Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:15, реферат
Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом. Что, несомненно, поможет ему в дальнейшем.
Выдь на Волгу; чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки
идут бечевой...
Репинские бурлаки не поют, в угрюмом и сосредоточенном молчании налегли они на свои лямки, но вся картина, как стон, как протяжная русская песня, песня народа ограбленного и обездоленного. По своему сюжету «Бурлаки на Волге» — это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. Но этот бытовой мотив молодой художник решает в плане большого идейного и образного обобщения. Репин намеренно опускает точку зрения: низкая линия горизонта, четкая по силуэту, компактная масса бурлацкой ватаги, рисующаяся на фоне неба и песков, придают картине монументальность и значительность. Люди и природа сливаются в пластический образ возвеличенного и даже героизированного труда. Богатство и психологическая достоверность характеристик каждого из бурлаков и всей группы в целом, простая, но выразительная и немногословная композиция, материальность письма, передающего и цвет, и саму фактуру бурлацких рубищ, и знойное небо, и песок, в котором вязнут ноги, — все это придает картине конкретность и жизненность. Этапы творчества: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Перед нами не случайное сборище людей, не серая безликая масса, а галерея ярких личностей. Именно личностей, ибо каждый из них не повторяет другого, каждый наделен своей индивидуальностью, характером, биографией, внешними чертами и внутренним миром, психологией, наконец, отношением к жизни и той треклятой бечеве, что связала их с ней. Впереди — «коренники» (название-то лошадиное!), самые опытные и сильные бурлаки, возглавляющие ватагу. Вот Канин, поп-расстрига, все повидавший на своем веку, все переживший; рядом с ним кудлатый, нечесаный, весь заросший бородой добродушный бурлак. Слева и чуть сзади от Канина — Илька-моряк. Голова повязана тряпкой, широкие штаны, он круто подался вперед, налегая на лямку, и смотрит прямо на зрителя острыми, внимательными глазами с бешено сверкающими белками. За Илькой — высокий худой бурлак в соломенной шляпе с трубкой в зубах, недобрый, озлобленный... Во второй группе останавливает внимание Ларька — высокий парнишка в лохмотьях выцветшей, бывшей когда-то красной рубахи и с крестом на груди. Поправляя лямку, он замедлил шаг, выпрямился, и теперь его высокая стройная фигура словно встала поперек движения бурлацкой ватаги. Ларька молод, он не привык еще к лямке и не хочет с ней смиряться, он поправляет свой хомут и в то же время будто сбрасывает его. Справа от него — худой, изможденный, вконец обессиленный бурлак, утирающий рукавом взмокший лоб; слева — старик, видно, не раз исходивший Волгу с низовья до верха, опустив глаза, он привычным движением развязывает кисет, набивает трубку. Замыкают ватагу трое — отставной солдат в низко надвинутом на глаза картузе, высокий смуглый бурлак, повернутый к зрителю в профиль, и мужичонка, буквально повисший на лямке, с трудом передвигающий ноги.
Какие сильные
и цельные характеры, сколько
в них жизни и своеобразия!
Таких не выдумаешь, их надо
было найти, узнать, понять и
только потом написать. Вот, к
примеру, как рассказывает
За свою
долгую деятельность Репин
В юные
годы, еще до школы Общества Поощрения
Художеств и Академии, Репин начал с рисунка,
но именно в Академии он углубил свою работу
в этой области. В его рисунках с гипсовых
фигур и с натурщиков мы видим строжайше
выисканные линейные соотношения и тщательно
проштудированные и оттушеванные формы.
Уже в этих рисунках сказывается колоссальный
подрастающий талант, который в рамках,
казалось бы, сухой академической учебы
умеет быть оригинальным, свежим. Тщательность
и законченность рисунков не заслоняет
его чувства жизни и материала. Даже в
рисунках с гипса Репин сумел выявить
«жизнь» этих статуй, материальную их
сущность. Уже в эти годы творческой деятельности
намечаются и другие элементы его мастерства.
В ранних портретах Репина чувствуется
определенное влияние его учителя - Крамского.
Его портрет старика 1870 года, исполненный
соусом, очень близок по манере к таким
же работам Крамского; но если присмотреться
- разница огромная. В обезличивающую,
нивелирующую фактуру Репин привнес что-то
новое, свое, он, кроме соуса, пользуется
здесь углем, тушью и белилами - несколькими
штрихами и мазками придал этому портрету
такую трепетную жизненность, которой
мы никогда не встретим у И.Н.Крамского.
В портрете Е.Д.Шевцовой близость к портретам
Крамского не идет дальше лепки освещенного
лица, выделяющегося на темном фоне. В
приемах же работы кисти чувствуется уже
большая самостоятельность. В этих портретах
налицо главное достоинство Репина-портретиста:
его проникновение в психологическое
содержание модели, в ее характер и чувствования.
В карандашных штудиях бурлаков сказалась
еще академическая закваска, в смысле
тщательного прощупывания всех мелких
и частных форм; при поисках общего, при
стремлении к передаче внутреннего содержания
человеческого лица Репин еще не оставляет
без внимания деталей, и какие-нибудь морщины
так же для него важны и характерны, как
пристальный взгляд глаз, выражающий то
или иное душевное состояние модели.
Среди ранних,
академических рисунков И.Е.
Уже в «Бурлаках»
- теме, столь близкой художнику и столь
захватившей его за живое, Репин впервые
смог выявить себя, а в последующих картинах
и рисунках он уже окончательно утверждает
свою линию глубочайшего реалиста и художника-гражданина,
отзывающегося на все волнующие вопросы
и события современности. Мало-помалу,
с ростом самосознания, Репин растет и
как мастер, как техник. Новые идеи, новое
содержание требуют новых форм и средств
выражения - и вот мы видим, как он ищет
и находит эти новые приемы рисунка, вместе
с углублением изучения внутренней жизни
человека и стремлением к передаче сложнейших
душевных переживаний. Но академическая
учеба оказала на Репина большое и, несомненно,
положительное влияние. Она дала ему ту
твердость и уверенность рисунка, без
которой его поиски более близких и свойственных
ему приемов оказались бы бесплодными,
лишенными прочной формальной базы. Изумительная
меткость репинского рисунка, работа без
«осечки», корнями своими - в строгой и
старательной выучке, пройденной им в
Академии. Как часто в позднейших рисунках
Репина мы ясно видим элементы этой выучки
- и не она ли дает ему такую свободу и такой
изумительный блеск?
Внимательное
исследование технических
Илью Ефимовича Репина я узнала, когда была еще ребенком, вероятно, лет семи, в то время, как он писал портрет моей матери, Поликсены Степановны Стасовой. Этот портрет висел у нас в квартире в Петербурге сначала на Малой Морской улице, а потом на Фурштадской, в кабинете отца над диваном. Направо от него, под углом, висел портрет дяди - Владимира Васильевича Стасова, писанный И. Е. Репиным в 1883 году, в течение трех дней в Дрездене. Кроме этих работ Репина, у моих родителей был еще один из первоначальных набросков к «Бурлакам».
Всегда вспоминаю я встречи с Ильей Ефимовичем: у В.В.Стасова в день его рождения 2 января и в день именин 15 июля - это уже в Старожиловке, на даче, где каждое лето жила семья Стасовых (старших), состоявшая из старшего брата Владимира Васильевича - Александра Васильевича, жены Николая Васильевича - Маргариты Матвеевны и ее дочери Марии Николаевны, воспитательницы Эрнестины Ивановны Киль, проживавшей у них всю жизнь и ставшей членом семьи, и племянницы Натальи Федоровны Пивоваровой. Ни один из этих торжественных дней не проходил без Ильи Ефимовича. И всегда за обедом он произносил приветственную речь Владимиру Васильевичу.
Вспоминаю письма В.В.Стасова моим родителям в те месяцы, когда Илья Ефимович и Владимир Васильевич совершали совместную поездку по Италии, Испании и Бельгии. Насколько мне не изменяет память, не то в Брюсселе, а может быть, в Амстердаме, у Ильи Ефимовича с В. В. Стасовым произошел крупный спор по поводу какой-то картины Рембрандта. Были у них споры по поводу изобразительного искусства средних веков, но передать в точности суть спора не могу, так как я слышала о нем только при чтении писем Владимира Васильевича моему отцу.
Хорошо помню,
как тяжело переживал В.В.
Илья Ефимович бывал у нас в так называемые «четверги», когда каждую неделю в моем родительском доме собирались родные, друзья и знакомые. Но чаще он бывал по воскресеньям (день, аналогичный нашим «четвергам») у В.В.Стасова, где они всегда затевали интересные беседы и споры. Репин, как известно, написал портрет Надежды Васильевны Стасовой и сделал несколько зарисовок в связи с ее чествованием в качестве директора первых Высших женских курсов в Петербурге (так называемых Бестужевских курсов).
Помню еще нарисованный Ильей Ефимовичем адрес В.В.Стасову в 1886 году, по случаю юбилейной даты Стасова.
А потом
в памяти воскресают встречи
с Репиным у дяди, когда Илья
Ефимович работал над своей
знаменитой картиной «
Личные мои отношения с Ильей Ефимовичем были дружеские. Работая заведующей техникой Петербургского комитета партии, я не раз обращалась к Репину за материальной помощью. В число моих обязанностей входили и финансы. Деньги были нужны для так называемого политического Красного Креста, то есть для оказания помощи политическим заключенным или ссыльным. Никогда Илья Ефимович не отказывал мне.