Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:10, творческая работа
Воздух — прозрачная среда. Но прозрачность его непостоянна, она меняется с увеличением пространства, то есть толщи воздушного слоя, с увеличением влажности, частиц пыли, давления и пр. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Вместе с этим следует учитывать и зависимость внешнего облика формы от особенностей нашего зрительного восприятия, от солнца, от времени суток, времени года, погоды, от свойств земной поверхности. Тем самым, имеет место явление, называемое воздушной перспективой.
Воздух — прозрачная среда. Но прозрачность его непостоянна, она меняется с увеличением пространства, то есть толщи воздушного слоя, с увеличением влажности, частиц пыли, давления и пр. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Вместе с этим следует учитывать и зависимость внешнего облика формы от особенностей нашего зрительного восприятия, от солнца, от времени суток, времени года, погоды, от свойств земной поверхности. Тем самым, имеет место явление, называемое воздушной перспективой.
Воздушная перспектива — понятие техники живописи, способ передачи светотеневых и колористических (а не линейных) качеств изображаемых объектов. Воздушная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы воздушной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.
В
некоторых случаях под
Рассмотрим некоторые закономерности.
Известно, что видимость предмета определяется величиной его изображения на сетчатке глаза. Чем ближе предмет, тем больше величина его углового размера, тем больше размер его изображения на сетчатке. Значит, оно, распределяясь на множество светочувствительных клеток сетчатки и, раздражая их, дает больше сведений о форме предмета, что обеспечивает наилучшую детальную видимость его. Напротив, чем дальше предмет от наблюдателя, тем меньше величина его углового размера, тем меньше информация о предмете, что не обеспечивает хорошей видимости его. И действительно, все ближние к наблюдателю предметы воспринимаются с исчерпывающей полнотой, а дальние — неполно, обобщенно.
Создавая картины, художники следуют правилу: при изображении первопланных предметов раскрывают индивидуальные особенности формы через прорисовку характерных для каждого предмета мелких и крупных частей и передачу целостности большой формы, в которой все элементы согласованы и соподчинены; при изображении предметов среднего плана отбирают наиболее типичные по форме крупные части и показывают, как формируется из них характер всей массы, цельной и несколько уплощенной; при изображении предметов дальнего плана крайне обобщают форму схематизацией предметов, показом не частей, а всей их плоской массы через контур, светлоту или цвет.
Это первый закон воздушной перспективы: все ближние предметы, воспринимаются подробно, а удаленные — обобщенно; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние,— обобщенно.
Прозрачный воздух позволяет нам видеть на большом расстоянии. Особенно хорошо обозревается окружающее с высоких горных вершин и холмов, а также после летних ливней. Все кажется четким и ясным, свежим и чистым. Точно сдернули завесу, прикрывавшую многоцветную картину мира. Однако движение воздуха поднимает вверх мелкие частицы пыли, дыма, мельчайших капелек воды и рассеивает их. Эти частицы мутят воздух и делают его менее прозрачным. Дальние предметы, обволакиваясь замутненным воздухом, теряют мелкие детали, четкость границ и контуров.
В
вертикальном направлении, снизу вверх,
влияние воздушной синевы ослабляется
тем, что воздух, чем выше — тем
реже, а потому и прозрачнее; поэтому
часто случается, что вершина
горы выделяется ясно и отчетливо, тогда
как подошва ее окружена мглой. Такая
прозрачность горного воздуха ведет к
оптическому обману: судя по отчетливости
объекта, глаза неправильно оценивают
его действительное расстояние.
Второй закон перспективы: все ближние предметы, воспринимаются четко, а удаленные — неопределенно; для передачи пространства, контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленных — мягче.
Яркий тому пример – картина И. И. Шишкина «Болото», где он, изображая топкую низину, поросшую осокой, мелким кустарником и редкими деревцами, тщательно прослеживает, как по мере удаления теряется четкость контуров травы, кустов и далеких холмов. Легкая прозрачная дымка испарений придает очертаниям удаленных предметов удивительную мягкость и плавность. Еще более неопределенны и мягки контуры предметов в туманную или пасмурную погоду.
Кроме того, в туман или ночью некоторые высокие объекты — башни, колокольни, дома, памятники, даже просто люди — принимают колоссальные оптические размеры. Это происходит из-за того, что очертания и краски тем отчетливее и резче, чем расстояние между глазом и объектом меньше, и наоборот, с увеличением расстояния, краски блекнут и контуры стушевываются в той же пропорции, в которой уменьшается оптическая величина, пока, в конце концов, весь объект не сольется в туманной дали — так мы часто поддаемся невольному обману: предметы, получающие матовый, неопределенный колорит вследствие слабого света, кажутся нам либо несоответственной величины, либо оптически уходят в глубину.
Загрязненность или замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов. Она изменяет светлоту их поверхностей. Известно, что свет, проходя сквозь замутненный воздух, отражается во все стороны от мутящих его частиц. Образуется светлая завеса, которая, прикрывая темные предметы и тени, делает их светлее. Если сравнить освещенные солнцем скалы первого и дальнего планов в рисунке И. И. Шишкина «В горах Гурзуфа», можно заметить, как велика разница в их яркости. Светлота дальних гор точно померкла, потемнела из-за мутной толщи воздуха. Темные или затемненные части, напротив, на большом расстоянии светлеют.
Из наблюдения этих явлений можно вывести третий закон воздушной перспективы: на большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные — светлее ближних; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные — осветлять.
В рисунке Шишкина, блестяще передающем очень большое расстояние между скалами первого плана и горами дальнего плана, следует отметить чрезвычайно важную деталь. Сильный солнечный свет, падая на скалы, заставляет сверкать их грани, обращенные к солнцу, мерцать полутемные поверхности, освещенные скользящими лучами, и вызывает густые темные тени на гранях, углубленных или повернутых в сторону, противоположную солнцу. Возникшая здесь светотень контрастна. Она четко выявляет объемную форму скал, подчеркивает их весомость и материальность. Дальние горы освещены таким же сильным солнечным светом, вызывающим такую же контрастную светотень. Но на большом расстоянии эта контрастность между светом и тенью исчезает. Освещенные поверхности по яркости становятся близкими затененным, что делает дали почти одинаково серыми, плоскими, нематериальными.
Из сказанного можно вывести четвертый закон воздушной перспективы: все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние — слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими; для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние — плоско.
Чистый и прозрачный воздух не изменяет цвет предмета, находящегося в непосредственной близости от наблюдателя, и почти не изменяет цвет удаленного предмета. Действительно, часто в утреннем морозном воздухе, когда природа при первых лучах зимнего солнца робко сбрасывает оцепенение холодной ночи, видишь далеко и отчетливо разноцветную красоту родных просторов. Но как бы ни был чист и прозрачен воздух, он всегда в своем составе имеет мутные частицы. Они изменяют не только яркость, но и цвет удаленных поверхностей. Луч белого света, то есть пучок цветных лучей разной длины, проходя через слои воздуха и встречаясь с непрозрачными частицами, в известной степени отражается и рассеивается, создавая световую завесу. Эта дымка может быть очень прозрачной или мутной, цветной или бесцветной в зависимости от количества и размеров этих частиц. Если их количество невелико, а размеры малы, то возникает едва заметная, очень прозрачная дымка, придающая удаленным, предметам фиолетовый оттенок. Это чаще всего можно наблюдать на большой высоте в горах, где воздух, чуть замутненный мелкими частицами, рассеивает только коротковолновые фиолетовые лучи. С увеличением толщи воздуха, а вместе с этим и количества мелких частиц в нем происходит рассеивание не только фиолетовых, но и других коротковолновых лучей — синих и голубых. Воздушная синяя и голубая дымка, окутывая дальние предметы, придает им синие и голубые оттенки. Это изменение цвета предметов по мере их удаления от наблюдателя наглядно выражено в картине И. И. Шишкина «Лесные дали», где все пространство как бы делится на несколько цветовых, зон. На первом плане — ярко зеленая группа деревьев; на втором — такие же деревья кажутся менее зелеными, на третьем — синими, на дальних планах — голубыми разной насыщенности. Оптическое изменение зелени деревьев и лугов замечается нами уже на расстоянии 100 м.
Мелкие частицы воздуха рассеивают световые лучи избирательно, то есть не все, а только коротковолновые. Крупные непрозрачные частицы отражают свет нейтрально, то есть все лучи, входящие в световой поток и имеющие различную длину. Поэтому, если воздух насыщен крупными частицами пыли, дыма или капельками воды, образуется плотная беловатого цвета дымка. По мере удаления предметов в глубину она прикрывает их все более и более плотной завесой, ослабляя их цвет и растворяя его в белесом тумане. Видимость становится плохой, но возникший контраст между яркой насыщенной окраской ближних предметов и осветленными дальними подчеркивает глубину удаленности некоторых предметов. Если же воздух пропитан влагой (в туман или пасмурную погоду), то небо кажется молочно-серого цвета, светлые предметы имеют желтоватый и красноватый оттенок, а темные— фиолетовый, серый и неопределенный, бесцветный
И. И. Шишкин в картинах «Туманное утро» и «Дождь в дубовом лесу» передает именно такое состояние природы, когда воздух, насыщенный капельками воды, становится непроницаемым, а дали — белесыми и расплывчатыми. Мокрые серо-коричневые стволы ближних дубов темны и отчетливы; резко раскинулись в стороны узловатые ветви; блестят изумрудом яркие узорчатые листочки. Серые стволы и кроны дальних деревьев, покрытые туманом, образуют серебристый фон, усиливающий чистоту и звучность яркой окраски ближних деревьев, травы и земли, омытых свежей дождевой водой.
Наблюдение
этих явлений позволяет
Возьмем, к примеру, картину И. И. Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Для предметов, расположенных близко от наблюдателя, характерно цветовое разнообразие. Живописная моделировка ближних предметов требует передачи не только собственного цвета всех поверхностей, но и цвета частей освещенных и затененных, прямых и изогнутых, гладких и шероховатых, то есть обусловленных средой. Так, в траве на первом плане мы увидим различные оттенки предметного зеленого цвета — желтоватые в освещенных частях, голубоватые в местах изгиба листочков, сине-зеленые в полутени и коричневые в тени. Такое же разнообразие видим и в ближних деревьях. Округлость их крон и стволов Шишкин передает сочетанием зеленых, серых, голубоватых, коричневых и оранжеватых цветов.
Посмотрим теперь на живописное состояние удаленных предметов. Художник использует здесь всего лишь два-три оттенка зеленого цвета для обобщенного изображения травы и кроны деревьев и два-три оттенка для стволов всех разноудаленных деревьев. Благодаря этому все ближние предметы кажутся объемными, многоцветными и разнообразными, а удаленные — плоскими, одноцветными и однообразными. Эта особенность нашего видения формулируется в шестой закон воздушной перспективы: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные — одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные — одинаковыми.
На основании всех выше названных данных можно создать несколько иллюзионных элементов, весьма полезных даже для садовой компоновки. Так, например, желая оптически удалить объект, достаточно придать ему синеватый или сероватый колорит, присущий отдаленным скалам, проплешинам, лесам, полям, лугам и т. д., но особенно тем крупным объектам, которые расположены на горах или примыкают к ним. Подходящим синеватым или сероватым отливом отличается целый ряд растений — некоторой породы американских елей, целый ряд мхов и других растений, при Умелом размещении которых достигается оптическое удаление. Совершенно обратным способом создается искусственная глубина выемок (бухт) на опушке леса: тут пользуются темною веленью насаждений и возможно сильною тенью соседних деревьев, темно-зеленые деревья, окаймляющие действительное углубление, придают выемке тем большую глубину, чем дальше они врезываются в чащу и чем темнее падающая на них тень. Красота форм и яркие рефлексы воды основываются на перспективных началах и всего ближе на проекции лучей, чем шире, чище, спокойнее и глубже водная поверхность — тем она зеркальнее; чем течение быстрее, вода мутнее, поверхность беспокойнее— тем зеркальности меньше. Пенистый водопад, например, искрится и блещет на солнце и служит прекрасным бликом, но зеркальный пруд, отражающий клочок неба и часть ландшафта, придает пейзажу более глубины.
Игру света и тени можно наблюдать в любое время, если группа декоративных растений, одиночное дерево или какой-либо садовый элемент расположены в непосредственной близости от наблюдателя. Однако, когда они находятся на большом расстоянии, наш глаз с трудом различает их колорит и другие декоративные признаки сквозь воздушное пространство из-за туманности или запыленности воздуха. Контуры этих элементов кажутся мягче, светлее и нежнее. Такое явление и называют воздушной перспективой.
Информация о работе Анализ формирования и применения воздушной перспективы