Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:29, доклад
Египет первым в мире дал монументальную каменную архитектуру, о чем свидетельствуют многочисленные гигантские сооружения, возведенные в течение 4000 лет на его землях.
Первыми жилищами людей в долине Нила были ямы и пещеры, крытые шкурами и плетенками, отсюда их круглая форма. С появлением кирпича-сырца стало возможным строительство прямоугольных сооружений.
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Египет первым в мире дал монументальную каменную архитектуру, о чем свидетельствуют многочисленные гигантские сооружения, возведенные в течение 4000 лет на его землях.
Первыми жилищами людей в долине Нила были ямы и пещеры, крытые шкурами и плетенками, отсюда их круглая форма. С появлением кирпича-сырца стало возможным строительство прямоугольных сооружений. Поскольку для египтян во все времена загробная жизнь была неотделима от земной, это отражалось и на устройстве захоронений. Чаще всего они имели форму земного жилья. Этот стереотип прослеживается в течение всей истории Египетских царств.
Все
сохранившиеся архитектурные
ГРОБНИЦЫ и связанные с ними ЗАУПОКОЙНЫЕ ХРАМЫ
КУЛЬТОВЫЕ ХРАМЫ, не связанные с похоронными обрядами.
ГРАЖДАНСКИЕ
СООРУЖЕНИЯ, которые почти не
сохранились
О гражданской архитектуре нам почти ничего неизвестно. Ни дворцы, ни дома того периода почти не сохранились, т.к. строились из непрочных материалов: дерева, кирпича-сырца, глины и тростника, камень использовался лишь для отдельных деталей.
Дворцы Раннего царства Египта (столица Мемфис – северный Египет) строили из разнообразно соединенных между собой вертикально и горизонтально положенных бревен. (Картинка 1) Важно отметить, что, поскольку религия всегда являлась для египтян наиболее консервативной частью жизни, все культовые постройки в течение последующих тысячелетий даже в камне повторяли первые дворцы и святилища. Пример – развитие декора карниза (Картинка 2).
Рассмотрим развитие архитектуры загробных сооружений. Лучше всего от того времени сохранились гробницы фараонов и виднейших вельмож, чаще их подземные части, в связи с применением камня для их строительства.
Из захоронений Раннего царства наибольшее значение имеют гробницы в Саккаре. Гробница являла собой четко спланированное подземное помещение с лестницей, вырубленное в известняковом массиве.(Картинка 3) Перекрытия состояли из бревен, поверх которых лежали каменные плиты, полы были покрыты деревом, а стены облицованы кирпичом. После погребения над гробницей был насыпан прямоугольный холм из мелких камней, тоже облицованный кирпичом, а над ним построено большое прямоугольное кирпичное сооружение, разделенное на множество мелких помещений, стены которого для большей устойчивости шли вверх под небольшим углом. Это сооружение получило в архитектуре название МАСТАБА. Наружные стены мастабы представляли собой перемежающиеся выступы и ниши, разделенные на более мелкие продольные выступы и углубления, напоминающие сплетенные тростника колонны. (Картинки 4 и 4..)
К этому периоду истории Египта относится появление так называемых ложных гробниц, или кенотафов, находившихся в Абидосе. Там впервые в истории появился ложный свод. Для того чтобы скрыть получающийся при этом ступенчатый потолок, его обмазывали илом, что создавало впечатление купола.
В Раннем царстве тростниковые постройки сменило строительство из дерева и кирпича-сырца, а в погребальных сооружениях начал использоваться камень. Появились продуманные планировки помещений, и возникла мастаба как форма для гробницы последующих веков.
В Среднем царстве началось строительство ПИРАМИД. Эта идея возникла при постройке знаменитой «ступенчатой пирамиды» фараона 3 династии Джосера. Располагался заупокойный ансамбль на прямоугольной террасе, окруженной двойными стенами, которые были облицованы известняком. (Картинка 5 – 6) Снаружи стена имела все те же выступы и ниши, причем 14 из них были оформлены в виде дверей с ясно обозначенными на них створками, крюками и петлями. Наряду с прочими декоративными элементами они, видимо, повторяли архитектуру деревянных дворцов того времени. Для охраны по верху стен были сооружены парапеты и уступы по всему периметру. Из соображений безопасности вход в комплекс был один, далее через открытый двор можно было попасть в галерею (картинка 7), полуколонны которой являлись продолжением кладки стен и были обтесаны в виде связок тростника. Несколько выходов из галереи вели к различным культовым сооружениям во внутренних дворах комплекса, связанных с религиозными воззрениями египтян. Кенотаф, или Южная гробница, располагался прямо в комплексе, внутренние помещения его были украшены обливными изразцами, повторяющими сине-зеленые связки тростника, перевязанные веревками. Также во дворе были 2 парных сооружения – Северный и Южный дворцы, и молельни богов Севера и Юга, оформленные в характерных традициях тростниковых святилищ. Полуколонны Южного дворца венчали капители в виде 2 крупных листьев, а Северного – папирус с трехгранным стволом и характерной метелкой.
Но
центральной частью всего
Для пирамидного комплекса Джосера характерна еще одна особенность. До него заупокойные храмы и входы в гробницы строились с восточной стороны, что отражало культ поклонения солнцу, а здесь и вход и храм находились на севере, т.к. по другому учению, дух фараона взносился на Полярную звезду. В дальнейшем произошло слияние двух культов, и храмы стали строить на востоке, а входы в гробницы с севера.
Камень стал основным стройматериалом во всем пирамидном ансамбле. Но при этом все здания явно воспроизводят формы деревянных и кирпичных строений: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях для деревянных зданий, камень пока не имел конструктивного значения – зодчие не использовали отдельно стоящие колонны, они боялись отделить их от стен. Очень важна также декорировка усыпальницы (Картинка 9 и 10) – четкие канеллированые стволы колонн, плоские плиты абак, пилястры в виде цветов папируса и лотоса, облицовка стен изразцами, имитирующими тростниковое плетение.
Пирамиды его преемников сразу строились с квадратным основанием и оставались квадратами в плане, увеличивался размер блоков и масштабы усыпальниц. Главное было найдено – здание начало расти вверх. Отныне форма царской усыпальницы останется на века, (Картинка 11) изменения коснутся только планировки и декора: пирамида находится в центре большого двора, окруженного стенами, с востока к ней примыкает верхний заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним храмом в долине, куда доходили воды Нильских разливов. Таким образом, вход в усыпальницу находился на грани жизни и смерти: на востоке орошаемые Нилом поля, на западе – безжизненные пески пустыни.
Классический тип пирамиды появился при 1 фараоне 4 династии Снофру. Рассмотрим все три его пирамиды. Первые 2 представляют собой переходный вид пирамиды. Пирамида в Медуме (Картинка 12) была задумана как ступенчатая из 7 уступов, облицованных известняком. Затем все уступы были заполнены обломками камня и вновь облицованы в форме настоящей пирамиды. Вторая, южная пирамида в Дашуре, (картинка 13) называется ромбоидальной, хотя это не совсем точное название. Просто ее вершина имеет другой угол наклона стен, что уменьшило высоту здания. Последняя, северная пирамида, (картинка 14) уже была задумана как классическая, 104 м. высотой и с длиной стороны 222 м.
Кульминацией пирамидного строительства являются пирамиды Гизы, причисленные в древности к 7 чудесам света. (Картинка 15 и 16)
Самая большая, пирамида Хеопса, имела 146 м в высоту и 233 м длины стороны. Она сложена их 2 с лишним миллионов отесанных известняковых блоков весом от 2,5 до 30 тонн. Внутри специально были оставлены пустоты, чтобы ослабить давление на погребальную камеру и галерею, ведущую к ней. Облицована она была полированным известняком. Всего на 3 метра ниже пирамида преемника Хеопса – Хефрена. 143 м в высоту и 215 в длине стороны. 3-я пирамида Гизы, пирамида Микерина, была уже гораздо меньше, а его сын вообще снова построил себе усыпальницу в виде гигантской мастабы.
Строительство гигантских пирамид было прекращено, т.к. оно требовало слишком больших финансовых затрат. Зато была надолго закреплена планировка помещений гробницы: прямой коридор, затем небольшая комната, за ней зал, налево от него ритуальные помещения, а направо – погребальная камера. Роль камня в строительстве и декоре стала основной. Пирамиды и храмы строились из колоссальных известняковых блоков, появились отдельно стоящие колонны и столпы (картинка 17 и 18).
Среди памятников архитектуры времен Среднего царства (2100 – 1700 до н.э.) особое место занимает заупокойный храм объединителя Египта Ментухотепа 1 в Дейр Эль-Бахри. (Картинка 19). Сложность состояла в том, чтобы объединить традиционную для фараонов форму пирамиды для захоронения с традиционной для предков царя, фиванских номархов, формой скальной гробницы. Храм был построен на западном берегу Нила, перед высокой цепью скал. Молельня стояла на границе пустыни и орошаемой земли. От нее вела дорога в окружении белых известняковых стен, которая приводила к скальной террасе с портиком из двух рядов колонн с росписью и гигантскими фигурами фараона. Выше находился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал с пирамидой, которая была сложена из каменных глыб и опиралась на скалу. За пирамидой находился вырубленный в скале гипостильный зал, в полу которого были устроены гробницы фараона и его близких. Новое слово в архитектуре состояло в том, что колонны, доселе спрятанные внутри помещений, были вынесены наружу, и это оказало огромное влияние на архитектуру Нового царства. В то же время архитекторы старались усложнить доступ в погребальную камеру, устраивая ложные коридоры и ловушки.
Например, пирамида Аменемхета 3 в Фаюме (карта Египта - фаюмский оазис) имела очень сложное внутреннее строение с целью сохранности царской мумии: множество комнат со сдвижными плитами, тупиков, ложных колодцев. Погребальная камера была высечена из целой глыбы желтого кварцита, вставлена в колодец и не имела дверей. Проникнуть в нее можно было только через потолок с подвижными камнями. Заупокойный храм Аменемхета был самым грандиозным во всем Египте. Греки назвали его Лабиринтом (от тронного имени фараона – по-гречески Лабира). Это был первый лабиринт в истории. Он занимал площадь 72 тысячи кв.м. и состоял из множества разнообразных помещений, окруженных колоннадой. Выйти из него без посторонней помощи было затруднительно.
При
18 династии тип усыпальницы
Заупокойные храмы 18 династии, в отличие от гробниц, сохранились плохо. Но об их великолепии можно судить по колоссам Мемнона, оставшимся от храма Аменхотепа 3. (Картинка 20 и 21). Особое место в ряду заупокойных храмов занимает храм Хатшепсут, в основе которого лежал совершенно особый замысел. (Картинка 22 и 23) Место для ее храма было выбрано рядом с храмом Ментухотепа 1, родоначальника фиванской династии. (Картинка24) От молельни в долине к храму вела дорога с двумя рядами раскрашенных сфинксов с лицом царицы, Южную стену украшали пилястры, западную сторону занимал портик с двумя рядами протодорических колонн. Края портика занимали 2 огромные статуи царицы. Портик делила пополам гигантская лестница, ведшая на террасу (Картинка 25) с фигурами львов и сфинксов. Второй двор, на террасе, был похож на первый, отличался лишь рельефами и недостроенной колоннадой с севера. В портике второго двора были устроены святилища Анубиса (более скромное, украшенное каннелированными колоннами, со сводчатым потолком) (Картинка 26) и Хатор (более обширное, с 32 колоннами, (картинка 27) несколькими залами и нишами). На верхней террасе находился обнесенный колоннадой внутренний двор, на котором находились главная молельня со статуей самой Хатшепсут и несколько поменьше. Вообще, скульптур в храмах тогда было великое множество. В святилище Хатшепсут их было около 200. (Картинка 28) Легкость и стройность массивному храму придавали и особенности архитектурного решения: чередование горизонталей террас с вертикалями колоннад и наклонными плоскостями лестниц.
Рамессеум – заупокойный храм Рамзеса 2, имеет вид канонического храма того времени, который будет рассмотрен позднее. (Картинка 29 и 30) По всей видимости, перед храмом возвышались грандиозные ворота с башнями и бассейн. Сейчас эта территория занята полями, и входом в комплекс служит гигантский пилон из песчаника. Боковые портики внутреннего двора имели по 2 ряда колонн в виде связок папируса, вдоль пилона стоял 1 ряд колонн и осирические колоссы между ними, а у входа в собственно храм 2 ряда колонн и колоссов. (Картинка 31 и 32) Внутри центральная и 2 боковые части, куда из портика ведут разные двери. Огромное место в комплексе занимали хорошо сохранившиеся кладовые, бесконечными рядами окружавшие храм со всех сторон.
Еще при 5 династии появились сооружения, не связанные с заупокойным культом, так называемые солнечные храмы. На особом возвышении, обнесенном стенами, в открытом дворе, по краям которого находились крытые молельни, располагался гигантский каменный обелиск с верхушкой, покрытой листовым золотом (изображение солнечного луча символа бога Атона). Перед ним находился жертвенник, а храм был соединен крытым переходом с воротами в долине. (Картинка 35)