Древнегресечкая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Люди во все времена тянулись к прекрасному. Это одно из самых естественных и древних свойств человеческой натуры.
Можно бесконечно познавать искусство и всегда открывать в нем ранее неизвестные мотивы. Великие творения всякий раз воспринимаются по- новому. Они так же неисчерпаемы и непредсказуемы, как человеческие личности.

Содержание

Введение …………………………………………………….. стр. 2
1. Характеристика и периодизация греческой культуры ……. стр. 4
2. Высшие достижения Древней Греции ……………………… стр. 10
2.1. Архитектура
2.2. Скульптура
2.3. Древнегреческая вазопись
3. Афинский акрополь – жемчужина античной культуры……….. стр. 22
3.1.Парфенон
4. Заключение
5. Источники

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 63.98 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение        ……………………………………………………..     стр. 2

1. Характеристика и периодизация  греческой культуры …….    стр. 4

2. Высшие достижения Древней  Греции ………………………     стр. 10

2.1. Архитектура 

2.2. Скульптура 

2.3. Древнегреческая вазопись

3. Афинский акрополь – жемчужина античной культуры……….. стр. 22

3.1.Парфенон

4. Заключение

5. Источники

6. Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Люди во все времена  тянулись к прекрасному. Это одно из самых естественных и древних свойств человеческой натуры.

Можно бесконечно познавать  искусство и всегда открывать  в нем ранее неизвестные мотивы. Великие творения всякий раз воспринимаются по- новому. Они так же неисчерпаемы и непредсказуемы, как человеческие личности.

Каждый период в истории  культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят  античной культуре, а в особенности  древнегреческой с её спокойной  и величественной красотой, гармонией  и ясностью, которые служили образцом и источником вдохновения для  позднейших эпох истории культуры.

Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное  творение природы, как меру всех вещей.

Утвердить тождество красоты, ликующей красоты мира, обретающей в образе человека свое высшее воплощение – вот, в конечном счете, главная задача греческого искусства. Нельзя не согласиться со словами Маркса, что творения греческих гениев «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом», ибо их содержание неразрывно связывало идеал красоты с совершеннейшим методом его воплощения.

Ни один народ не обладал  в художественном творчестве таким  чувством меры, такой мудрой экономией  средств, таким ясным сознанием  своих этических намерений, как  греки. К этим «логическим» качествам  греческого художественного творчества следует прибавить постоянную потребность  в соревнованиях, в борьбе противоположных  направлений. Поэтому греческое  искусство обладает гораздо более персональным характером. Ведь каждое произведение греческого художественного гения – каждый храм, каждая статуя, каждая ваза – есть личность, есть воплощение индивидуальной воли своего создателя. Наконец, третье свойство греческого искусства - это тенденция к наглядности, образности и к удивительной пластичности. Действительно, ни один народ не может сравниться с греками в склонности и умении всякую мысль, всякую отвлеченную идею и понятие выразить в наглядном, осязательном образе. Не удивительно, что и теперь еще греческие герои продолжают оставаться для нас образцами человеческой доблести.

Периодизация древнегреческого искусства:

1. Крито-микенской (III - II тысячелетия до н.э)

2. Искусство гомеровского периода (XI – IX вв. до н.э.)

3. Искусство эпохи архаики (VIII-VI вв. до н.э.)

4. Искусство классики (V - первые три четверти IV вв. до н.э.)

5. Искусство эллинистического периода (конец IV-I в. до н.э.)

В своей работе я постараюсь рассмотреть наиболее интересные виды древнегреческого искусства и достижения того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика и периодизация греческой культуры   

Греческая культура вышла  на арену истории раньше римской  и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей  и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что  цивилизация на греческой почве  зарождалась как бы дважды, с достаточно большим временным разрывом.      

Поэтому всю историю Древней  Греции сейчас принято делить следующим  образом:  
I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячеления до н.э.);  
II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX);  
III. Эпоха собственно античной цивилизации:  
   1. архаический период (VIII-VI - время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);  
   2. классический период (V-IV вв. до н.э.) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;  
   3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.       

Греки или эллины (как они себя называли, связывая свое происхождение с мифическим первопредком по имени Эллин, давшим начало всем греческим племенам: ионийцам, дорийцам, эолийцам, фригийцам и пр.) не были первыми обитателями побережий Эгейского моря. Догреческим населением были племена пелазгов (или пеласгов), карийцев, лелегов. Они создали высокоразвитую культуру, о чем свидетельствуют          

археологические исследования.

        Греческие племена (ахейцы), которых относят к индоевропейцам, пришли с севера в середине II тысячелетия до н.э. На своем пути они частично вытесняли, уничтожали местное население, хотя те стояли, по мнению многих исследователей, на более высокой ступени развития, чем греки, частично, ассимилировались с ними, образовав в ХVI в. до н.э. ахейские царств - на острове Крит, в Микенах, Трое.

Крито-микенская (царская) цивилизация, существовавшая одновременно с великими государствами Древнего Востока  и взаимодействовавшая с ними, заложила основы для дальнейшего  развития античной (antiquus - древний) культуры. Расцвет ее приходится на XVI-XIII века до н.э. В это время происходит накопление технологических знаний (создание сплавов, владение сложными термическими процессами, применение гончарного круга, высокий уровень строительной техники, проявившийся в строительстве дворцов, гробниц, мощных защитных стен материковых царств), развивается художественная культура (вазопись, настенные росписи), эпос и др. виды художественного творчества.

В ХIII-ХII вв. до н.э. сформировалась письменность: слоговое письмо А, не расшифрованное до сих пор, и на его основе, с введением новых знаков, письмо В (примерно к 1500г. до н.э.), которое удалось прочесть.  
      Однако примерно к концу XII века эта, называемая Эгейской, цивилизация подверглась сокрушительному удару со стороны воинственных и жестоких греческих (дорийских) племен. Ахейская цивилизация не сумела себя защитить. Часть ахейцев бежала на побережье Малоазийского полуострова и острова Эгейского моря, часть осела в Средней Греции (Аттике).       

В период XI-IXвв. наступает глубокий упадок во всех сферах жизнедеятельности, который явился логическим завершением страшной катастрофы, пережитой крито-микенской цивилизацией на рубеже ХIII-ХII вв. до н.э. Греция была отброшена далеко назад.

Глубокая депрессия охватила основные районы материковой и островной  Греции. На три века материковая  Греция оказалась изолированной  от древневосточных государств, от внешних источников сырья. Она пережила отток населения, заглохли многие ремесла, упростилась керамика, прекратилось строительство дворцов, замерла  торговля, религиозная жизнь, забылась письменность. Греция представляла собой в этот период множество мелких, относительно независимых, земледельческих общин, характеризующихся натуральным хозяйством, слабыми внешними связями, где основную экономическую единицу составляла патриархальная семья. Верхний слой еще не выделился из основной массы населения, а число рабов было ничтожно мало. 

  Тем не менее, местное население не было уничтожено полностью и часть культурных традиций было воспринята дорийскими пришельцами что, очевидно, впоследствии стало одним из факторов, обеспечивших мощный толчок в культурном развитии, давший начало культуре, которую до сих пор называют греческим чудом.      

Античная  цивилизация включает в себя три  этапа: 

1. Архаический период (VIII-VI) - время становления Эллады, ее экономического и социально-культурного подъема, формирования полисов как раннеклассовых рабовладельческих городов-государств, классического рабства, денежного обращения. Это время великой колонизации, когда греки основали множество колоний на островах и побережье Средиземного моря, на Сицилии, юге Апеннинского полуострова. Формируется сословная структура. Складывается аристократия, ее образ жизни, ценности, место в общественно-политической жизни. Сокращается слой свободного крестьянства, увеличивается число зависимого. Достигло апогея наступление аристократии в борьбе за землю, накапливали богатство ростовщики, торговцы, стремясь достичь власти. «Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы» (Феогнид, древнегреческий поэт). В этот период произошло зарождение различных видов культурной деятельности: философии, литературы, архитектуры, театра и т. д. Мощным орудием культурного подъема стал греческий алфавит, введенный в IX-VIII вв. до н. э. и разработанный на основе финикийского алфавита. Этические, социальные нормы, эстетические идеалы наложили отпечаток на весь последующий период. Произошла консолидация сословий, выявилось доминирование аристократии в социально-культурной жизни общества.

   В Древней Греции не сложилось единого государства, вся она состояла из отдельных, достаточно независимых областей (полисов), соревнующихся, соперничающих друг с другом, объединяющихся в союзы, участвующих в расширении мирной колонизации.      

Классический  период (V-IV вв. до н.э.) - время расцвета демократии, прежде всего Афинской, пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры во всех ее сферах. Победа над персами расценивалась как результат демократической свободы, имеющей преимущества по сравнению с деспотией Востока, воодушевляющей греков, придающей им силы, способствующей объединению разных полисов. Эта свобода обеспечивалась своеобразием демократической гражданской общины, которое с одной стороны, зиждилось на двуедином характере античной формы собственности, соединяющей государственный и частный принцип, поскольку верховным правом собственности обладал полис. С другой - на возможности участвовать в общественной жизни полиса для каждого гражданина.      

Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) - противоречивая эпоха. Это время кризиса полиса, утраты Древней Элладой политической самостоятельности, но и великих культурных достижений.  
     На территории империи Александра Македонского, охватившей Восточное Средиземноморье и прилегающие к нему континентальные области Азии и Африки, сформировались крупные многонациональные государства военно-монархического типа как результат синтеза восточных монархий и полиса. При этом полис перестал быть автаркической (самообеспечивающейся) республикой, став общиной, находящейся под контролем надобщинного огромного государства, обладавшего верховной собственностью на землю, где сложился иной тип социальных отношений. Былое равноправие сменилось отношениями господства и подчинения, непосредственное участие каждого свободного гражданина в социальной жизни - выполнением приказов вышестоящих чинов. Следовательно, в эллинистических государствах изменилось положение индивида. Человек уже не самодействующий инициативный субъект, не гражданин суверенного полиса, а объект управления. В итоге он отходит от активной социальной жизни, погружается в частную жизнь, в свой внутренний мир. По словам философа Антисфена из Афин, человек должен искать смысл жизни в себе самом и не быть мерой всех вещей. 

Он уже не защищен коллективом, а оказался один на один с огромным государством, объединяющим множество  разных народов, говорящих на разных языках, следующих разным традициям, что способствовало разобщенности, росту индивидуализма, размыванию патриотизма, формированию подданнических чувств. «В этих (эллинистических) государствах отдельный человек незаметен, его влияние на общественную жизнь понижается».

С одной стороны, в эллинистическом  мире развиваются некоторые общие  культурные элементы, что обусловлено  распространением греческой культуры на громадной территории после великих  завоеваний Александра Македонского. В основном это относится к  культуре верхов. С другой стороны, под воздействием местных древних  культур, бытующих среди народных масс, складываются специфические черты, направления в каждой отдельной  стране, испытавшей в той или иной мере влияние эллинистической культуры. Таким образом, эллинистическая  культура явилась синтезом местных  и эллинских традиций, в той  или иной мере воздействовавших друг на друга. Например, в правовом поле греческие правовые институты существовали наряду с традиционным правом разных народов, регулируемым обычаем. Греческий  язык сосуществовал с многочисленными  местными наречиями. При этом на основе многих его диалектов выработался  общегреческий язык (койнэ), который  хоть и неравномерно, но распространился  среди негреческого населения. Он стал языком эллинистической литературы, документов, философии, науки. Разрушаются прежние формы в повседневной жизни, традиции государственности. В то же время явный подъем переживают некоторые отрасли ремесла, совершенствуется техника. Строились нарядные дворцы, богатые частные дома с садами, пышным внутренним убранством. Восстанавливались и возводились заново города с правильной планировкой, великолепными общественными постройками, парками, бассейнами. Но развитие техники было направлено преимущественно на производство предметов роскоши для привилегированных слоев, жилища широких масс простолюдинов и предметы их обихода оставались на крайне низком уровне.  
      Эллинистический период, несмотря на противоречивость, дал немало ярких достижений в разных сферах культуры, оказавших влияние на Древнеримскую и другие культуры мира.      

Каждый из указанных выше периодов оставил свой след в разных сферах античной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Высшие достижения  Древней Греции

2.1 Архитектура

Одним из достижений Древней  Греции была ордерная система. Она представляла собой рациональное соотнесение  между несомыми и несущими частями  здания, между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Ордерная система стала  в дальнейшем основным типом архитектурной  композиции в Древней Греции. Даже незначительные изменения пропорций  и масштабов давали возможность  видоизменять весь художественный строй  здания.

К числу основных ордеров  греческого зодчества относятся  дорический, ионический и позднее появившийся коринфский, со сложной капителью украшенной растительным орнаментом.

Информация о работе Древнегресечкая культура