Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:48, реферат
Связь архитектуры фасада здания с природным окружением можно проследить с очень давнего времени, ни интерьеры всегда оставались отрезанными от внешнего пространства, здесь разница с современной архитектурой очень заметна. То, что прежде не удавалось достичь средствами архитектуры, достигалось с помощью живописи, стремившейся создать иллюзию раскрытого пространства. Барокко и классицизм дают ряд ярких примеров таких живописных иллюзорных решений, где живопись имитирует не только лепку и скульптуру, но и пейзаж (природное окружение) и даже саму архитектуру. Современный архитектор дает не кажущуюся на реальную перспективу, дает зрителю не изображение, а реальные видимые пространства. В непосредственной связи с названным выше находится и такая черта современной архитектуры, как создание с помощью архитектурных средств природного окружения, что можно рассматривать как реакцию на постоянно усиливающийся процесс урбанизации. Эта черта по сути противоположная раскрытию пространства, призвана, однако, сыграть ту же роль - восполнить недостаток природного окружения с помощью всех имеющихся в распоряжении современного архитектора средств. Озеленение, естественные материалы, — все это в хороших примерах, не имитирует а создает архитектурными средствами тонкий синтез природных черт и вносит в искусственно созданную человеком среду элемент естественности, народности. Не только отдельные растения, но иногда целые газоны с водоемами и большими камнями включаются теперь в интерьеры общественных зданий. Строительные материалы применяют в их природном, естественном виде: бутовый камень, неокрашенная, а иногда и «необработанная» древесина.
Связь архитектуры
фасада здания с природным окружением
Связь архитектуры
фасада здания с природным окружением
можно проследить с очень давнего
времени, ни интерьеры всегда оставались
отрезанными от внешнего пространства,
здесь разница с современной
архитектурой очень заметна. То, что прежде
не удавалось достичь средствами архитектуры,
достигалось с помощью живописи, стремившейся
создать иллюзию раскрытого пространства.
Барокко и классицизм дают ряд ярких примеров
таких живописных иллюзорных решений,
где живопись имитирует не только лепку
и скульптуру, но и пейзаж (природное окружение)
и даже саму архитектуру. Современный
архитектор дает не кажущуюся на реальную
перспективу, дает зрителю не изображение,
а реальные видимые пространства. В непосредственной
связи с названным выше находится и такая
черта современной архитектуры, как создание
с помощью архитектурных средств природного
окружения, что можно рассматривать как
реакцию на постоянно усиливающийся процесс
урбанизации. Эта черта по сути противоположная
раскрытию пространства, призвана, однако,
сыграть ту же роль - восполнить недостаток
природного окружения с помощью всех имеющихся
в распоряжении современного архитектора
средств. Озеленение, естественные материалы,
— все это в хороших примерах, не имитирует
а создает архитектурными средствами
тонкий синтез природных черт и вносит
в искусственно созданную человеком среду
элемент естественности, народности. Не
только отдельные растения, но иногда
целые газоны с водоемами и большими камнями
включаются теперь в интерьеры общественных
зданий. Строительные материалы применяют
в их природном, естественном виде: бутовый
камень, неокрашенная, а иногда и «необработанная»
древесина.
Систематика культурных ландшафтов
Систематика культурных ландшафтов — объектов наследия, необходима для логического упорядочения наблюдаемого множества природно-культурных территориальных комплексов. Основные задачи, которые преследует сегодня систематика культурных ландшафтов, заключаются, во-первых, в учёте таких объектов в связи с проблемами их сохранения и использования и, во-вторых, в ландшафтном районировании территорий для выявления их географической индивидуальности и выработки географически ориентированной стратегии сохранения уникальных природно-культурных местностей.
Согласно типологии, принятой в Руководящих указаниях по применению Конвенции о Всемирном наследии (п. 39, Operational Guidelines …), все культурные ландшафты подразделяются на три основных категории:
чётко определяемые
целенаправленно сформированные (clearly
defined landscape designed and created intentionally by man), которым
в русском языке наиболее соответствует
понятие «рукотворные»;
естественно сформировавшиеся, или эволюционировавшие, ландшафты (organically evolved landscape), среди которых выделяются субкатегории реликтовых или «ископаемых» (relict or fossil landscape) и продолжающих поступательное развитие, или развивающихся ландшафтов (continuing landscape);
ассоциативные (associative) ландшафты.
Типология, предложенная в Руководящих указаниях, содержит два логических основания деления: во-первых, по степени преобразованности и культурной освоенности исходного природного ландшафта (ландшафты рукотворные, естественно сформировавшиеся и ассоциативные) и, во-вторых, по жизнеспособности сформировавшегося ландшафта (ландшафты «ископаемые», реликтовые, саморазвивающиеся). Первая характеристика позволяет очертить круг потенциальных ценностей ландшафта и способы их создания, а вторая свидетельствует о степени уязвимости ландшафта. Обе они весьма важны при идентификации и определении стратегии управления ландшафтом как объектом наследия.
Рукотворные ландшафты характеризуются чёткой пространственной организацией и в своем развитии подчинены целеполаганию своих создателей. Они, как правило, имеют ландшафтообразующий центр, в них много искусственных объектов, созданных на основе преобразования или замены природных комплексов. Рукотворные ландшафты представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте, поскольку их облик максимально подчинен творческому замыслу. Сугубо функциональное предназначение отдельного элемента ландшафта всегда сообразуется с его общей эстетикой. Это ландшафты поселений, садов, парков, различных природно-технических систем, созданные по проектам или в соответствии с художественной либо инженерной идеей.
В естественно сформировавшихся (эволюционировавших) ландшафтах в результате длительных целенаправленных и спонтанных антропогенных воздействий природные процессы несколько изменены и скорректированы. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим воздействиям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и результаты творческого целеполагания. К такому типу можно отнести многие сельские, определенные этнические, отчасти исторические индустриальные и мелиорированные ландшафты.
К ассоциативным ландшафтам могут быть отнесены природные ландшафты, обладающие культурной ценностью, а также освоенные ландшафты, в которых характер освоения имеет вторичное значение, а первичное — связь с историческими событиями, личностями, художественными произведениями. В ассоциативных ландшафтах культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации природного объекта с каким-либо феноменом культуры. Таким образом, природные комплексы включаются в историко-культурное пространство без изменения их природной ритмики и эволюции, часто опосредованно, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных (то есть священных, культовых, ритуальных) местностей и т.д.
В системе понятий, используемых в Руководящих указаниях, в ряду естественно сформировавшихся ландшафтов выделяются реликтовые, синонимом которых выступают «ископаемые» (fossil) ландшафты. Имеются в виду ландшафты, остановившиеся в своём развитии, поскольку отсутствует создавший их социум, но инерционно сохраняются их внешние формы и структуры. «Ископаемые» ландшафты, как правило, принадлежат к области археологии и палеонтологии, это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, иные оазисы древних или сменивших географический ареал культур, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших носителя культурной традиции. Однако в отечественной научной лексике понятие «реликтовый» имеет несколько иной смысл и отличается от понятия «ископаемый», что имеет важное содержательное значение для концепции Всемирного наследия.
Так, реликтовые ландшафты продолжают жить и развиваться, но их расцвет принадлежит прошлому, в основном это «угасающие» ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий. Их поддержание становится функцией иных субъектов деятельности, или они находятся под воздействием иных условий среды и культурных стереотипов, что значительно увеличивает их уязвимость и угрозу утраты. Носители культуры, создавшей такой ландшафт, нередко отсутствуют в нём, но ландшафт сохраняется представителями другой культуры в прежних своих формах и паллиативных функциях, подходящих для целей нового населившего его сообщества. Он «приспособился» к новым условиям, поскольку обладал достаточным запасом прочности, но на современном историческом этапе оказался на пределе своей толерантности. В России к таким ландшафтам можно отнести усадебные, дворцово-парковые и некоторые монастырские ландшафты.
Свободно развивающийся
ландшафт, если он представляет интерес
в качестве объекта наследия, может
быть связан с географически
Приведённые выше пояснения к обозначенным типам культурного ландшафта не вполне согласуются с лаконичными трактовками Руководящих указаний ЮНЕСКО, но эти нюансы не меняют основных положений концепции культурного ландшафта, они лишь способствуют её дальнейшему развитию. Соответственно следовало бы выделять ископаемые, реликтовые и устойчиво развивающиеся ландшафты, причём эта субкатегоризация пригодна как для эволюционировавших, так и для рукотворных ландшафтов.
Чтобы иметь ясное представление о конкретном культурном ландшафте, было бы полезно рассматривать его по различным классификационным, или типологическим, признакам. Каждый ландшафт может быть охарактеризован по совокупности типологических категорий, что может составить его формализованный образ и весьма полезно для целей систематизации ландшафтного наследия. Каждая такая характеристика — это шаг к пониманию устройства ландшафта, а значит — к управлению им.
В частности, культурные ландшафты можно различать по типам исторической деятельности, или основным историческим функциям, определившим специфические социокультурные особенности ландшафта, то есть их можно подразделить на:
сельский (сельскохозяйственная деятельность);
селитебный (создание поселений и их ландшафтное обустройство);
сакральный (проведение религиозных церемоний, поклонение объектам культа, священнодействие);
рекреационный (получение эстетических удовольствий, воспитание чувства прекрасного, приобретение душевного покоя и внутренней гармонии);
промысловый (охота, рыбная ловля, добыча морского зверя и водных беспозвоночных, заготовка пищевых, лекарственных, технических растений, лесозаготовка и лесоразведение, оленеводство);
исторический индустриальный (создание карьеров, отвалов, горных выработок в процессе добычи разнообразных минералов, создание соразмерных ландшафту инженерных сооружений для использования его энергетики, размещение в ландшафте инженерно-технических систем и производственных комплексов);
заповедный (сохранение
естественной информативности ландшафта,
ведение научно-
мемориальный (сохранение памяти о важных исторических событиях и выдающихся личностях, сохранение связанных с ними атрибутов, трансляция преданий и исторических повествований, празднование памятных дат) и т.д.
По функциональному принципу с примерно аналогичным набором основных категорий проведена типология руральных исторических ландшафтов США (National Register. Bulletin 30, 1992). Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроизводящие их процессы и типы действий, необходимые для их поддержания в «рабочем» состоянии.
Наряду с уже перечисленными логическими основаниями возможных типологий важное значение для понимания индивидуальной ценности ландшафта имеет принадлежность к типам культур, которые обладают или обладали собственным «почерком» освоения ландшафта. Созданные ими ландшафты, представляющие ценность наследия, в России нередко определяют внутреннюю специализацию национальных парков и музеев-заповедников. Последние образуют чётко выраженные группы, соотносимые со следующими типами культурного ландшафта:
усадебным,
дворцово-парковым,
монастырским,
горнозаводским,
ландшафтами полей сражений (военная культура),
архаичным сельским (крестьянская культура),
городским (исторические кварталы),
историко-археологическим.
От принадлежности к типу культуры будут зависеть механизмы самоподдержания ландшафта, отношение к носителям культурных традиций, пути развития ландшафта при отсутствии воспроизводящей культуры.
Ландшафтные типологии не исчерпываются перечисленными, могут быть и иные типологии. Каждая из таких типологий образует свою сетку категорий, проецируемых на ландшафт. Таким образом, ландшафтный комплекс может быть идентифицирован с разных позиций и в большинстве случаев представляет собой сложное сочетание или серию типов, совокупность которых определяет его индивидуальность. Можно привести некоторые примеры определения типологической принадлежности культурного ландшафта в российских музеях-заповедниках и национальных парках. Так, культурные ландшафты Кенозерского национального парка отнесены к северорусскому архаичному сельскому ландшафту, а в системе категорий ЮНЕСКО — к реликтовому эволюционировавшему ландшафту (Основные направления развития национального парка «Кенозерский» ..., 2001). В системе категорий ЮНЕСКО культурные ландшафты национального парка «Угра» следовало бы отнести к ассоциативным с фрагментами эволюционировавших и рукотворных. Немногочисленные сохранившиеся очаги традиционной народной культуры (промыслов, ремёсел, устного народного творчества) рассматриваются как часть сельских эволюционировавших ландшафтов (Национальный парк «Угра»: культурные ..., 2001, Основные направления развития национального парка «Угра» ..., 2002). Современный культурный ландшафт Бородинского поля в системе категорий ЮНЕСКО относится к ассоциативному с фрагментами эволюционирующего и рукотворного, в функциональной классификации — к мемориально-экспозиционному с фрагментами селитебного, агрохозяйственного и лесохозяйственного, а в системе культурных типов — к военно-историческому (к полям сражений) с фрагментами монастырского, усадебного и крестьянского (Горбунов, Кулешова, 2001).
Информация о работе Связь архитектуры фасада здания с природным окружением