Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:29, доклад
Египет первым в мире дал монументальную каменную архитектуру, о чем свидетельствуют многочисленные гигантские сооружения, возведенные в течение 4000 лет на его землях.
Первыми жилищами людей в долине Нила были ямы и пещеры, крытые шкурами и плетенками, отсюда их круглая форма. С появлением кирпича-сырца стало возможным строительство прямоугольных сооружений.
При фараонах 12 династии во всех крупных городах страны возникали новые и перестраивались старые храмы. Наряду с огромными храмовыми комплексами строили и небольшие храмы из одного зала с портиком перед входом, и храмики-периптеры, (храм Сенусерта 1 (картинка 36) расположенные на небольшом цоколе, окруженные четырехгранными колоннами с небольшими стенами, что обеспечивало строгость и чистоту линий. Также были распространены пещерные храмы-гроты, входы в которые оформлялись в виде портиков с колоннами.
В Новом царстве была разработана каноническая планировка храмов, о чем свидетельствует «Книга основания храмов богам первой Девятки», где был описан общий план строения, а зодчие времен 18 династии так развили и переработали традиции прошлого, что получился очень удачный новый тип культового сооружения. Почти все они имели в плане вытянутый прямоугольник. (Картинка37) Участок, занятый храмом, окружала высокая стена. К воротам в форме пилона с сужающимися кверху стенами и «египетским» карнизом вела от Нила аллея сфинксов, перед ними стояли огромные фигуры царей, за стенами был двор, обнесенный колоннадой и заканчивающийся портиком чуть выше уровня двора, за ним широкий колонный зал и несколько меньших. Далее в глубине была молельня со статуей бога, рядом помещения для других божеств, чаще всего жены и сына бога. Вокруг были кладовые, библиотека, ритуальные комнаты. Освещение было различным – от залитого солнцем двора через слабее освещенный гипостиль с окнами в крыше к искусственному полумраку молельни. План храма был близок к плану жилого дома тех времен, т.к. храм – это жилище бога. К этому типу принадлежат самые крупные и известные храмы Нового царства – Луксорский и Карнакский.
Храмовый комплекс в Карнаке был знаменитейшим святилищем Египта. (Картинки 38, 39, 40 и 40.). Строился и перестраивался он в течение 2 тысяч лет, начиная со святилища Амона времен Среднего царства и заканчивая храмом Птолемея в 1 веке до н.э., поэтому не все сооружения в нем одинаково удачны, а также комплекс не подчинен единому плану.(Картинки 41 и 42) Каждый фараон считал нужным внести что-то свое или перестроить чужое.
Еще
в Среднем царстве здесь было
небольшое святилище Амона.
Следующая
стройка в Карнаке происходила
при царице Хатшепсут. Были
пристроены помещения у
Все постройки Тутмоса 3 были неудачны, кроме зала Анналов его азиатских походов со столпами с изображением геральдических растений Египта: лотоса и папируса. (Картинка 48)
Активно достраивался Карнак при фараоне Хоремхебе и его потомках Сети 1 и Рамзесах Главным объектом был начатый Хоремхебом гипостиль. (Картинка 49) В зале было 134 колонны, и главным украшением его были тончайшая резьба и роспись колонн общей площадью 24282 кв.м.
Позднее
при ливийском фараоне Шешонке
1 были построены новый двор
и пилоны. Затем . Один из фараонов-эфиопов
Тахарка, возвел в Карнаке
Особое внимание в связи с именем Аменхотепа 3 стоит уделить Луксорскому храму. (Картинка 51). Было запланировано здание длиной 190 м на месте небольшого древнего храма Из-за смерти фараона проект был осуществлен не полностью, но даже построенная часть поражает. В храм проходили через вестибюль с 32 колоннами в виде связок папируса, далее шел открытый двор, обнесенный портиками с такими же колоннами, далее располагалась молельня и большое количество культовых помещений. Был запланирован еще один передний колонный двор, но по смерти Аменхотепа 3 он не был построен. (Картинка 52) Вообще, колонны являлись основным конструктивным и декоративным элементом храма. В 9-ти залах их было более 150. (Картинки 53 - 54) С храмами Карнака Луксор соединяли аллеи сфинксов. (Картинка 55)
В итоге нового оформления восточная и западная части города Фивы составили единый архитектурный комплекс.
С включением Египта в греческий мир с приходом Александра Македонского в 332 г. до н.э. и династии Птолемеев глобальной эллинизации не произошло. Принявшие на себя титул фараонов, Птолемеи продолжали строить храму по образцам Нового царства. Таковы, например, храмы Хора в Эдфу, (картинки56,57, 58, 59, 61 и 61), Исиды на острове Филе (картинки 62, 63 и 64), Себека и Хора в Ком-омбо (Картинки65, 66 и 67)
При Рамзесе 2 получили особое развитие скальные храмы. Если сначала они напоминали гробницы с портиками на входе, то в Абу-Симбеле мы видим уже колоссальное сооружение, призванное превознести могущество фараона. (Картинка 68) Высеченные из скалы 4 огромных фигуры, поражающие портретным сходством и превышающие размерами колоссов Мемнона, были хорошо видны всем плывущим по Нилу. (Картинки 69 – 70) Внутри храм был богато украшен рельефами, скульптурами и колоннами.(Картинки 71 - 72) Рядом располагался меньший храм, посвященный жене фараона Нефертити и богине Хатор.(Картинка 73)
При Аменхотепе 4 обострившиеся противоречия между фараоном и жреческой элитой привели к открытому конфликту. Аменхотеп 4 провозгласил единым истинным богом Атона – солнечный диск. Что означало полный разрыв со всеми прежними традициями и канонами. Но фараон столкнулся с сильным сопротивлением. И тогда, решив нанести окончательный удар по противнику, Аменхотеп 4 покинул Фивы и основал новую столицу в Среднем Египте (карта Телль-Эль-Амарна). От современного названия Эль Амарна этот период истории называют амарнским.
Новая
столица получила название
Зато впервые в истории Египта мы находим сохранившиеся дворцы фараона. Планы их отличаются большой четкостью линий, симметрией в расположении основных частей и разнообразием планировок отдельных помещений. Главный дворец (Картинка 76) был ориентирован с севера на юг вдоль Нила и делился пополам большой официальной дорогой, параллельной Нилу и городским магистралям. Официальная часть дворца между рекой и дорогой была связана с жилой мостом, проходившим над дорогой. Каждая его часть была тоже симметрично ориентирована относительно центральных помещений, которые также очень умело выделены. Вообще, симметричность и умение выделить центр сооружения, а также большая декоративность и использование различных материалов в отделке являются характерными чертами архитектуры Ахетатона.