Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:38, реферат
Античная Греция – первый в древнем мире взлёт живого, свободного художественного творчества, проникнутого стремлением к прекрасному, выражающего идеалы и дух целого народа и способного развиваться до высшей степени совершенства. Это был новый шаг по сравнению с искусством Древнего Востока, на котором лежал отпечаток суровости и застывшей в канонических формах символичности.
Введение.
Античная Греция – первый в древнем мире взлёт живого, свободного художественного творчества, проникнутого стремлением к прекрасному, выражающего идеалы и дух целого народа и способного развиваться до высшей степени совершенства. Это был новый шаг по сравнению с искусством Древнего Востока, на котором лежал отпечаток суровости и застывшей в канонических формах символичности.
Существенные отличия
видны хотя бы на примере храмового
строительства. На протяжении всего
исторического существования
Причиной этому в первую очередь был присущий древним грекам взгляд на окружающий мир: река, море, дерево, солнце – одним словом, все предметы и явления природы повсеместно представлялись им одухотворёнными и очеловеченными, поэтому их сущность в религии и искусстве греков оживала в наядах1 и дриадах2, океанидах3 и тритонах4, в колеснице Гелиоса5 и молнии Зевса.
В данной работе я попытаюсь в большей или меньшей степени раскрыть все этапы формирования и преобразования архитектуры Древней Греции, рассматривая это подробно на некоторых сооружениях и храмах того времени.
Архитектура Древней Греции.
В Греции никогда не бывает тумана, дождей тоже. Жара компенсируется близостью моря. Вокруг вечное лето: маслины, померанцы, лимоны, кипарисы, виноград. Греки не «печальные пасынки природы», а, скорее, ее равноправные братья. Им не нужно было изобретать теплой одежды и жилищ, мостовых, тротуаров – грязи там не было. Им не нужно было строить помещений для театров, потому что сидеть там душно, а на террасе горы – хорошо и прохладно. Остается поместить в центре террасы сцену, и дело сделано.
Наследие древнегреческой
Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII – I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на территории южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. – XII в. до н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – это время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений, что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных рабовладельческих государств.
В Древней Греции архитектура была тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер. Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.
Греческая архитектура была, в первую очередь, архитектурой храмовой, именно здесь проявились ее лучшие образцы. Но греческие храмы с самого начала имели совершенно особое назначение. Древние греки были удивительно талантливым, веселым и жизнерадостным народом. Они стремились к тому, чтобы около построенного ими здания человек чувствовал себя выше, шире в плечах, стремились, чтобы архитектура вселяла в сердце бодрость и уверенность. Греческий храм служил исключительно помещением для статуи божества, являясь как бы архитектурным обрамлением красоты, созданной человеком.
Греческий храм возник из микенского мегарона. Статуя божества, считавшегося покровителем полиса, помещалась в святилище – целле. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царил полумрак, создававший особо торжественное настроение. Храм стал основным типом общественного здания в зодчестве архаического периода, и каждый полис стремился при возведении храма превзойти другие города.
Греки стали возводить каменные храмы сравнительно поздно. В них не было особенной нужды, поскольку климат позволял отправлять богослужение в священных рощах и долинах. Сначала греки строили каменные крепости, арсеналы и удобные жилища, а потом храмы. Храм состоял из трех частей: пронаос – место, куда сразу попадал, входя, пришедший; наос (или целла) — собственно внутреннее пространство; опистодом – задняя часть храма, где обычно находилась сокровищница. Храмы, первоначально построенные из дерева, практически не сохранились, поэтому судить о них сложно. Позже (со второй половины VII в. до н. э.) греки стали возводить храмы из мрамора. Их строили из тесаных блоков известняка или мрамора (квадров) без всякого связующего раствора. Опытные каменотесы умели так точно подогнать квадры один к другому, что линия соединения была почти незаметна. Из отдельных цилиндров-барабанов, скрепляя их между собой втулками, складывали колонны, затем обтесывали, полировали, при этом достигали такой точности, что колонна казалась выточенной из монолита. Греки почитали соразмерность и порядок. Поэтому храму являвшемуся, в сущности, моделью мирозданья, надлежало быть соразмерным; его возведение становилось результатом сложных архитектурных вычислений. Основа греческой архитектуры и величайшее ее завоевание – ордерная система. Колонны знали и египтяне, и другие народы древности, но именно греки установили определенный порядок соотношения частей храма (ордер), основой которого служил радиус колонны. Зная последний и стиль ордера, легко было рассчитать размер всех остальных деталей.
Колонна у древних греков является главной архитектурной деталью, в которой отразился их вкус и стиль. Отбросив фигурные погремушки Востока, они остановились на благородной «протодорической» форме египетской колонны. Дорическая колонна не имела базы. Начинаясь непосредственно от пола круглым стволом, она поднималась на высоту 4 - 5⅔ своего диаметра. Ниже, чем на половине своей высоты, она имела маленькое утолщение (энтасис), которое придавало контуру колонны удивительную упругость. Без этого утолщения колонна выглядела сухой и вдавленной посередине. Никаких барельефов и надписей на стволе колонны не допускалось. Он был весь покрыт 16 – 20 продольными желобками-каннелюрами, которые оживляли колонну. У капители ствол утончался на 1 /6 диаметра своего нижнего основания и охватывался вырезкой, горизонтальным кольцом — подшейником. Шея колонны имела три выпуклых кольца, которые, утолщаясь наружу, переходили в подушку. Упругим контуром она удачно выражала давление антаблемента, связанного с ней при помощи прямоугольного абака.
Все элементы колонны свидетельствовали о ее первоначальной форме. Деревянный столб связывали и затягивали ремнями и железными обручами во избежание трещин и для придания постройке большей упругости. Архитекторы только скопировали деревянный оригинал. Непосредственно над абаком лежала нижняя часть антаблемента – архитрав, массивная балка, совершенно гладкая, иногда покрытая украшениями в виде ряда кружочков. Фриз и архитрав разделяет поясок. На балку-архитрав в деревянной постройке клали поперечные балки, которые в камне превратились в триглифы. Это были квадратные выступы, высота и ширина которых соотносились как 5 к 3, с тремя каннелюрами. Пространства между триглифами – метопы, служили, вероятно, ставнями для отверстий, образованных триглифами. Их покрывали рельефы, изображавшие сосуды и оружие; скорее всего, их ставили в открытые окна для украшения.
Фриз венчал карниз, состоявший из балки, срезанной с внутренней стороны откосом. На нем размещали триглифы и метопы, дощечки с пуговками или каплями. Над балкой располагался верхний брус (иногда гусек), на который опирался фронтон. В брусе проделывали отверстия для стока дождевой воды, украшенные львиными головами. Фронтон украшали барельефами, а его вершину и края – фигурами. Все это было пестро раскрашено.
Продолжая в простом прямоугольном храме боковые стены, крышу и подпирая ее колоннами, строители возводили предхрамие. Различные изображения божеств и приношения, которые с годами накапливались, заставили сделать это помещение шире. Тогда, оставив стены, выдвинули вперед только фронтон, оперев его на четыре колонны, отчего образовалось открытое предхрамие. Такая постройка носила название «простиль». Симметрично увеличенная задняя сторона храма дала новый тип храма – «амфипростиль». Затем колоннами окружили все здание; так был создан храм – «периптер». Двойной ряд колонн давал храму название «диптера». Если колонны стояли только по одной у входа, а боковые стены были глухие, такой храм назывался храмом в пилястрах (или «мегарон») (рис.1). Общее правило расстановки колонн было таким. Число колонн у входа в храм для бокового фасада нужно было удвоить и прибавить к ним еще одну. То есть, если у фронтона было шесть колонн, по бокам их было тринадцать. Расстояние между колоннами, междустолпие, равнялось 1,25 – 1,5 диаметра нижнего основания колонны.
Каменные здания греки расписывали в яркие цвета, преимущественно в красный и голубой. Здесь царила полная свобода творчества. Каждая постройка, хоть и симметричная, имела свой индивидуальный облик. Найти определенный цифровой закон этих построек невозможно. Остается только удивляться бесконечному разнообразию творчества греков и благородству их чувств.
Архитектура греческих храмов кажется довольно простой. Секрет заключается в том, что греки не старались прятать различные функциональные детали храмов (колонны, балки, перекрытия) под разные декоративные элементы, а, наоборот, с гордостью выставляли их на всеобщее обозрение. Так родилось чисто греческое эстетическое начало, именуемое нами принципом честности. Корни его, возможно, заключаются в том, что для греков одинаково были важны и экстерьер храма (внешний вид), и интерьер (внутреннее пространство).
Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора — «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей. Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей – женская часть дома. Основное помещение – андрон – предназначалось для пиров и трапез.
Греческая архаика.
После вторжения дорийцев Греция примерно 400 лет пребывала в упадке духовной и материальной культуры, который коснулся, прежде всего, строительного искусства и художественного ремесла. Жизнь протекала преимущественно в деревнях. Несколько сотен лет не было каменной архитектуры. Лишь в VII – VI вв. до н.э. греческая культура начала постепенно возрождаться. Это время получило название архаического периода искусства Древней Греции.
В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма – «акрополя», на вершине которого находилось святилище с храмом, посвященным богу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы; их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь «агора» – место политических собраний граждан.
В связи с возникновением новых форм общественной жизни складываются различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам.
Наряду с храмами сложились и другие типы общественных зданий: «булевтерий» – дом для собрания совета общины; «Пританей» – дом со священным очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных трапез. Рано появились «ста» – портики, открытые спереди, а часто и с других сторон, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий относились также «лесхи» (своего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы. Целые комплексы сооружений отводились для «палестр» и «гимназий» – школ для физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных сооружений свободно размещалось вокруг агоры.
Начало поисков более долговечных, чем известных прежде, более внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.
Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и последовательным применением ордерных принципов, о которых я уже упоминала выше. Ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания. В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом. Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве. Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные и нарядные женские фигуры.
Греческая ордерная система не являлась отвлеченным трафаретом, механически повторяющимся в каждом очередном решении. Ордер был именно общей системой правил, исходящих из общего метода решения. Само же решение всегда носило творческий, индивидуальный характер и сообразовывалось не только с конкретными задачами и целями строительства, но и с окружающей природой, а в период классики – и с другими зданиями архитектурного ансамбля. Каждый храм был создан именно для данных условий, для данного места. Отсюда-то ощущение художественной неповторимости, которое вызывают у зрителей греческие храмы.
Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен, заселявших греческую метрополию. Дорический храм (рис.2) покоился на каменном основании – стереобате, который обычно состоял из трех массивных ступеней. Верхняя ступень называется стилобатом и служит постаментом для храма. Дорическая колонна с вертикальными ложбинками – каннелюрами – непосредственно опиралась на стилобат. Колонна естественно завершалась круглой каменной подушкой – эхином, а на нее укладывалась квадратная плита – абака. Верхняя часть здания, опиравшаяся на колонны, получила название антаблемента. Он состоит из архитрава (балки, которая лежит на колоннах), фриза и карниза. В дорическом ордере архитрав гладкий, фриз украшают триглифы и метопы. Триглифы по своему происхождению восходят к выступающим торцам деревянных балок, метопы – прямоугольные плиты, заполняющие промежутки между триглифами. Выше антаблемента – фронтон, величественный треугольник которого венчает колоннаду.