Творчество архитектора Пьетро-Антонио Трезини в Санкт-Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 05:22, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена творчеству архитектора Пьетро-Антонио Трезини в Санкт-Петербурге.

В исторических источниках прослеживается путаница с именами. Так как отца Пьетро-Антонио звали Доменико, то впоследствии самого Пьетро-Антонио часто путали с родившимся в 1710 году Пьетро, сыном знаменитого архитектора Доменико Трезини.

Работа содержит 1 файл

Архитектура Пьетро-Антонио Трезини.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

  Пожар 1737 года уничтожил эту церковь, но вскоре она была частично восстановлена, хотя уже в следующем году на Невском проспекте под нее было выделено новое место. Проект большого католического храма с двумя прилегающими корпусами в стиле барокко создал  Пьетро-Антонио Трезини. Вскоре трехэтажные жилые корпуса были возведены, и в правом из них разместилась церковь во имя Благовещения. Именно здесь около 1750 года начались постоянные богослужения. Эти корпуса № 32 и № 34 по Невскому проспекту были перестроены в 1779 – 1798 годах архитектором Иосифом Минчаки по проекту архитектора Антонио Ринальди. В 1894 – 1895 годах архитектором А. А. Клевещинским  были надстроены четвертый и пятый этажи. 
Строительство  самой церкви было отложено, и лишь 14 января 1761 года в глубине участка было освящено место для каменного храма, который был построен по проекту Жан-Батиста Валлен-Деламота.

    Собор Владимирской иконы Божией Матери располагается в том месте, где соединяются Владимирский и Загородный проспекты.

  Строилась она в 1761 – 1769 годах, но по проекту, разработанному несколькими годами ранее. «Возможное время исполнения проекта – 1745 год»11.

  Имя автора данного проекта до настоящего времени точно установить не удалось. «Некоторые исследователи полагают, что им мог быть Пьетро-Антонио  Трезини, работавший в Петербурге с 1726 по 1751 год: его самым значительным произведением явился комплекс зданий Троице-Сергиевой пустыни»12. Сравним церковь Владимирской иконы Божией  Матери и Троицкий собор, центральную постройку Троице-Сергиевой пустыни. Постройки этого комплекса не сохранились, о том, что было, у нас есть возможность судить по сохранившемуся изображению. Необходимо обратиться к гравюре выполненной по рисунку М. И. Махаева. Это позволяет составить представление о том, как Троице-Сергиев собор выглядел в далеком прошлом. Пятиглавие Троицкого собора «действительно может напоминать композицию Владимирской церкви»13. Во Владимирской церкви пять стройных барабанов, из которых боковые несут сложные с перехватом, луковичные главы. Центральный барабан увенчан высоким куполом с люкарнами. Западный притвор церкви с классическим портиком относится к позднему времени.

  В 1748 – 1749 гг. Пьетро-Антонио Трезини руководил «первыми ремонтными работами»14  в здании Двенадцати коллегий. 
 
 
 
 
 
 

  Заключение. 

  Не трудно заметить то, что не только многие факты из жизни Пьетро-Антонио Трезини являлись долгое время спорными, но и до сегодняшнего дня авторство многих построек, ему приписанных, вызывает сомнение у исследователей архитектуры. Последнее имеет место быть вследствие того, что почти все здания, соборы, церкви, созданные по проекту Пьетро-Антонио Трезини, не дошли до нас в том виде, который они являли жителю Санкт-Петербурга XVIII века; они могли быть единожды или же многократно перестроены, иногда  строительство было приостановлено. Здесь следует вспомнить – Спасо-Преображенский собор, сгоревший, но отстроенный с сохранением первоначального плана, Князь-Владимирский собор, жилые корпуса на Невском проспекте, прилегающие к церкви Святой Екатерины. Постройка, являющаяся центральной – Троицкий собор в Троице-Сергиевой пустыни – была уничтожена в начале XX века. Те архитектурные островки, которые сохранились от большой земли работ Пьетро-Антонио Трезини в нашем городе, к сожалению, не дают нам полного представления о манере и характере работ архитектора, а позволяют лишь выделить некоторые общие черты, свойственные многим постройкам этого времени.

  В отличие от произведений его современника Франческо Бартоломео Растрелли, работы Пьетро Антонио Трезини выглядят более скромно. Его проекты выражают продуманную, опирающуюся на традицию Доменико Трезини архитектурную манеру, и по внешнему воздействию, и по содержанию, благородную и в то же время истинно "русскую".

  Пьетро-Антонио Трезини отвечал за возведение пятиглавой церкви в Санкт-Петербурге. В то время как Петр Великий отдавал предпочтение соборам в стиле базилика и западным римско-католическим образцам, при Елизавете Петровне (1741 – 1761 гг.) в моду входят греческие образцы церковного строительства. По ее указу Пьетро-Антонио Трезини разрабатывал множество проектов сакральных зданий в этом стиле.  
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Вздорнов Г. И. Архитектор Пьетро-Антонио Трезини и его постройки // Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования. М., 1968
  2. Грабарь И.Э. «Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках». Л., 1971.
  3. Иогансен М.В. Михаил Земцов. Л., 1975.
  4. Леман Е. Архитектор Доменико Трезини  и его потомки в России// Генеалогический вестник. Вып. 7.  СПб., 2002.
  5. Лисовский В. Г. Архитектура Петербурга. СПб., 2004.
  6. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга: Василеостровский район/ Под. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 2006.
  7. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга: Петроградский район/ Под. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 2004.
  8. Памятники архитектуры Ленинграда/ Под. ред. В. А. Каменского, В. Н. Пилявского.  Л., 1971.
  9. Русский музей: Религиозный Петербург/ Альманах. СПб., 2004.

Информация о работе Творчество архитектора Пьетро-Антонио Трезини в Санкт-Петербурге