Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:38, реферат
«Время барокко» включает в себя много стилей и направлений (маньеризм, классицизм, барокко и рококо) и «стиль барокко». Должно быть, в этом стиле и в самом деле есть что-то причудливое и странное, если даже специалисты сильно расходятся в его оценке. Одни считают, что искусство барокко – неправильное, взвинченное, громоздкое, противоречит гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте и поэтому считают его скорее продолжением Возрождения. Есть третье мнение: искусство барочного типа – это поздняя, кризисная стадия разных эпох в художественной культуре.
Введение
1. Исторические предпосылки
2. Барокко в России
2.1 Архитектура
2.2 Скульптура
2.3 Живопись
Заключение
Иллюстрации
Список литературы
Санкт-Петербургская государственная
художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица
Кафедра искусствоведения и культурологии (заочное отделение)
Реферат
Барокко в России.
Архитектура, скульптура, живопись
студентка 1 курса ф-та МДИ кафедры
искусствоведения и культурологии
Санкт-Петербург, 2011
План:
Введение
1. Исторические предпосылки
2. Барокко в России
2.1 Архитектура
2.2 Скульптура
2.3 Живопись
Заключение
Иллюстрации
Список литературы
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством.
Рассказать обо всей культуре барокко все равно, что «объять необъятное». Поэтому отдельные грани мироощущения эпохи, выраженные в искусстве в виде трёх направлений: архитектуры, живописи и скульптуры, – рассмотрены мной более подробно.
Само название произошло от итальянского “barocco”, что означает: грубый, неуклюжий, фальшивый.
В XVIII веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное, причудливое, странное, вычурное.
Этим термином пользовались ювелиры, обозначая им нестандартные жемчужины, которые мастера эпохи барокко умели использовать в декоративных целях.
«Время барокко» включает в себя много стилей и направлений (маньеризм, классицизм, барокко и рококо) и «стиль барокко». Должно быть, в этом стиле и в самом деле есть что-то причудливое и странное, если даже специалисты сильно расходятся в его оценке. Одни считают, что искусство барокко – неправильное, взвинченное, громоздкое, противоречит гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте и поэтому считают его скорее продолжением Возрождения. Есть третье мнение: искусство барочного типа – это поздняя, кризисная стадия разных эпох в художественной культуре.
Барокко появился в Италии в конце XVI – начале XVII века, как папский стиль. Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясений, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
1. Исторические предпосылки
XVII век. Новое время,
эпоха барокко. Загадочным
Западная Европа вступила в новую фазу экономических и политических отношений, принесшую с собой новую культуру. Эта фаза характеризуется прежде всего развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений. Происходит централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов. XVII век – одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: все европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам характер развития был резко неравномерным:
Ведущими социальными слоями становятся буржуазия, земельная аристократия и крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса.
Это не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе Просвещения (XVII в), а большая значительная самостоятельная фаза в развитии мировой культуры. Поэтому при всей неравномерности развития стран, что и будет определять национальные особенности духовной жизни, создание национальных школ, большое значение уделяется общим моментам, таким, как мироощущение, миропонимание...
Идеологической основой для нового стиля было ослабление силы религии в духовной и культурной жизни человека, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм – буржуазные.
В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый стиль, новая культура. Она была результатом либо насильственной политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не уничтожаются общественные противоречия.
В тоже время, барокко – художественная система, отражающая мировоззрение людей после ренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей оппозиции, несовместимые друг с другом противоположности, сосуществуют в культуре барокко, создавая своеобразную гармонию. Гармонию неустойчивую, исполненную тревоги. Теоретики барокко говорят о «созвучии несозвучного».
Специфическими чертами эпохи можно считать:
а) целостностные системы философии;
б) поиск единства в противоречиях жизни;
в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли;
г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;
д) в живописи – отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание
«бесконечности» пространства.1
2. Барокко в России
Барокко на Руси стало ведущим направлением в искусстве лишь с XVIII века. Именно в формах барокко усваивалась классическая традиция западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени. Искусство Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось подробнее заострить на нём внимание.2
История искусств не знает более крутого поворота от средневековья к Новому времени, чем Россия в начале XVIII столетия. Пётр I в своей художественной политике руководствовался не только эстетическими, но и духовными соображениями. В искусстве он видел и важное подспорье научному и техническому прогрессу.3
Для того чтобы перейти к новому времени приходилось переучивать старых художников или искать других. Например, старые русские архитекторы умели строить пока только церкви и боярские сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы для ассамблей, праздников, балов и пиршеств, с колоннами на европейский манер. Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.
Всё это не было, конечно, прихотью царя. Русская культура должна была высвободиться, наконец, из-под власти церкви, догнать, наконец, ушедшие вперёд европейские страны. Поэтому и пригласили из Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов, скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались им в ученики.
В России процессы образования нового после ренессанса стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал, которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Их отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не могли миновать и архитектуру. В его пределах начались поиски новых средств, позволяющих объединить, дисциплинировать форму, поиски стиля. Русское искусство выходит на общеевропейские пути развития, отказываясь от средневековой замкнутости, но, отнюдь не порывая с многовековыми национальными традициями.4
Московская архитектура, «московское барокко», конца XVII – начала ХVIII века была, безусловно, явлением прежде всего русским. В ней еще сохранялось многое от средневековой традиции, но все более уверенно утверждалось новое. Скульптура барокко отличается патетикой жестов, экспрессией ракурсов, сочной пластикой. Живопись – красочностью, декоративностью, эффектами светотени. То же самое и в архитектуре: вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. И всё же главное, что вызвало расцвет архитектуры барокко, – это стремление к выражению своего престижа; стиль барокко – это, в конечном счете, апофеоз богатства. В эпоху средневековья достоинством считалась сила, в предыдущие времена – богатство, оно вызывало чувство почтения, понималось как величие. Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе. Праздничность и стремление к украшениям порой доходят здесь до пестроты. Говоря об архитектуре обычно уделяют внимание Москве и Санкт-Петербургу, это не значит, что в других местах не велись постройки. Дело в том, что в период XVIII-XIX века строилось всё в основном Московскими или Петербургскими мастерами.
Период московского зодчества с его декоративным убранством – карнизами, кокошниками – в 1670-х гг. сменяет заключительный аккорд древнерусской архитектуры – нарышкинское, или московское, барокко, представляющее собой переходную ступень от древнерусской культуры к европейскому стилю барокко.
Нарышкинское барокко совмещает в себе декоративные черты древнерусского московского зодчества с планировкой, свойственной барочной западноевропейской архитектуре. Московский Новодевичий монастырь, особенно красноречивый в этом отношении: он был прямым свидетелем событий, подтолкнувших молодого Петра на стезю крупных преобразований. Вместе с тем он – ярчайшее свидетельство эстетических пристрастий, непосредственно, предшествующих началу преобразований эпохи. Пышным обрамлением создаётся дистанция удаления от строгого величия старины в сторону не просто иного, но противоположного вкуса.5 В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719-1774), создателю грандиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741-1770 гг.) и знаменитых Красных ворот в Москве (1753-1757 гг.). Уже существовавший проект колокольни, Ухтомский предложил дополнить двумя ярусами, так что колокольня превратилась в пятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту. Верхние ярусы не предназначались для колоколов, но благодаря им, постройка стала выглядеть более торжественно и была видна издали. Не сохранившиеся до наших дней Красные ворота были одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. История их строительства и многократных перестроек тесно связана с жизнью Москвы XVIII в. и очень показательна для той эпохи.6
Меняются внутренние принципы мирское и религиозное. Такого рода перелом был пережит в Европе и подходил к этому плавно с должной внимательностью. Для нас же резким вторжением в культуру, образ жизни, неподготовленное сознание. Это было реформой Петра, выраженной крылатой фразой А.С.Пушкина «В Европу прорубил окно». Реформы, проведенные Петром I (1689-1725 гг.), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. Петр не насаждал западничество как нечто чуждое, русскому быту. Поэтому главные соборы, стены и башни Московского кремля были созданы европейскими мастерами. В архитектуре нового образца начинают формировать фасады как лицо здания, преобразовывается окно и соответственно весь лад русской архитектуры. Прежде окна украшались стеной, её выступами, наличниками; теперь стена украшается окнами. Свой апофеоз окно празднует в архитектуре Франчесско Бартоломео Растрелли. Архитектурный фасад превращён своего рода в экспозиционный стенд для выставки окон.7
В начале XVIII века Петр I специально выписывает итальянских мастеров для застройки Петербурга. Русская архитектура XVIII века подражает западной архитектуре, которой были свойственны: сложный криволинейный план и очертания линий, причудливость пластики полуокружности, полуциркульные окна, разорванные фронтоны, спаренные колонны и пилястры, массивные парадные лестницы, пространственный размах комплексов, слияние искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), декоративность интерьеров, применение зеркал в оформлении помещений. Ордер применяется как декоративно-пластическая форма наравне со скульптурой. Свойства построек – предельная живописность (вычурность), контрастность, напряженность, динамичность образов и текучесть сложных обычно криволинейных форм, стремление к нарочитой пышности. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах.8
Санкт-Петербург представал как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого «прусского образца», т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой в строительстве Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен строившихся зданий без существенного снижения прочности.
Информация о работе Барокко в России. Архитектура, скульптура, живопись