Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:48, реферат
Связь архитектуры фасада здания с природным окружением можно проследить с очень давнего времени, ни интерьеры всегда оставались отрезанными от внешнего пространства, здесь разница с современной архитектурой очень заметна. То, что прежде не удавалось достичь средствами архитектуры, достигалось с помощью живописи, стремившейся создать иллюзию раскрытого пространства. Барокко и классицизм дают ряд ярких примеров таких живописных иллюзорных решений, где живопись имитирует не только лепку и скульптуру, но и пейзаж (природное окружение) и даже саму архитектуру. Современный архитектор дает не кажущуюся на реальную перспективу, дает зрителю не изображение, а реальные видимые пространства. В непосредственной связи с названным выше находится и такая черта современной архитектуры, как создание с помощью архитектурных средств природного окружения, что можно рассматривать как реакцию на постоянно усиливающийся процесс урбанизации. Эта черта по сути противоположная раскрытию пространства, призвана, однако, сыграть ту же роль - восполнить недостаток природного окружения с помощью всех имеющихся в распоряжении современного архитектора средств. Озеленение, естественные материалы, — все это в хороших примерах, не имитирует а создает архитектурными средствами тонкий синтез природных черт и вносит в искусственно созданную человеком среду элемент естественности, народности. Не только отдельные растения, но иногда целые газоны с водоемами и большими камнями включаются теперь в интерьеры общественных зданий. Строительные материалы применяют в их природном, естественном виде: бутовый камень, неокрашенная, а иногда и «необработанная» древесина.
Культурные ландшафты,
включённые в Список Всемирного наследия,
по характеру их кратких описаний
чётко соотносятся с
Значительную часть культурных ландшафтов, как официально признанных, так и «скрытых», составляют сельские. Среди официально признанных они составляют преобладающее большинство — 55%. Сельский ландшафт часто представлен в комбинации с другими типами, он может включать небольшие города, монастырские или иные сакральные территории, археологические места, садово-парковые комплексы. В ряде случаев сельские ландшафты выделяются по сельскохозяйственной специализации, причём специализация может быть отражена в их официальных названиях. Так, среди них есть несколько винодельческих (во Франции, Австрии, Португалии и Венгрии), есть табачные плантации (Куба), рисовые террасы (Филиппины), пальмовые рощи (Испания), пастбищные ландшафты (Франция и Испания, Венгрия). В других случаях универсальная ценность ландшафта определяется его инженерно-техническими свойствами. Например, среди «скрытых» культурных ландшафтов есть польдерные (Нидерланды) и ирригационные (Китай, Испания). Могут выделяться архаичные ландшафты, связанные с аборигенными культурами (Нигерия). В общем же случае сельский ландшафт представляет наиболее репрезентативный для конкретного региона и исторической эпохи образец сельской местности и отличается комплексностью, высоким уровнем разнообразия слагающих компонентов, консервативностью, индивидуальностью. Например, в ряде случаев колорит ландшафту придаёт высокая плотность насыщения храмовой архитектурой (Румыния, Испания — «скрытые» культурные ландшафты) или вкрапления небольших городов.
Среди типов ландшафтов,
представленность которых в Списке
Всемирного наследия обнаруживает тенденцию
к увеличению, выделяются сакральные,
историко-археологические и
Историко-археологические
ландшафты как типологическая категория
попали в список культурных ландшафтов
Всемирного наследия только в 2000 году,
первым их представителем стали кофейные
плантации на Кубе, причём в название номинации
было включено типологическое понятие
— «археологический ландшафт». Другим
узаконенным культурным ландшафтом, где
археологический компонент доминирует,
является национальный парк «Валло ди
Диано и Чиленто» в Италии. Археологических
комплексов, потенциально относимых к
культурным ландшафтам, насчитывается
более двух десятков. Это преимущественно
остатки древних поселений. Кроме того,
среди них выделяются достаточно обширные
территории с древними наскальными рисунками
(в Ботсване номинация имеет статус культурного
ландшафта; в Испании, Норвегии, Швеции,
Индии, Зимбабве — номинации «скрытые»,
то есть не включённые в официальные списки
культурных ландшафтов), сакральные и
мегалитические комплексы (Англия, Корея,
Перу, Мексика, Колумбия, Судан — «скрытые»
номинации). В Южной Африке наряду с утверждённой
в 2003 г. номинацией «Культурный ландшафт
Мапунгубве» существуют «скрытые» номинации.
Среди «скрытых» номинаций есть и такие,
наименование которых, а не только краткое
описание, содержит указание на типологическую
принадлежность. Например, от Англии в
1999 г. был представлен и отнесён ко Всемирному
наследию «доисторический культурный
ландшафт «Окней», однако в официальный
список культурных ландшафтов он не вошёл.
Возрастает интерес к индустриальным культурным ландшафтам, которые, помимо исторических производств, могут включать сопутствующие селитебные комплексы — сельские и городские. Среди них — исторические ландшафты добывающих отраслей — соляные месторождения Австрии, районы добычи угля, медных и железных руд в Англии, Норвегии, Швеции и Германии, фабричные хлопкоперерабатывающие районы Англии. Австрийская и одна из английских номинаций включены в официальный список культурных ландшафтов, прочие — «скрытые» культурные ландшафты, причём в целом ряде случаев в их наименованиях и описаниях указана типологическая принадлежность — «индустриальный ландшафт» (фабричные районы Англии, угледобывающие — Германии, добычи и переработки медной руды — Швеции). Статус культурного ландшафта индустриальные объекты стали получать начиная с 1997 г.
Достаточно широко представлены во Всемирном наследии дворцово-парковые и садово-парковые ландшафты. Из них статус культурного ландшафта имеют немногие. Это номинации Чехии, Германии, Лаоса, Португалии, Испании. Архитектурно-ландшафтный комплекс португальской номинации «Синтра» был отнесён к культурным ландшафтам такого типа первым, в 1995 г. Все прочие — «скрытые» номинации, но в их кратких описаниях содержатся существенные признаки культурных ландшафтов. К типологическим разностям, представленным во Всемирном наследии единично, относятся мемориальные (например, мемориальный комплекс, связанный с Робертом Оуэном в Англии) и фортификационные ландшафты (в Нидерландах и Швейцарии).
В составе типологий
культурного ландшафта наряду с
культурологическими
Употребление одновременно
нескольких оснований деления в
ландшафтной систематике
В картографических
ландшафтно-географических исследованиях
основным объектом обычно выступает
не культурный, а антропогенный ландшафт,
или преобразованный
Примером удачного сочетания природных и культурологических оснований типологического деления может служить официальная типология ландшафтов одного из районов Норвегии (Maintenance and conservation of the cultural landscape in Sogn og Fjordane. Norway, 1993). В ней используются две типологические сетки. Одна из них разделяет ландшафты района по природно-географическим признакам (ландшафты прибрежной зоны, фьордовых районов, долин и низких равнин, горные ландшафты). Другая отражает характер землепользования через вид деятельности и/или особенности растительного покрова (например, ландшафтные комплексы летних ферм, лесные пастбища, сенокосные луга, верещатники и торфяные болота и т.д.); она включает и такую категорию, как важные для ландшафта конструкции и сооружения (действительно, тип изгородей, оформление дорог или колористика строений могут существенным образом влиять на характерные черты ландшафта).
Сходные основания
типологического деления
Информация о работе Связь архитектуры фасада здания с природным окружением