Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 05:22, реферат
Данная работа посвящена творчеству архитектора Пьетро-Антонио Трезини в Санкт-Петербурге.
В исторических источниках прослеживается путаница с именами. Так как отца Пьетро-Антонио звали Доменико, то впоследствии самого Пьетро-Антонио часто путали с родившимся в 1710 году Пьетро, сыном знаменитого архитектора Доменико Трезини.
Данная работа посвящена творчеству архитектора Пьетро-Антонио Трезини в Санкт-Петербурге.
В исторических источниках прослеживается путаница с именами. Так как отца Пьетро-Антонио звали Доменико, то впоследствии самого Пьетро-Антонио часто путали с родившимся в 1710 году Пьетро, сыном знаменитого архитектора Доменико Трезини. У Игоря Эммануиловича Грабаря в книге «Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках» Пьетро-Антонио Трезини – «сын петровского зодчего Доменико Трезини»1. Но в целом ряде современных исследований мы встречаем опровержение этого утверждения. Обратимся к одному из таких исследований, напечатанному в «Генеалогическом вестнике»: «сын Пьетро-Антонио (Петр Андреевич), родившийся в 1710 г., был крестником Петра I и в 1725 г. был направлен за границу на учёбу. В Россию он не вернулся, а известный архитектор Пётр Трезин, продолжавший дело Доменико Трезини и много работавший вместе с ним, сыном его не является. Весьма заманчивая версия о преемственности дел отца сыном, разрабатываемая в некоторых художественных и исторических сочинениях, к сожалению, противоречит сохранившимся архивным документам»2.
Пьетро Антонио Трезини
Следует отметить, что Пьетро-Антонио работает во времена, когда строгий и сдержанный архитектурный язык периода правления Петра I сменился новым, только зародившимся стилем, называемым русским барокко с его любовью к движению, волнами текущему через архитектурные объемы, пышному декорированию. Знаменитый архитектор этого периода - итальянец Франческо Бартоломео Растрелли (1700 – 1771 гг.), его творения Смольный монастырь (1748-1764 гг.) и Зимний дворец (1754-1762 гг.) относятся к выдающимся произведениям искусства этого периода. Работы Пьетро-Антонио Трезини стоят в тени творений Растрелли, однако они имеют не меньшее значение для того времени, особенно его церковные постройки, оказавшие влияние на стиль других строений в данной области. Непосредственно на Трезини оказало влияние творчество русского архитектора Михаила Григорьевича Земцова (1686/88-1743 гг.).
С 1742 года Пьетро-Антонио Трезини работает в должности городского архитектора. С 1742 по 1751 год является архитектором Главной полицмейстерской канцелярии.
В
1751 году уезжает из Санкт-Петербурга
на родину – в Швейцарию. Пьетро-Антонио
Трезини похоронен в городе Астано
в 1759 году.
Архитектура
Пьетро-Антонио Трезини
в Санкт-Петербурге.
19
февраля 1734 года умирает Доменико
Трезини. Ряд его крупнейших
сооружений остается
Эти «гошпитали» Доменико Трезини возвел на берегу Невы в 1724–1726 гг. Они представляли собой двухэтажные каменные корпуса длиной в 300 м. Между корпусами зодчий задумал большую церковь „о двух колокольнях“, заложенную 18 октября 1734 в честь „исцеления расслабленного“.
До сих пор сооружение центральной части «Гошпитали» на Выборгской стороне «историки архитектуры относили к концу 1740-х годов и связывали с именем Пьетро-Антонио Трезини»5. Трезини являлся автором двух вариантов ее фасадов. В книге «Михаил Земцов» Марина Викторовна Иогансен пишет о том, что новые материалы указывают на сопричастность Михаила Григорьевича Земцова к сооружению «Гошпитали». Был издан указ, в котором говорилось: «Поручить в смотрение и исправление архитектору Земцову возведение церкви между военно-сухопутной и морской гошпиталями».
Еще до начала строительства церкви М. Г. Земцов подал рапорт, представляющий собой подробно изложенную программу всех работ. Этот документ, подписанный архитектором, содержит сведения относительно облика будущей постройки. «Сопоставление их с чертежами Пьетро-Антонио Трезини, выполненными в 1746 году, не оставляет сомнений в том, что последний отнюдь не был автором достраивающейся под его пристальным вниманием «гошпитальной» церкви»6.
Можно
выделить два этапа строительства
церкви. Вначале постройкой руководил
сам М. Г. Земцов, который, возведя здание
до архитрава и потратив 15 тыс. руб., вынужден
был в 1739 остановить работы из-за нехватки
средств.
Затем, уже семь лет спустя, Пьетро-Антонио Трезини
поручили удешевить и переделать первоначальный
проект, переориентировав алтарь на восток,
сделав пятиглавое завершение и входы
с улицы. Но из-за отсутствия денег этот
проект так и не удалось осуществить. До
конца XVIII века церковь стояла недостроенной.
В 1771 было решено отказаться от прежнего
замысла. Позже недостроенное церковное
помещение приспособили под аудитории.
В 1739 – 1742 годах Пьетро-Антонио Трезини участвует в ремонте и достройке Собора преподобного Исаакия Далматского – это второй Исаакиевский собор, располагавшийся на Сенатской площади на месте памятника Петру Ι. В начале 1760-х годов собор был разобран.
В
начале 40-х годов 18 века Пьетро-Антонио
Трезини участвует в
В
память о рождении Великого князя
Иоанна Антоновича в 1740 – 1742 годах рядом
с церковью был возведен каменный
храм по проекту М. В. Земцова. Достройку
и отделку его и ведет Пьетро-
Только через три года императрица Елизавета Петровна распорядилась вместо одноглавого возвести пятиглавый храм «по древнему российскому обычаю»8.
Спасо-Преображенский собор был возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Григорьевича Земцова строительством руководит Пьетро-Антонио Трезини, который несколько изменяет проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым, что придает собору особую пышность. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 года в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня.
8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.
В 1825—1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. При восстановлении здания Стасов использовал старые стены, сохранил внутреннюю планировку и структуру. На месте барочных луковичных глав выросли полусферические купола.
Одной из главных построек Пьетро-Антонио Трезини считается Собор Святой Троицы в Троице-Сергиевой пустыни, который, к сожалению, не дошел до наших дней.
Троице-Сергиева пустынь располагалась на берегу Финского залива близ Стрельны. Она являлась мужским монастырем. Монастырь был основан в 1732 году архимандритом Варлаамом Высоцким, настоятелем Троице-Сергиевой лавры и духовником Анны Иоанновны, на землях «приморской мызы»9, которые были ему подарены императрицей. Ранее на этих землях была «Приморская дача» сестры императрицы Анны Иоанновны – Екатерины, герцогини Мекленбург-Шверинской.
Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П.-А. Трезини кельи в 1756—1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом
В 1756 году в центре монастыря был заложен главный храм обители – Троицкий собор. Его проект, выполненный в пышных формах барокко, принадлежал Пьетро-Антонио Трезини, а строительство его осуществлялось под наблюдением Франческо Бартоломео Растрелли, уже после отъезда Трезини из Санкт-Петербурга. Центральный престол был освящен 10 августа 1763 года.
Собор не дошел до нас. Сравнительно недавно – в 1962 году – он был разрушен. О том, как он мог выглядеть, можно судить лишь по рисунку М. И. Махаева, который создавался в то время, когда ее строительство еще не завершилось. По этому рисунку неизвестным мастером была выполнена гравюра. Из четырех изображенных на гравюре корпусов-флигелей, возводившихся по проекту Трезини, был закончен только один – северный, в котором помещалась домовая церковь Преподобного Сергия Радонежского. В соответствии с замыслом Пьетро-Антонио Трезини М. И. Махаев показал четыре угловые башни в ограде монастыря, хотя ко времени создания рисунка и затем гравюры были выстроены лишь две.
Пятиглавое венчание Троицкого собора, стоявшего в центре этого небольшого монастыря, отличалось особой пластичной грацией округлых барочных форм и тонкой проработкой декоративных деталей.
Формирование архитектурного ансамбля Александро-Невского монастыря, находившегося под особым покровительством членов императорской фамилии, продолжалось на протяжении всего восемнадцатого столетия с участием крупнейших русских зодчих – Петра Михайловича Еропкина, Михаила Дмитриевича Расторгуева, Михаила Григорьевича Земцова. Активное участие принимает в строительных работах Пьетро-Антонио Трезини. Под его руководством «в соответствии с первоначальным замыслом закончилось сооружение южной группы корпусов и келий»10.
В
нее вошла двухэтажная
По проекту Пьетро-Антонио Трезини 1740-50-х годов был создан Семинарский корпус с южными воротами главного двора, строительство которого было осуществлено в 1756 – 1764 годах архитекторами И. Л. Росси и М. Д. Расторгуевым. По проекту Трезини тех же годов в 50-60-х годах 18 века осуществляется строительство Митрополичьего корпуса с двумя башнями, которые были достроены в 1774 году. В 1861-1864 годах был надстроен второй этаж южного флигеля, и устроена Крестовая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Спустя тридцать лет был надстроен второй этаж северного флигеля.
Трезини
принимает участие и в
Имя Трезини следует назвать и при перечислении следующих памятников на территории Александро-Невского монастыря: Настоятельский корпус (1756 – 1763 гг.) в северо-западной части монастыря, угловая башня, перестроенная в 19 веке, к западу от Настоятельского корпуса, Просфорный корпус с северными воротами главного двора. Территория монастыря это не только памятники архитектуры, но и садово-парковые ансамбли. Пьетро-Антонио Трезини участвовал в планировке сада к северу и востоку от монастыря, в XIX веке сад был перепланирован, а так же вместе с архитектором Т. Швертфегером, садовыми мастерами И. Шульцем и Ю. Гарцыным проектировал Митрополичий сад, который, как и предыдущий, был перепланирован в 1949 году.
Будучи «окном в Европу», Петербург уже в 1706 году имел католический приход, которому садовник Питер ван дер Гар завещал участок в Греческой слободе, близ Главной аптеки (ныне Аптекарский переулок, 3), в «финских шхерах». Здесь, в доме адмирала Гордона, Доменико Трезини в 1710 году построил первую деревянную церковь Апостола Петра. К 1733 году она была перестроена Пьетро-Антонио Трезини в камне и имела вид небольшого двухэтажного здания, увенчанного куполом, с шестью окнами на фасаде. В нем служили монахи из разных католических орденов.
Информация о работе Творчество архитектора Пьетро-Антонио Трезини в Санкт-Петербурге