Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:26, контрольная работа
Люди во все времена тянулись к прекрасному. Это одно из самых естественных и древних свойств человеческой натуры.
Можно бесконечно познавать искусство и всегда открывать в нем ранее неизвестные мотивы. Великие творения всякий раз воспринимаются по- новому. Они так же неисчерпаемы и непредсказуемы, как человеческие личности.
Введение …………………………………………………….. стр. 2
1. Характеристика и периодизация греческой культуры ……. стр. 4
2. Высшие достижения Древней Греции ……………………… стр. 10
2.1. Архитектура
2.2. Скульптура
2.3. Древнегреческая вазопись
3. Афинский акрополь – жемчужина античной культуры……….. стр. 22
3.1.Парфенон
4. Заключение
5. Источники
Позднее, после завоевания
Греции, римляне не только переняли
большинство греческих
Другим достижением греческого зодчества стали храмы.
Существовало несколько
типов греческого храма, но наибольшее
распространение получил
Расцвет архитектуры древней Греции начался в V веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.
Афинский Акрополь является прекраснейшим примером достижения греческих зодчих в храмовом строительстве. Это знаменитый на весь мир ансамбль из нескольких сооружений.
Он состоит из парадного входа Пропилей, храма Афины Нике, храма Эрехтейон, и главного храма Акрополя и Афин - Парфенона.
Входом в Акрополь служил Пропилейон, построенный в 437-432 годах до н.э. архитектором Мнесиклом. Греческое слово "пропилэа" означает "монументальная парадная башня входа народа", и конечно же, вход в такое место поклонения, каким был Акрополь должен был быть монументальным.
Древние греки с восторгом говорили о Пропилейоне и называли его Блестящим Лицом Акрополя.
Строительство Пропилейона так и не было доведено до конца.
Справа от Пропилейона находится храм Ники Аптерос (Бескрылой победы).
Это необыкновенно изящное мраморное сооружение было построено архитектором Калликратом. Здание со всех сторон опоясано скульптурной лентой фриза, на котором изображено эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма раньше находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники. Согласно легенде, первоначально она имела крылья, которые затем отрезали афиняне, чтобы Победа всегда оставалась в их городе.
На северной стороне Акрополя возвышается мраморный красавец Эрехтейон, прекраснейшее творение классического искусства, древнейшее место поклонения афинян, построенное в 421-407 годах до н.э.. Именно здесь, как гласит легенда, разрешился спор двух божеств за право покровительства городу. Афиняне в целях их примирения построили два храма – посвященных Афине и Посейдону – под одной крышей.
Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Он представляет собой шесть скульптур прелестнейших девушек, которые поддерживают крышу пристройки храма вместо колонн. Здание состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Её восточная часть, располагающаяся выше, чем западная и посвящена Афине Полиаде.
На 12 ступеней ниже находился храм Посейдона. На полу этой части здания, там, где отсутствует плиточное покрытие пола, видны в скале три отверстия – следы трезубца Посейдона.
На самой высокой точке скалистого холма находится венец Акрополя – Парфенон. Храм посвящен богине Афины Парфенос (Деве). Он является величайшим памятником древнегреческого искусства. Его создателями были Иктин и Калликрат.
Совершенные пропорции храма, прекрасная соразмерность всех его частей и точный расчет масштабов здания делают его шедевром греческого зодчества.
Впечатление безупречной красоты Парфенона возникает благодаря ясному чувству меры и гармонии, которые проявляются во всем облике храма. Все линии представляются глазу идеально правильными, но это не так. На самом деле Парфенон построен с учетом человеческого зрения. Все это придает архитектурному облику Парфенона удивительную жизненность и неповторимую красоту.
Храм не имеет внутренней декорации, как и большинство храмов древних времен, так как главное внимание древние греки уделяли красоте именно внешнего облика. Поэтому великолепие и величие храмов отражалось в основном на их внешнем облике, а внутри храма находилась лишь статуя божества. В Парфеноне это, конечно же, была Афина - великолепная 12-метровая статуя, выполненная Фидием из золота и слоновой кости.
Внешнее убранство Парфенона богато украшено скульптурой. На его фронтонах, месопах, фризах изображены боги-олимпийцы и герои, сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами, эпизоды Троянской войны и торжественные процессии, и многое другое. В скульптуре Парфенона заключен глубокий смысл. В наглядно зримых образах раскрывается величие человека – идея, которая выражена и в архитектуре храма.
В единстве архитектурных форм и скульптурных украшений Парфенона воплощены идеи великой эпохи так цельно и ярко, что и спустя тысячелетия, со следами варварских разрушений, это произведение способно излучать импульсы благородных чувств, пережитых его создателями. Созерцание Парфенона доставляет человеку огромную радость, возвышает и облагораживает его.
Культовые сооружения не были
единственным типом построек. В греческих
городах строились также
Среди памятников выдающее место занимает театр в Эпидавре, построенный архитектором Поликлетом Младшим в 360-330 годах до н.э. Писатели древности считали, что ни один зодчий не мог состязаться с автором этого театра. С удивительным мастерством расположены на склоне холма места для зрителей – каменные скамьи, которые вмещали не менее десяти тысяч человек. Сохранившийся до наших дней, театр в Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 метров от орхестры и на 23м выше ее, отчетливо слышали каждый звук.
Архитектура Древней Греции
поражает своей простотой, ясностью
форм и композиций, а также глубокой
продуманностью. Она несет в себе
высокие гуманистические
Все строения гармонично вписываются в картину окружающей местности. До сих пор многие архитектурные произведения считаются образцами для подражания и поводом для восхищения. Неповторимый отпечаток в душе людей оставил храм Артемиды в Эфесе, именно поэтому он является одним из «семи чудес света».
2.2 Скульптура
Принцип гармонической уравновешенности целого и его частей, четко выраженный в самой конструкции греческого храма, нашел широкое применение и в другой ведущей отрасли греческого искусства - монументальной скульптуре.
Первыми шагами в ее становлении стал период архаики. Скульптуры того времени достаточно примитивны и представлены двумя основными типами: изображением обнаженного юноши - куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки – коры.
Более поздний классический период, ознаменован великими творениями мастеров, восхищающими нас и по сей день. Это время напряженных поисков, время, когда скульпторы овладевают приемами реалистического изображения человеческого тела, познают выразительные возможности движущейся фигуры.
Одним из величайших мастеров
той эпохи является Мирон. Его
новаторство заключается в том,
что он одним из первых сумел передать
в скульптуре ощущение движения. Самая
знамения работа Мирона «Дискобол», представляет
собой прекрасного юношу-
Еще одним ваятелем того времени был Поликлет. Его достижение заключалось в том, что с помощью математических вычислений он стремился найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре, и в конечном счете создал образ, который стал своеобразной нормой и примером для подражания.
Свой идеал атлета - гражданина Поликлет воплотил в бронзовой статуе юноши с копьем - Дорифор. В этом образе выражается гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет наиболее ярко выразил в скульптуре идеал своей эпохи - разносторонне развитую, здоровую и цельную личность.
До наших дней «Дорифор» остается одним из прекраснейших изображений человека в мировом искусстве.
Третий великий скульптор
– Фидий. Множество художественных
достижений связано с его именем.
По богатству и разносторонности
дарования Фидия можно смело
сопоставить с величайшими
Подлинную славу и широчайшую известность принесла скульптуру колоссальная статуя бога-громовержца Зевса, исполненная для храма в Олимпии около 448 года до н.э. Она достигала тринадцати метров в высоту. «Отец богов и людей» восседал на величественном троне из кедрового дерева. Его лицо, руки и полуобнаженное атлетическое тело мастер сделал из слоновой кости, глаза – из драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота. Ниспадающий с левого плеча на колени плащ покрывал чеканные изображения цветов и зверей. Голову статуи украшал золотой венок в виде оливковых ветвей. Золотые волосы и борода волнистыми прядями обрамляли правильное лицо Зевса. В правой руке он держал крылатую богиню победы, в левой – скипетр, на котором сидел орел. Яркая индивидуальность Фидия сказалась в том, что он сумел придать облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании этого великолепного творения. Молва объявила статую Зевса одним из "семи чудес света".
Фидий руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. К его «перу» также принадлежат бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая.
Фидий - один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства.
Этот великий художник
завершил искания своих
Прекраснейшим представителем поздней классики является Лисипп. Новаторский характер его искусства заключался, прежде всего в том, что он стремился приблизить свои образы к реальной действительности, дать их в более конкретной жизненной ситуации. С этим связана и новая система пропорций человеческой фигуры, которую ввел скульптор. В отличие от Поликлета в статуях Лисиппа тело человека стало более легким и стройным.
Поиски Лисиппа наиболее ярко выразились в статуе «Апоксиомена» - юноши, счищающего с себя пыль после гимнастических упражнений. Атлет опирается на левую ногу, правая отставлена назад и в сторону, корпус слегка наклонен вперед и в то же время дан в сильном повороте.
Лисипп заставляет зрителя обойти скульптуру вокруг, чтобы воспринять ее с разных точек зрения. Меняющиеся при этом впечатления, помогают получить полное представление о характере сложного движения. Фигура атлета как бы находиться в неустойчивом равновесии. Это «рассмотрение со всех сторон» стало еще одним достижением греческой скульптуры.
В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и гротеску. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начинается прилежное копирование статуи прежних времён. Благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники - либо безвозвратно утраченные, либо ещё не найденные.
Появляются такие
Скульпторы древней Греции дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений.
Нигде более скульптура не
поднималась на такую высоту - нигде
более так не ценился человек,
как в древнегреческой