И.
К. Айвазовский. Автопортрет.1898. И.
К. Айвазовский. Автопортрет. 1874.
(1817-1900)
Предки
Айвазовского в XVIII веке переселились
из Западной (Турецкой) Армении на
юг Польши. В начале XIX века оттуда
перебрался в Феодосию торговец
Константин (Геворг) Гайвазовский. 17 июля
1817 года в книгу рождений и
крещений местной армянской церкви
была внесена запись о том,
что родился "Ованес, сын Геворга
Айвазяна". Отцу мальчика, на попечении
которого были две дочери и
три сына, после постигшей Феодосию
в 1812 году эпидемии чумы жилось
тяжело. Содержать семью помогала
ему жена Рипсиме, искусная
вышивальщица.
Маленький
Ованес проявил исключительные
способности к рисованию и
музыке, хорошо играл на скрипке.
Он, в частности, с увлечением
копировал гравюры из книги
о борьбе греков против османского
владычества.
Национально-освободительное
движение греческого народа было
особенно близко и созвучно
армянам, чья родина также изнывала
под османским игом. Поэтому пристрастие
Айвазовского-мальчика к этой
теме, конечно же, нельзя считать
случайным.
Начальное
образование юный Айвазовский
получил в армянской приходской
школе, а затем окончил Симферопольскую
гимназию. В 1833 году при содействии
феодосийского градоначальника
А. Казначеева он отправился
в Петербург и поступил в
Академию художеств, где учился
у известного пейзажиста Максима
Воробьева, в батальном классе
- у А. Зауервейда и недолгое
время - у приглашенного из Франции
мариниста Ф. Таннера.
Мастерство
Айвазовского росло чрезвычайно
быстро. Работы, выставленные в годы
учебы, возбудили всеобщий интерес.
С одобрением отозвался о них
Пушкин, встреча с которым на
одной из академических выставок
произвела неизгладимое впечатление
на молодого художника. В 1837
году, окончив курс обучения с
золотой медалью первой степени,
Айвазовский получил право на
поездку за границу в качестве
пенсионера академии. Однако первоначально
молодого художника командировали
в Крым писать виды приморских
городов. Плавая на боевых кораблях,
Айвазовский близко познакомился
с адмиралами М. Лазаревым,
Ф. Литке, В. Корниловым, П. Нахимовым,
П. Панфиловым, проникся глубокой
верой в силу русского флота
и стал впоследствии непревзойденным
певцом его побед. Поручение
академии было с успехом выполнено.
В
1840 году Айвазовский уехал в
Италию. Там он сблизился с
яркими деятелями русской литературы,
искусства, науки - Гоголем, Александром
Ивановым, Боткиным, Панаевым. Одновременно
расширился круг его армянских знакомств.
Едва
прибыв в Венецию, Айвазовский
поспешил на остров св. Лазаря,
чтобы встретиться со своим
старшим братом Габриэлом, духовное
родство с которым сохранил
до конца жизни. Габриэл приобрел
к тому времени видное положение
в конгрегации мхитаристов. Это
религиозное братство, существующее
и поныне, основал в начале XVIII
века армянский просветитель
Мхитар Себастаци, сделавший его
центром по изучению национальной
истории и культуры и по
ознакомлению с ними европейской
интеллигенции. Пребывание Айвазовского
в "маленькой Армении" близ
Венеции означало для него
более тесное приобщение к
чаяниям своего народа. Кроме
того здесь, в богатой библиотеке
конгрегации, художник впервые
проник в изумительный красочный
мир армянской книжной миниатюры,
украшавшей средневековые манускрипты,
и глубоко усвоил гуманистические,
свободолюбивые идеи. Любопытно,
что на острове св. Лазаря у мхитаристов
часто бывал Джордж Байрон, изучавший
с их помощью армянский язык. Айвазовскому,
который впоследствии не раз приезжал
сюда, неизменно предоставляли комнату
великого поэта. И как в сердце этого острова
живет Армения, так в сердце художника
до конца его дней символом Армении жил
этот остров.
Из
Венеции молодой живописец направился
во Флоренцию, затем в Амальфи
и Сорренто, где остановился в
доме, принадлежавшем некогда Торквато
Тассо. В следующие два года
он попеременно жил в Неаполе
и Риме. В одном из писем
Айвазовский говорил: "Я, как
пчела, собираю мед из цветника".
Итальянская природа, итальянское
искусство и музеи в формировании
Айвазовского-художника стали второй
и поистине вечной академией.
На протяжении всей жизни он
возвращался к пейзажам Италии,
гармоничное сосуществование человека
и моря в этой стране запечатлелось
в его памяти как образец
красоты. Италия наложила глубочайший
отпечаток на все его последующее
творчество.
Айвазовский
работал в Италии с огромным
воодушевлением и создал здесь
около пятидесяти крупных картин.
Выставлявшиеся в Неаполе и
Риме, они вызвали настоящий ажиотаж
и прославили молодого живописца.
Критики писали, что никто прежде
не изображал свет, воздух и
воду столь живо и достоверно.
"Хаос" Айвазовского удостоился
чести войти в постоянную экспозицию
Ватиканского музея. Папа Григорий
XVI наградил художника золотой
медалью. Английский маринист
Уильям Тернер посвятил Айвазовскому
стихи, в которых назвал его гением.
Большой
успех ожидал Айвазовского также
в Венеции, а затем Париже, Лондоне,
Амстердаме. Как единственный представитель
русского искусства он участвовал
в международной выставке, организованной
в Лувре. Кстати, десять лет
спустя он первым из иностранных
художников стал кавалером ордена
Почетного легиона.
Таким
образом, уехав из России на
усовершенствование, Айвазовский вернулся
на родину прославленным художником,
членом нескольких академий. В
Петербурге 28-летний мастер также
был удостоен академических регалий;
позднее его назначили художником
при Главном военно-морском штабе.
Беспримерная
слава, материальная обеспеченность
и царский дворец не прельстили
молодого академика. Он решил
навсегда покинуть Петербург
и поселиться в родном городе.
У этого решения, столь поразившего
всех и столь важного для понимания
внутреннего мира художника и его стремлений,
были свои побудительные причины.
В
Феодосии художник построил на
берегу моря дом-студию. Здесь,
в маленьком, оторванном от
культурных центров провинциальном
городе, в кругу своих близких,
Айвазовский создал обособленный
собственный мир, свою малую
родину с ей одной присущей
атмосферой, живущую по законам,
которые сам он, ее полновластный
хозяин, установил. Он чувствовал
себя в этом уютном мире
по-настоящему свободным. Однако
самоизоляция сыграла в его
творчестве и негативную роль.
Айвазовский остался в стороне
от важнейших тенденций современного
ему искусства и не реализовал
заложенный в нем потенциал
истинного новатора. И это гораздо
печальнее, чем клиширование небольшого
набора сюжетов и приемов.
Огромный
успех Айвазовского в Европе
начала 40-х годов объясняется
тем, что, пройдя академическую
школу, он все-таки сохранил
искренность и непосредственность
душевных порывов и не боялся
руководствоваться ими, стоя за
мольбертом. Он не смог, да и
не пытался, освободиться от
некоторых академических доктрин,
усвоенных им в годы ученичества,
но уже в начальный период
самостоятельного творчества воспринимал
мир удивительно жизненно и
эмоционально. Это резко выделяло
его из академической среды.
Что касается традиций академической
школы, то из них он прежде
всего черпал пристрастие к
необычайности. В сочетании с
непосредственностью чувств оно
роднило его с романтизмом.
Айвазовский создал своеобразный
метод цвето-линейного построения
картин и свой живописный язык,
никого не повторявший и не
противоречивший предмету изображения.
Эти выразительные средства постепенно
претерпели изменения, палитра
художника стала светлее, он
вплотную подошел к пленэрной
живописи. Однако его мировосприятие
никогда не менялось, он остался
верен своему романтическому
характеру или, вернее, живописным
урокам моря, с которым подружился
еще в детстве.
"Море
- это моя жизнь",- говорил Айвазовский,
и вправду страстно, до обожествления
преклонявшийся перед объектом
своей неослабной любви. Обладая
колоссальной трудоспособностью,
за долгие десятилетия он создал
около шести тысяч картин. Его
творчество - своего рода морская
энциклопедия. Из нее можно в
деталях узнать о любом состоянии,
в каком пребывает водная стихия
- штиль, и легкое волнение, и
шторм, и буря, производящая впечатление
вселенской катастрофы, - здесь можно
увидеть ее, эту стихию, в любую
пору суток - от светозарных
восходов до колдовских лунных
ночей - и в любое время года насчитать
десятки оттенков, окрашивающих морские
волны, - от прозрачных, почти бесцветных
через все мыслимые нюансы голубизны,
синевы, лазури до густой черноты.
Но
воспроизвести море таким, как
оно есть, Айвазовский считал
невозможным и потому никогда
не писал с натуры, полагаясь
лишь на воображение. Художник,
видевший в водной стихии свою
жизнь, он в сущности не изображал
реальное море, а создавал на
полотне свое, рассказывал некую
сказку о море, отдавая ему
собственные чувства, настроения,
грезы. Сказочность его искусства
точно подметил великий психолог
Достоевский в своей статье "Выставки
1860-1961 гг. в Академии искусств".
Таким
образом, Айвазовский вошел в
современное ему искусство, руководствуясь
собственными законами художественного
мироощущения.
В
основу творчества Айвазовского
положена идея безграничности
природы, ее могучей созидательной
силы. Более половины его работ
- это виды штормового моря. И,
как правило, изображая разбушевавшуюся
стихию, художник изображал и
борющихся с этой стихией, помогающих
друг другу людей. Человек не
сдается, человек победит - в
этом девизе художника отразились
народный оптимизм и жизнестойкость.
Основа романтики Айвазовского -
это великая вера человека, "пылинки
вселенной", в природу и жизнь,
неизбывная вера в родной народ,
который в политических штормах
XIX столетия упорно боролся за
самоутверждение. Нельзя забывать,
что в творчестве художника
весьма заметную роль играет
иносказательность.
Чарующая
световая атмосфера полотен Айвазовского
помогает воспринять мечтательность
и эмоциональность его искусства.
Художник видит в человеке
неотъемлемую частицу природы.
Человек на его картинах изображен
то на фоне спокойного, прозрачного
моря, то одиноко шагающим по
берегу или сидящим в лодке,
устремив вдаль, к свету, мечтательный
взгляд. В этих вымышленных романтических
героях нетрудно распознать автопортретные
черты.
Свет
как идея играет в творчестве
Айвазовского значительную роль.
Внимательный зритель почувствует,
что, изображая море, облака и
воздушное пространство, художник
фактически изображает свет. Свет
в его искусстве - символ жизни,
надежды и веры, символ вечности.
Это не что иное, как по-своему
переосмысленная идея созидающего
света, света познания, имеющая давнюю
устойчивую традицию в армянской культуре
и получившая блестящее воплощение у позднейших
армянских мастеров.
Эту
традицию Айвазовский воспринял
через прославляющие солнечный
восход средневековые песнопения,
которые он хорошо знал и
постоянно слышал в армянских
церквах. Не случайно, говоря о
своих картинах, он заметил: "Те
картины, в которых главная
сила - свет солнца... надо считать
лучшими". На последних полотнах
Айвазовского свет ниспускается
из невидимого источника, мощным
снопом прорезая тьму.
Как-то
в беседе с Мартиросом Сарьяном
Илья Эренбург поинтересовался,
отразилась ли в творчестве
Айвазовского его национальная
принадлежность. Сарьян сказал: "Какую
бы ужасную бурю ни увидели
мы на его картине, в верхней
части полотна сквозь скопление
грозных туч всегда будет пробиваться
луч света, пусть тоненький
и слабый, но возвещающий спасение.
Именно веру в этот Свет
пронес через века породивший
Айвазовского народ. Именно в
нем, этом Свете, и заключен
смысл всех изображенных Айвазовским
бурь".
Айвазовскому
присуща совершенно самобытная
система живописного мышления, выводящая
его искусство за рамки принятых
в то время канонов. Эта особенность
сказалась в отмеченных иногда
чрезвычайной условностью, даже
абстрактностью цветовых решениях его
картин.
Страстное,
проникновенное и поэтическое
творчество Айвазовского, чутко
отзывавшееся на запросы времени,
привнесло в русскую живопись
свежее дыхание. Художник стал
одним из наиболее признанных
во всем мире представителей
русской школы. В этом качестве
он был удостоен чести, вторым
после О. Кипренского, представить
во флорентийский музей Питти
автопортрет.
Однако
в самой России, начиная с 1870-х
годов, искусство Айвазовского
все чаще подвергалось острой
критике. В. Стасов принимал
только ранний период его творчества,
А. Бенуа в своей "Истории
русского искусства XIX века" писал,
что Айвазовский, хотя и значился
учеником М. Воробьева, стоял
в стороне от общего развития
русской пейзажной школы. Подобные
выводы делались не только
потому, что Айвазовский работал
особняком, вдали от центров
искусства и показывал свои
картины в основном на персональных
выставках.