реального мира. Беря описание выдуманной страны за свою отправную точку, следующий фальсификатор с помощью группы подозрительных экспертов выпускает в свет уже полную энциклопедию несуществующей планеты Тлен, чья псевдореальность не уступает по масштабам нашему миру, а потом - следующее, переработанное и дополнительное издание.
В рассказе « В кругу развалин»
Воображение в
создании вымышленной
реальности
Начнем с того, что воображение — это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, а особая разновидность воображения - фантазия, которая в огромном количестве подстерегает нас на каждой странице произведений Борхеса. Романтические прогулки по миру иллюзий и выдумок заставляют читателя строить в своем подсознании небывалые картины, на которых воображение рисует красками, предоставленными загадочными сюжетами аргентинского писателя. Но вернемся к некоторым фактам.
Вымысел, воображение, человеческая интуиция в европейской рационализованной философской мысли давно интересует ученых, философов и представителей искусства. Пример тому – многочисленные западные исследования, посвященные изучению данной проблемы.
Творческое воображение связано с научной и художественной деятельности человек. Без воображения и фантазии не рождается ничего великого в жизни и творчестве.
Для человек важно не только его жизненное существование, но и существование возможного, представленного через воображение и фантазию.
Человек, таким образом, может быть охарактеризован как фантазирующее существо, способное войти в реальность через воображение. Именно так все происходит в мистическом опыте.
Очень интересным и своеобразным представляется понимание и отношение к воображаемому миру именно в произведениях Борхеса.
Его излюбленные сюжеты- это ситуации, когда воображаемый мир переходит в реальный. А мир реальный превращается в плод воображения. То же примерно можно наблюдать и в романтизме: специфической чертой романтизма была проблема двоемирия, то есть сопоставление реального и воображаемого миров. Причем романтики искали другую реальность потому, что отвергали чуждую им действительность, где не может быть места для их подлинного прекрасного мира, осуществимого только в мечтах. Среди многих способов бегства от реальности можно назвать, например, конструирование в воображении несуществующего мира, как предполагал, Гофман, или уход от действительности в иное время.
Последнюю форму и взял Борхес в структуру своего художественного мира. Но у Борхеса нет перемещений во времени, как нет намеренного ухода от действительности.
С помощью языковой игры, иллюзий и зеркального построения сюжетов Борхес как бы разрушает барьер между реальной и воображаемой жизнью, заставляет читателей подчас испытывать головокружительное ощущение, что все может случиться, например, в любой библиотеке, на любой книжной странице его ждут неслыханные новости. Стоит только открыть книгу, и воображение само воспроизведет огромное количество фантастических образов и предметов в сознании читателя. Борхес использует свое воображение для создания вымышленного мира , а читатель для своего, и совсем необязательно, чтобы они совпадали, воображение каждого нарисует тот мир, который они способны открыть для себя в книге.
Помимо использования воображения в качестве средства, при помощи которого человеку можно быть наблюдателем времени-пространства в бесконечной степени, Борхеса интересовало воображение как уникальная способность человеческого сознания.
В рассказе «Другой поединок» содержится следующая фраза: «Не обладая воображением, они не чувствовали ни жалости, ни страха» [4,230]. Почти дословно она повторяется и по поводу дикого народа Иеху в рассказе «Сообщение Броуди»: «Отсутствие воображения побуждает не быть жестокими» [4,249]. Акцентируя внимание читателя на феномене воображения, Борхес обращается к теории воображаемого Кольриджа, который различает воображение и фантазию. В воображении Кольридж видит творческую жизненную силу человеческого сознания и восприятия. Фантазия же рассматривается им как культурная память.
Борхес проецирует это на некоторые явления аргентинской культуры и истории, давая им совершенно субъективную, но очень значимую для писателя интерпретацию.
Итак, воображение, считает Борхес, - это способность человеческого ума, интеллекта, и эта способность в большей степени свойственна самому мыслителю. Многие критики и читатели были заворожены несравненной эрудицией Борхеса, его манерой подавать вымысел как комментарий.
Процесс воображения Борхес рассматривает не только как средство функционирования творческого процесса, но и как источник в этическом и нравственном аспекте подлинной человеческой жизни. Творческая активность интеллекта и нравственная сила воображения способны, по мнению Борхеса, преобразовать ум и сердце человека, а, следовательно, и всего человечества.
Главное не потерять грань между реальным и вымышленным, которую мы, и попытаемся найти в произведениях Хорхе Луиса.
Большая
часть творчества Борхеса направлена
на познание человека и его внутренней
культуры, то есть его ума, и души, фантазии
и воображения, способности мыслить и
потребности действовать.
Глава 2. Поиск Грани реальности в произведениях Х.Л. Борхеса.
2.1 Загадочная земля.
Анализ произведения «Тлен, Укбар»
Информация о работе Где грань реальности в произведениях Х.Л. Борхеса