Жилищно-коммунальное хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 12:50, реферат

Описание работы

Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:

◦остаточный принцип финансирования;
◦отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;
◦мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
◦отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
◦многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.;

Работа содержит 1 файл

Ready_ЖКХ.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

      В соответствии с федеральными программами  социально-экономического развития регионов в инженерную инфраструктуру инвестируется около 0,17 млрд руб., примерно 0,15 млрд руб. инвестируется по федеральной программе "Обеспечение населения питьевой водой", однако по сравнению с общими инвестициями в ЖКХ 2003-2004 гг. это незначительные суммы (табл. 1).

      Таблица 1

      Динамика  инвестиций в основной капитал  
по коммунальному хозяйству

Год Объем инвестиций млрд руб. В % к общему объему инвестиций в экономику страны
2000

2001

2002

2003

2004

17772

23573

28716

34,9

44,3

6, 7

6, 3

7, 0

8, 7

6, 7

 

      Строительство объектов коммунального хозяйства  на территории Российской Федерации ведется в незначительных объемах, в особенности сооружений водопровода и канализации. В 2004 г. ввод этих объектов по сравнению с 1998 г. (кроме газовых сетей) сократился (табл. 2).

      Таблица 2

      Динамика  ввода в действие объектов коммунального хозяйства

Показатель 1998г. 2003г. 2004г., 2004г. в % к  1998 г.
Водопровод, тыс. куб. м воды в сутки 1232,6 489,2 360,6 29
водоводы  и сети, км 2647,3 1340,7 1136,9 43,1
Канализация, тыс. куб. м сточных вод 1018, 2 647,6 325, 5  
коллекторы и сети, км 491,6 249,6 179,5 37
Теплоснабжение, Гкал в час 4794,2 2031,7 2478,8 52
тепловые  сети, км 544,9 205,0 282,7 52
Газовые сети, тыс. км 19,9 24,4 21,2 107
 

      Однако  Правительство РФ принимает меры к выравниванию ситуации за счет привлечения кредитов МБРР в модернизацию инженерной инфраструктуры:

      в городах Новгород, Нижний Новгород, Тверь, Барнаул, Санкт-Петербург, Красноярск; Казань - по подготовке инженерной инфраструктуры для нового строительства в объеме примерно 4,2 млрд руб.

      в городах Нальчик, Находка, Печора, Петрозаводск, Орел, Псков, Гагарин, Воткинск, Чебоксары, Сочи, Канск, Волхов, Вологда, Тобольск, Астрахань - по реконструкции систем водоснабжения и водоотведения на сумму примерно 3,5 млрд руб.;

      в городах Мытищи, Дубна, Сызрань, Нерюнгри, Кострома, Казань, Красноярск, Волгоград, Тамбов - по реконструкции систем теплоснабжения на сумму около 2,4 млрд руб.;

      в городах Малоярославец, Тверь, Волгоград, Уфа, Краснодар, Новороссийск - в стадии реализации находятся проекты по передаче в доверительное управление систем водоснабжения сроком до 25 лет с инвестиционной составляющей (по требованию городов) порядка 12,0 млрд руб.

      В настоящее время ведутся переговоры с МБРР о предоставлении кредитов Приморскому краю для стабилизации систем коммунального теплоснабжения на сумму около 1,0 млрд руб.

      Кроме того, в соответствии с распоряжением  Правительства РФ от 12.02.01 № 200-р ведутся переговоры о привлечении займа для финансирования проекта городского теплоснабжения.

      Исполнение  этих проектов предусматривает в  первую очередь внедрение энергоэффективных  технологий и оборудования, что приведет к значительному снижениюстоимости  коммунальных услуг. Такие решения уже реализованы в ряде регионов России.

2. Реформы ЖКХ РФ

      Как известно, до проведения реформы примерно 98 % расходов по содержанию и развитию жилищно-коммунальной сферы отрасли  приходилось на бюджет министерств, ведомств, предприятий или организаций, в чьем ведении находились объекты ЖКХ.

      Почти полная финансовая зависимость жилищно-коммунальной сферы от бюджета, а также соответствующих  ведомств и предприятий крайне негативно  сказывалась на ее работе и из-за остаточного выделения средств, и в не меньшей степени из-за не заинтересованности в их рациональном  использовании.

      Отсутствовали возможности координации работы и маневрирования ресурсами в  результате повсеместной ведомственной  разобщенности жилья и коммунальной сети.

      Огромные  убытки предприятий ЖКХ были обычным явлением. Немалые финансовые трудности испытывали бюджеты территорий и ведомств. Расходы, на жилищно-коммунальную сферу составляли от30 до 70% бюджетов многих территорий, городов и муниципальных образований, что затрудняло работу по обеспечению социальных потребностей населения, а также развитию экономики.

      Предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей хозяйства, на балансе которых находилось жилищно-коммунальное хозяйство, вынуждены  были заниматься несвойственными им функциями. Расходовались трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые с большей отдачей могли быть использованы для развития совершенствования производства, повышения его эффективности.

      Поэтому в устранении всех этих негативных явлений, а значит реформировании ЖКХ, была заинтересована прежде всего сама отрасль, а также другие отрасли и сферы хозяйства, органы государственной власти и бюджеты всех уровней.

      В настоящее время более 90 % ведомственного жилья и коммунальных предприятий передано в муниципальную собственность. Министерство финансов Российской Федерации с учетом этого провело работу по изменению межбюджетных отношений. Большая часть дополнительных расходов бюджетов местных органов власти на содержание принятых в муниципальную собственность объектов жилья и коммунальной сферы компенсирована федеральным бюджетом. При этом практически все средства на содержание ЖКХ, включая объекты, принятые до 1 июля 2004 г. были учтены в расчетах федерального бюджета на 2005г. при определении индекса бюджетных расходов.

      Таким образом, большинство, предприятий, передавших объекты ЖКХ местным органам  власти, уже освободились от несвойственных им непроизводственных функций, сосредоточив внимание на эффективности производства. По данным статистической отчетности, объем промышленного производства за 2004 г. увеличился в целом по стране на 8,1 %.

      Этому же способствовали меры по устранению перекрестного финансирования в  условиях которого промышленность и  другие отрасли экономики вынуждены были оплачивать электроэнергию и прочие ресурсы и услуги по завышенным тарифам.

      Другим  положительным результатом этой работы стал переход основной части  жилья и коммунальных предприятий  в муниципальную собственность, что в значительной степени позволило устранить негативные явления, связанные с ведомственной разобщенностью отрасли. Вместе с тем бюджеты территорий несут значительные дополнительные расходы по содержанию принятых в муниципальную собственность объектов, во многих случаях превосходящие возможности налоговой базы многих территорий. Возросли дотационные выплаты, увеличилось число дотационных бюджетов.             

      Поэтому обострилась потребность в скорейшем  решении основной задачи реформы - переходе предприятий жилищно-коммунальной сферы на самоокупаемость, сокращение, а затем и устранение ее зависимости от бюджетного финансирования.

      Как уже отмечалось, до начала реформы  за счет платежей населения покрывалось  только 2-3 % затрат жилищно-коммунальной сферы на производство и реализацию услуг.

      Пересмотр правовой основы деятельности органов государственной власти разных уровней, разграничение их полномочий предоставили право органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местным органам власти самостоятельно, с учетом конкретных экономических и социальных условий постепенно повышать тарифы.

      Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства  в Российской Федерации, одобренная Указом Президента РФ от 28.04.2001 № 425 уже в 2002 г. дала мощный импульс для продолжения реформы. По сравнению с 1999 г. уровень платежей населения увеличился с 27 до 38 %. В 2003 г. платежи населения, несмотря на кризис августа 2003 г., возросли до 50,4 %.

      В 2004 г. темпы реформы значительно  замедлились, что было обусловлено  снижением платежеспособного спроса населения. Однако уровень платежей населения увеличился еще на 6 %, достигнув 56 %.

      Расходы на содержание ЖКХ в бюджетах территорий уменьшились с 25,7 % в 1999 г. до 19,5 % в 2002 г. Если учесть, что к 2004 г. эти расходы  выросли примерно на 50 млрд руб. за счет приемки в муниципальную собственность объектов жилья и Коммунального хозяйства, то фактический уровень бюджетных расходов в сопоставимых условиях составил бы 11,5%, или снизился более чем в два раза.

      По  экспертной оценке, в 2004 г. относительное  высвобождение средств бюджетов и финансовых ресурсов предприятий, министерств и ведомств составило около 90 млрд руб.

      В расчетах федерального бюджета на 2005 г. платежи населения за ЖКУ были предусмотрены на уровне 70% от затрат на их производство. От решения этой задачи во многом зависит финансовое благополучие предприятий этой отрасли, а также, финансовые возможности местных бюджетов.

      Местным органам государственной власти отдельных территорий необходимо, по нашему мнению, разобраться в причинах низкой собираемости платежей за ЖКУ.      

      По  данным за 2004 г., в большинстве регионов собираемости платежей составила 88-90. %. Однако в ряде случаев она оказалась значительно ниже, например в Республике Саха (Якутия) - всего 52,6 %, Республике Дагестан - 42,7, .Тульской области - 24,9, Республике Ингушетия - 17,8, Республике Алтай - 28,  Корякском АО - только 15,%.

      Подобные  результаты мало согласуются с соотношением среднедушевых доходов и величины прожиточного минимума населения.

      Для примера: среднедушевой доход населения в Тверской области составляет 80,4 % от .величины прожиточного минимума, а собираемость платежей - 88 %; в Тульской области он на 33 % выше прожиточного минимума, а собираемость - менее 25 %; в Республике Саха (Якутия) первый показатель выше прожиточного минимума на 51,2 %, второй составляет 52,6 %.

      Таким образом, низкая собираемость жилищно-коммунальных платежей является следствием неудовлетворительной работы местных органов власти.

      В связи с этим долги населения  за ЖКУ быстро растут, а жилищно-коммунальная сфера и местные органы власти испытывают значительные финансовые трудности. В ряде случаев задолженность населения .превышает платежи за полгода.

      Например, в Краснодарском крае (при увеличении размера платежей на 10 %) она возросла в 2,4 раза и достигла 8,5 месяца - 517,5 млн руб. В Кабардино-Балкарской Республике платежи населения возросли на 17,7 %, а долги - на 53,2 % (235 млн руб., т.е. 11-месячная сумма фактических платежей).

      Опережающий рост долгов населения отмечался  в 2004 г. в Свердловской, Ульяновской, Вологодской, Пермской, Воронежской, Орловской и ряде других областей. Такое положение дел вызовет потери ресурсов местных органов власти на сумму более 20 млрд руб. в год.

      Не  лучше дела и у предприятий  бюджетной и внебюджетной сферы. Здесь также местные органы власти и жилищно-коммунальное хозяйство несут очень большие потери.

      Так, в Краснодарском крае за 1 полугодие 2004 г. платежи предприятий снизились на 209 млн руб. При этом их Задолженность за оказанные услуги на 1 июля 2004 г. составила 1608,1 млн руб. Это полутора годовая сумма причитающихся с них платежей.

      В Орловской области за январь-сентябрь 2004 г. платежи предприятий составили 229,2 млн руб., а их долги - 552 млн (почти 22 месяца в пересчете на платежи 2004 г.); в Воронежской области - 1633,4 млн руб. (28 месяцев в пересчете на фактические платежи за январь-сентябрь 2004 г.); в Ульяновской области долги выросли в 1,8 раза (2633 млн руб., или почти 26 месяцев в пересчете на фактические платежи этих предприятий в 2004г.)

      В Тульской области платежи за ЖКУ сократились, а долги составили 683,8 млн руб. (более чем вдвое превысили сумму платежей за 9 месяцев).

Информация о работе Жилищно-коммунальное хозяйство