Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:00, доклад
В настоящее время в Финляндии работают двенадцать танцевальных трупп, пользующихся государственной поддержкой, около 20 свободных танцевальных коллективов. Самая большая труппа – Финский национальный балет, состоящая из более чем 80 человек. Профессиональная подготовка танцовщиков проводится в семи учебных заведениях по всей стране. Кроме того, в Финляндии регулярно проводятся различные танцевальные фестивали.
Еще одной ученицей К. Блазиса была Полина Карпакова, одна из ведущих танцовщиц Большого театра. В ее репертуаре были партии Сильфиды, Сатаниллы, Саламандры. Интересен тот факт, что она исполнила роль Одетты в 1877 г. на премьере «Лебединого озера».
Уроки у К. Блазиса брали уже достаточно известные балетные исполнители. Вероятно, балетмейстера привлекало в русских артистах усердие и желание совершенствовать свое искусство, о чем он неоднократно констатирует в книге «Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы». Его планомерные занятия позволяли выработать хорошую технику. «Тренаж сообщал силу ногам, вырабатывал устойчивость корпуса, четкость темпов, уверенность исполнения», — писала В. М. Красовская, оценивая педагогические приемы К. Блазиса, направленные на беспрестанные тренировки.
Говоря об учениках Блазиса, снова придется обратиться к балету «Фауст», в котором главная роль была отдана С. Соколову. Помимо прекрасных внешних данных, артист обладал великолепной танцевальной техникой и драматическим дарованием. На его счету были все ведущие балетные партии Московского Большого театра. После премьеры в роли Фауста его называли артистом «хорошей школы». В историю русского балетного искусства он вошел не только как танцовщик, но и как балетмейстер. Одним из значительных его спектаклей стал «Папоротник, или Ночь на Ивана Купала» 1867 г. Вся постановка была построена им на материале русской народной хореографии.
Одновременно с Соколовым
в труппу был зачислен И. Ермолов,
также исполнявший ведущие
Невозможно, говоря о «Фаусте»,
не упомянуть о партии Мефистофеля,
прекрасно исполненной
О многих звездах Московского Большого театра писал К. Блазис в книге «Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы», упомянул он также и о воспитанницах, начинающих и именитых танцовщицах мировой величины. В лаконичной форме он сумел охарактеризовать более сорока современных ему артистов. Блазис как истинный педагог не скупился на похвалы поистине талантливым танцовщицам и танцорам, но и не задевал самолюбия, может быть, менее даровитых артистов, говоря о них чуть сдержаннее. Одна из глав книги посвящена его жене Аннунциате Рамачини де Блазис, составленная из тщательно собранных и, вероятно, бережно хранившихся в семье газетных и журнальных статей.
Рукопись этого сочинения балетмейстер пре-поднес Александру II, пожаловавшему Блазису бриллиантовый перстень. Однако когда возник вопрос о продлении контракта, столь высоко оказанное внимание не помогло итальянскому балетмейстеру. Оклад Блазиса был значительно уменьшен. Петербургская дирекция не желала тратить на московскую труппу больших денег. Блазис покинул Россию, но продолжал свою педагогическую деятельность вплоть до 70-х гг. XIX в. В последние годы жизни, как это часто бывает со многими выдающимися деятелями, он оказался не у дел. Вернувшись в Италию, Блазис поселился в городке Черноббио, где и умер в 1878 г.
Так сложилась судьба мастера балета, писателя и педагога, К. Блазиса, человека незаурядного и всесторонне образованного. Виднейшие критики, вслед за А. Я. Левинсоном, писали о «необыкновенном захвате его энциклопедического дарования». Но балет стал делом всей его жизни, вдохновением и непреходящей любовью.
Блазис-балетмейстер поставил более восьмидесяти балетов, не считая многочисленных вставных танцев для опер и концертных номеров. Он выделял три основных вида балета: серьезный, мелодраматический и комический. Серьезный балет основан на сюжетах трагедий, романов, сказочных и библейских мифов, исторических событий. Мелодраматический или полухарактерный балет черпает сюжеты из вы-ше перечисленных источников, только романы должны быть сказочными, пасторальными и аллегорическими, но, конечно же, не слишком серьезными и смешными. Для комического балета Близис считал пригодным сюжеты «народного характера», сатирические, комические или трагикомические и прочие. Жанровое разнообразие его постановок достойно восхищения: здесь и эпические, героические, анакреонтические, балеты-оратории, балеты из «всеобщей истории», поэтические и многие другие. К сожалению, в большинстве случаев до нашего времени дошли только названия его постановок, некоторые из которых сопровождались многочисленными отзывами в журналах и газетах того времени.
Действительно, деятельность К. Блазиса широко освещалась в европейской прессе XIX в., писали о нем и в России. Много материала публиковалось и о его учениках. За строками, посвященными выдающимся артистам балета, встает образ их учителя.
Обширна и библиография трудов самого Блазиса. Он писал на различные темы, печатался в итальянских и иностранных журналах, его книги переводились на многие языки. Перу Блазиса принадлежат работы не только по теории и истории танца. Огромно его литературное наследие как биографа, биолога, анатома и философа. Так, например, в 1857 г. вышла книга «Человек-телесный, интеллектуальный и моральный», в которой автор рассуждает о гениальности Руссо, Мирабо, Св. Августина, Виргилия и других великих людей прошлого. Блазис написал биографии выдающегося английского актера XVIII в. Дэвида Гаррика, итальянского композитора Джованни Батиста Перголези, итальянского танцовщика и хореографа Сальваторе Вигано, французского танцовщика и хореографа Пьера Гарделя. Незаконченными остались его работы «Хореография, или искусство писать танец», «Словарь танца» и «Поэма о танце».
В годы пребывания Блазиса в Москве, помимо упоминавшейся книги «Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы», было издано несколько балетных либретто на русском языке. Спустя семьдесят три года в сборнике «Классики хореографии» в 1937 г. были опубликованы извлечения из его «Полного руководства к танцу». Этим перевод и издание трудов Блазиса на русский язык ограничился. Как впрочем, и о самом балетмейстере-педагоге можно найти немногочисленные статьи. В первую очередь, это заметки о театральной жизни Москвы, опубликованные в 60-е годы XIX столетия на страницах различных газет и журналов. В нашей стране о самом Блазисе первым написал А. Я. Левинсон в статье «Карло Блазис», появившейся в журнале «Новая Студия» в октябре и декабре 1912 г. Затем, значительно дополнив и переработав ее, А. Левинсон опубликовал очерк «Карло Блазис, балетмейстер и теоретик танца», вошедший в сборник «Мастера балета» 1915 г. Ю. И. Слонимский во вступительной статье «Хореография Карло Блазиса» («Классики хореографии», 1937 г.) предваряющей перевод сочинений балетмейстера, широко осветил его педагогические взгляды. В 1989 г. была опубликована статья виднейшего балетоведа Е. Я. Суриц «„Фауст" Карло Блазиса в Москве». В изданиях по истории балета и классического танца можно найти страницы, посвященные творчеству выдающегося деятеля балета XIX в. О его вкладе в теоретические основы балетного искусства, о его педагогической деятельности писали Л. Д. Блок, А. Л. Волынский, В. М. Красовская и др.
В заключении остается сказать лишь о том, что многие указания и советы мастера не утратили своей силы и значимости, а оценки и характеристики артистов XIX в., благодаря его перу, навсегда остались в летописи мирового балетного искусства. Литературное и педагогическое наследие К. Блазиса является достоянием прошлого, свидетельствующим о многообразии хореографической мысли классиков балета.