Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:38, реферат
«Время барокко» включает в себя много стилей и направлений (маньеризм, классицизм, барокко и рококо) и «стиль барокко». Должно быть, в этом стиле и в самом деле есть что-то причудливое и странное, если даже специалисты сильно расходятся в его оценке. Одни считают, что искусство барокко – неправильное, взвинченное, громоздкое, противоречит гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте и поэтому считают его скорее продолжением Возрождения. Есть третье мнение: искусство барочного типа – это поздняя, кризисная стадия разных эпох в художественной культуре.
Введение
1. Исторические предпосылки
2. Барокко в России
2.1 Архитектура
2.2 Скульптура
2.3 Живопись
Заключение
Иллюстрации
Список литературы
Скульптура середины века имеет в основном чисто декоративную функцию. Развивается в самом тесном союзе с архитектурой. Русские мастера под началом ведущих архитекторов, прежде всего Растрелли, создают замечательные ансамбли русского барокко продолжая лучшие отечественные традиции деревянной, золочённой резьбы. Маскароны, львиные маски, головы в шлемах, золочённые статуи.22
В красочности и яркости произведений барокко, несомненно, сказалось влияние идей национального самоутверждения, воздействия вековых традиций русского зодчества.
В истории русского изобразительного искусства общепризнанным фактом является переход на рубеже XVII-XVIII вв. от иконописи к живописному началу. Вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. Само слово и понятие «живопись» для начала XVIII века является новинкой. Оно обозначало несуществовавшие до сего момента смыслы изобразительного действия:
Очень трудно было свыкнуться с понятием портрета, как изображения живого человека, так как до этого были традиции иконописи, совершенно противоположные этому понятию. Так же служило препятствием, изменение облика самих людей, после того как в Петровское время пришлось убрать бороду, усы, то что для человека являлось его особенностью и индивидуальностью.
Само слово «портрет» становится более обиходным лишь в середине XVIII века. Главная задача была не в умении писать и создавать пространство в картине, а мысленно дойти до этого, так как менталитет русского человека отличался от европейского особенной перспективной картиной мира.23
В портрете изображают обычно утрированный рисунок морщин, и воспринимаются как гримасы, так как ещё существует реакция на оттенки, игру настроений. В женских портретах существовала эта же проблема. Если мужские лица прежде были спрятаны в зарослях бород и усов, то русские женщины; хотя не знали паранджи, были спрятаны от всех в тереме. Тем не менее на первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества.
В этот период в России творили величайшие мастера – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы.
Портретист Иван Никитич Никитин (ок. 1680-1742) один из первых пенсионеров ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета – общепонятный и вполне неповторимый. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г.). С портретов, которые он написал, смотрят сильные, резко очерченные лица царя и его приближённых. В портрете Сергея Григорьевича Строгонова (1726), показан этакий юнец, усвоивший приёмы женской грации в манере «строить тёмные глаза» – довольно типичная особенность для XVIII века.
Это именно «реванш», восполнение – исключение, подтверждающее правило. Правило – грация, предполагающая игру оттенков между сходством и не сходством, игра обликов (в косметике, костюме, причёске и т.д.). Драматизация отношений духовное и физическое в человеческом облике связано с пафосом барокко.24
Вот канцлер Головкин. Откуда-то из темноты выдвигается вперёд его длинное лицо, суженное свисающими локонами парика. Чуть мерцают в полутьме на красноватом кафтане драгоценные орденские знаки. Но не ордена, не эффектный жест полководца – обычные тогда средства возвеличить – делаю лицо Головкина значительным. Художник изобразил канцлера в упор, прямо и остро глядящим в глаза зрителю, и он смотрит на нас, как на противников в словесном поединке, зоркими глазами дипломата.
Пётр I на смертном ложе (1725). Живописная драматургия «портрета» с противоборством мерцающе-тёплого и снежно-холодного – ещё как будто тлеющей жизни с наступающей смертью.
Другой талантливый портретист 18 века – Иван Петрович Аргунов был крепостным графа Шереметева. Позы его героев свободнее и подвижнее, сама живопись мягче, воздушнее. Но и он показывает людей точно и просто, не склонен льстить им.
Художники второй половины 18 века начинают больше интересоваться личными достоинствами человека, его моральными качествами, его внутренним миром. В искусстве они видят средство воспитания и потому стремятся сделать его разумным, ясным, логичным.
В историю искусств вторая половина XVIII века вошла как время портретов, особенно живописных. Портреты были нужны всем - от царицы до небольшого провинциального чиновника. В художественных или краеведческих музеях многих городов нашей страны можно увидеть портреты того времени – важных господ в цветных кафтанах, задумчивых или кокетливых дам с высокими причёсками, с волосами напудренными до седины. Иногда эти портреты написаны легко и живо, тающими серебристыми краскам, иногда – грубоватой рукой крепостного живописца-самоучки.
Три имени знаменуют вершину русского живописного портрета 18 века: Рокотов, Левицкий и Боровиковский.
Портрет неизвестной молодой женщины с задумчиво прищуренными глазами, в лёгком розовом платье (Неизвестная в розовом), написанный Фёдором Степановичем Рокотовым, привлекает тонкостью, душевным богатством. Рокотов пишет мягко, воздушно. Полунамёком, ничего не вырисовывая до конца, передаёт он прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос, светлое лицо с затенёнными глазами.
Поэзия душевной жизни, внутренняя, часто скрытая от других красота человека привлекает Рокотова, и он находит средства передать её на холсте. В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши В.Е.Новосильцевой (1780 г.), знатной дамы Е.Н.Орловой.
В портретах написанных Дмитрием Григорьевичем Левицким (1735-1822 гг.), нет поэтической дымки, окутывающей образы Рокотова. Он зорче, трезвее смотрит на своих героев, его интересует разнообразие характеров, и он умеет их показать даже в торжественных парадных портретах. Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в воспитании целой школы русских портретистов, но задавал тон и уровень высокой репутации портретного искусства в России. Сфера его живописи шире, чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты и парадное изображение в рост.
Владимир Лукич Боровиковский работал уже в конце 18 века и в первой четверти 19 века. В его портретах задумчивые девушки, написанные прозрачными, светлыми красками мечтают на фоне зелени сада. Чувственность повестей Карамзина, появившихся в эти годы, отразилась и в образах их читательниц, которых писал Боровиковский. К его лучшим произведениям относятся портреты В.И.Арсеньевой, М.И.Лопухиной, А.Г. и В.Г. Гагариных.
Русские художники 18 века сумели воплотить в красках и мраморе облик, характеры, духовный мир своих современников. Именно в портрете создало искусство этого времени свои лучшие произведения.
Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров.
В Петровское время развивается ещё одна из разновидностей портретной живописи – миниатюра на эмали. Она была одновременно и произведением искусства и бытовой вещью. Исполнялась на металлической или даже на золотой пластинке. В Петровское время портрет на эмали имел назначение – наградной царский знак. Например, работа Григория Мусикийского – овальные парные изображения Петра I на фоне Петропавловской крепости. Со временем эти портреты теряют свой «государственный пафос» и становится предметом семейного владения.25
Конечно же живопись не ограничивалась одним лишь портретом. Новая техника масла на холсте была характерна не только для станковой живописи, она проникла в монументальные декоративные формы. В связи со строительством Петербурга и загородных резиденций царской семьи получила развитее монументальная живопись плафонов и настенных панно. Монументальная живопись использовалась так же в празднествах, в театральных представлениях, парадах к сожалению, именно монументальная живопись XVIII века, сохранилась хуже, чем живопись станковая.26
Появление стиля барокко в Европе было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры.
В заключении я хочу повторить, что русское барокко отличается от европейского. Барокко в России развивалось особым путем. Это было обусловлено взаимопроникновением традиций русского и западноевропейского искусства. Самобытность русского барокко проявилась в традиционно присущим искусству России мажорности и нарядности, в нем ярче выражен светский характер русского искусства XVIII века.
Список литературы:
1 Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,”Наука”,1966
2 Русское искусство барокко; ответственный редактор Алексеева; М.,“Наука”
3 Дмитриева Н. Краткая история искусств. – М., 2000. – С. 283.
4 Ильина Т.В. Русское искусство 18 века. – М., 2001. – С. 19.
5 Аленов М. Русское искусство XVIII – начало XX века. Том II. – М., 2008. – С. 9
6 Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство X – начала XX в. – М., 1989. – С.740.
7 Аленов М. Русское искусство XVIII – начало XX века. Том II. – М., 2008. – С.16
8 Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. Ответственный редактор Виллер. – М., 1966.
9 Проблемы стилей в западноевропейском искусстве; ответственный редактор Виллер.
10 Алленов М.; Русское искусство XVIII - начало XX века. Том II. – М., 2008.
11 Указ. Соч. – С.23-24.
12 Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство X – начала XX в. – М., 1989.
13 Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство X – начала XXв. – М., 1989. – С.86.
14 Крюковских А.П.. Скульптура С-П; художественно исторический очерк. – СПб., 2001. – С.11.
15 Указ. Соч. – С.55.
16 Указ. Соч. – С.22.
17 Аленов М. Русское искусство XVIII – начало XX века. Том II. – М., 2008. – С.29.
18 Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М., 2001. – С.85.
19 Алленов М.; Русское искусство XVIII – начало XX века. Том II. – М., 2008. – С.381.
20 Крюковских А.П. Скульптура С-П. Художественно исторический очерк. – СПб., 2001. – С.45.
21 Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М., 2001. – С.99.
22 Указ. Соч. – С.154.
23 Алленов М.; Русское искусство XVIII – начало XX века. Том II. – М., 2008. – С.51.
24 Указ. Соч. – С.53-55.
25 Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М., 2001. – С.82-83.
26 Указ. Соч. – С.42.
Информация о работе Барокко в России. Архитектура, скульптура, живопись