Драматургия как технологический процесс создания КДП

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 02:11, курсовая работа

Описание работы

Предмет – драматургия как технологический процесс создания культурно-досуговых программ.
Цель моей курсовой работы – выявить значение драматургии в процессе создания культурно-досуговых программ.

Содержание

Введение
Драматургия: особенности, компоненты.
Драматургия культурно-досуговых программ.
Драматический процесс. Единое действие. Драматический узел.

Общая конструкция драмы.
3.1. Драматическая борьба;
3.2. Эмоциональная вибрация драматической воли;
3.3. Раздвоение воли;
3.4. Тема, сюжет, фабула, интрига.
4. Композиция пьесы.
4.1. Экспозиция;
4.2. Нарастание действия;
4.3. Обязательная сцена, кульминация.
5. Конструкция драматической сцены.
6. Драматический стиль.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств.docx

— 49.93 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет социально-культурной деятельности

Кафедра культурно-досуговой  деятельности 
 
 

Драматургия как технологический  процесс создания КДП  

Курсовая  работа 

                            

                                                                       Научный руководитель

                                                                                Профессор Тихоновская Г.С.

                                                              Выполнил студент

                                                                       
 
 
 

Москва

2011 

  Содержание 

  Введение 

  1. Драматургия: особенности, компоненты.

Драматургия культурно-досуговых  программ. 

  1. Драматический процесс. Единое действие. Драматический  узел.
 
  1. Общая конструкция  драмы.

  3.1. Драматическая борьба;

      3.2. Эмоциональная вибрация драматической  воли;

        3.3. Раздвоение воли;

        3.4. Тема, сюжет, фабула, интрига. 

  4. Композиция пьесы.

  4.1. Экспозиция;

      4.2. Нарастание действия;

        4.3. Обязательная сцена, кульминация. 

  5. Конструкция драматической сцены. 

  6. Драматический стиль. 

  Заключение 

  Список  использованной литературы 
 

  Введение 

  Открывая  для себя теорию драматургии, мы вступаем во вселенную, развивающуюся по законам, поражающим своей математической точностью  и красотой. Космическая гармония, подобная произведениям Баха или  Леонардо Да Винчи, строится на твердом  основании теории драмы. Основной закон, которым руководствуется драматургия  – это закон гармонического единства: драма, как и всякое произведение искусства, должна быть цельным художественным образом.  

  Благодаря выстроенной композиции, пьесы классиков  воспринимаются как единый живой  организм, который не может быть безболезненно лишен какого-либо из своих членов. Захватывающие конфликты  драматургии заставляют зрителя  трепетать уже много веков.

  Естественно, чтобы написать пьесу, мало сухого выполнения законов драматургии, знания особенностей драмы, в нее нужно вдохнуть жизнь, и именно внутренняя жизнь придает  смысл постановке. Но владение ремеслом помогает автору донести идею пьесы  до зрителя, держать его в эмоциональном  напряжении.  

  Многие  произведения современной драматургии  интересны именно отступлением от классической драматической конструкции, но чтобы  понять их своеобразие необходимо четко  представлять себе основные законы классической драматургии.  

  Объект  курсовой работы – сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ. 

  Предмет – драматургия как технологический  процесс создания культурно-досуговых  программ.

   

  Цель  моей курсовой работы – выявить значение драматургии в процессе создания культурно-досуговых программ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Драматургия

  Один  из важнейших компонентов технологического процесса – драматургия. Особая значимость этого компонента состоит в том, что именно здесь начинается зарождение проекта культурно-досуговой программы. Осознание проекта культурно-досуговой  программы появляется на уровне разума, который ставит цель. Побудительным  мотивом здесь служит конфликт, то есть противоречие между заявленной потребностью, желанием и фактическим  их неудовлетворительным состоянием. Осознание противоречия и формирует  проблему, которая может совпадать  с названием культурно-досуговой  программы. Здесь и осознается основополагающий элемент технологического процесса – цель, которая выражает смысл  предполагаемого действия и начинает ее формирование. Далее цель конструктивно-логического  процесса – цель, которая выражает смысл предполагаемого действия и начинает ее формирование. Далее  цель конструктивно детализируется как структурная система и  наполняется определенным содержанием. Построение культурно-досуговой программы  происходит по законам литературного  замысла как идеального проектирования. 

  Понять  механизм построения сценария культурно-досуговой  программы, значит научиться программировать  действие, режиссерски управлять  им, сознательно его строить. Поскольку  драматургия первична, а режиссура  вторична, то сценарист получает возможность  решающего мнения в проектировании программы. 

Особенности драматургии.

  Специфическая особенность драматургии культурно-досуговой  программы, выражающаяся в поэпизодном  построении сценария, обусловлена не прихотью сценариста, а объективной необходимостью наиболее полно и многоаспектно раскрыть тему и идею, включая различные стороны выбранной для художественного воплощения проблемы или явления. 

  Эпизод  в сценарии, являясь частью общего целого, в то же время характеризуется  такими качествами, как относительная  самостоятельность сюжетной конструкции, система отобранных художественных средств, аргументирующих какую-то грань темы и идеи, наличие события, вокруг которого завязывается драматургическое действие. 

  Можно выделить и еще одну немаловажную особенность драматургии культурно-досуговой  программы, когда сценарист вплетает в драматургическую ткань организационные  моменты, связанные с вопросами  ее подготовки и проведения. Описывая подробно такие рекомендации, автор  решает целый ряд педагогических и художественных задач, формируя и  стимулируя интерес к предстоящей  программе, раскрывая возможности  и условия для духовной деятельности и социального творчества участников и зрителей. 

  Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или  отдельный номер начинаются с  творческого замысла, в котором  в образной художественной форме  находят отражение глубоко осмысленные  автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые  явления социальной и частной  жизни человека и общества. На значимость работы над замыслом указывал великий  немецкий поэт и философ Иоганн-Вольфганг  Гете, отметивший, что в любом  произведении искусства, великом или  малом, все до последних мелочей  зависит от замысла.

  Именно  замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных  средств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь  должны быть отчетливо видны как  общий смысл – тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так  и его отдельные структурные  составляющие – действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построения. 

  В учреждении культуры: творчество сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых  программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность  решаемых учреждением культуры задач  дает им право использования в  сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых  программ -документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и  эмоциональное воздействие на аудиторию; в сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных  средств; использование документального  и художественного материала  осуществляется на основе метода монтажа; в сценарии культурно-досуговой  программы герой – конкретный, реальный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное  проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме. 

  В театре: творчество драматурга носит  индивидуальный характер; написание  пьесы требует оригинального  творчества; использование документального  материала бывает крайне редко, но в  основном, творчество драматурга представляет собой художественный вымысел; пьеса  строится по актам; задача драматурга создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства); театральная  драматургия сценична; герой пьесы  – художественный обобщенный образ; задача драматурга наделить конкретного  героя социальными чертами, создать  типический образ. 

Компоненты  драматургии.

  Обязательными компонентами драматургии являются количественные и качественные показатели, которые обладают следующими характеристиками: 

  - актуальность культурно-досуговых  программ с позиций текущих  общественно-политических, социально-экономических,  культурных задач, стоящих перед  обществом; 

  - преемственность и последовательность  в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической  связи предыдущих и последующих  программ как в организационном,  так в педагогическом и художественном  аспектах; 

  - жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной  и той же программы. 

  Драматургию культурно-досуговой программы можно  рассматривать как уникальный организм, как галерею живых лиц. А сценарное  мастерство характеризуется наличием у специалиста художественного  мышления как основы сценарной деятельности. Специфика драматургии определяется художественно-выразительными средствами культурно-досуговой деятельности, методикой работы над сценарием, его сюжетно-композиционным построением  и сценическим воплощением про  граммы.

Драматургия культурно-досуговых  программ.

  Современное понимание технологии культурно-досуговой  деятельности как комплексного, гибкого  педагогического инструмента воздействия  на человека, с учетом его психологии, в том числе и в условиях домашнего досуга, привело к необходимости  определения границ деятельности учреждений культуры. Ведомственная разобщенность  учреждений культуры (Министерство культуры РФ, ведомства, творческие союзы, профсоюзы), отсутствие координирующего центра, разобщенность в деятельности разных ведомств, хаотичность использования форм и методов работы порождают много негативных проблем. Особенно остро встает вопрос о драматургии культурно-досуговой деятельности. 

  Драматургия является основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовывать разнообразные  направления культурно-досуговой  деятельности. Подбор и использование  драматургического материала являются важнейшим фактором эффективности  культурно-досуговой деятельности. Прежде всего, здесь следует учитывать: форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); место проведения (домашний досуг или учреждение культуры); состав аудитории. С точки зрения драматургии, культурно-досуговая программа  – это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной  на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы  и зрителей. 

  В жизни страны, региона, города, поселка, села, в каждом трудовом коллективе, в каждой семье есть неповторимый событийный материал, который позволяет  специалистам определить тему культурно-досуговой  программы. 

Драматический процесс 

Единое  действие.

Информация о работе Драматургия как технологический процесс создания КДП