Русская архитектура XVIII – начала XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:45, реферат

Описание работы

Цель работы: анализ творчества Д.Кваренги и Н.Львова, нашедший воплощение в их рисунках.
Задачи работы:
- выявить характерные черты творчества Д.Кваренги и Н.Львова
- описать характер и сюжеты рисунков Д.Кваренги и Н. Львова

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Характерные черты творчества Н.Львова и Д. Кваренги………. ….5
1.1. «Палладианства» и типологические особенности творчества Д. Кваренги…………………………………………………………………………5
1.2 Романтизм в творчестве Н.Львова….……………………………………... 7
Глава 2 Графика в творчестве Н.Львова и Д. Кваренги……………………………………………………………………….10
2.1 Сюжеты графических произведений Д.Кваренги…………………………………….………………………..……….10
2.2. Творческие взгляды Н. Львова...………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы ………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Русская архитектура 19.docx

— 46.06 Кб (Скачать)

  В 1787 г. в Санкт-Петербурге был издан сборник гравюр и технических чертежей нового Эрмитажного театра с описаниями и комментариями на французском языке, сделанными самим Кваренги. Он отметил, что «пытался придать театру вид античный, но соответствующий современным требованиям. Все места одинаково хороши. Я выбрал полукруглую форму для театра по двум причинам: во-первых, она практична на визуальном уровне; во-вторых, каждый зритель может увидеть со своего места всех тех, кто его окружает».7 Для Леду, как и для Кваренги, идея реформы в области проектирования театра тесно связана с изменениями общественного устройства. Каждый зритель получает возможность хорошо видеть сцену. Малообеспеченные зрители не должны больше стоять на ногах в течение всего спектакля. Д. Кваренги заинтересован исключительно образцами первого — образно-пластического — стиля Леду, оставляя без внимания утопические проекты архитектора, эти геометрические иероглифы, символизирующие человеческую деятельность. Так, например, Кваренги сделал копии с проекта замка Бенувилль (его строительство началось в 1768 г.). Он с большой тщательностью отметил на плане назначение каждого помещения; на разрезе он подробно нарисовал детали скульптурного декора главной лестницы, на разрезе круглой часовни — ионическую колоннаду, окружающую алтарь. Он выполнил также копии с фасадов, применяя штриховку и раскрашивание акварелью.

  Кваренги прибыл в Россию в 1779 г., он внимательно изучает произведения архитекторов русского классицизма, копирует многие проекты. Кваренги провел в России, как уже отмечалось, приблизительно тридцать семь лет. Конец XVIII в. обозначил новый период в творчестве Кваренги. Строгость архитектурного стиля уступила место иному подходу: характер зданий стал более торжественным. В то время Кваренги чаще использует для организации фасадов элементы декора. Многие постройки Джакомо Кваренги заставляют вспомнить о первом, образно-пластическом стиле Леду. Например, Александровский дворец в Царском Селе очень напоминает особняки госпожи Дю Барри и отель Юзес. Мы видим здесь подчиненность пластических приемов ордерной системе, объем здания с двумя ризалитами, скульптуры над колоннадой. Его творчество тяготеет к таким приемам, как стены с рустами. Проекты городских ворот для Петербурга (1780-е) выполнены с использованием выразительного приема — колонн с кубическими ризалитами на стволах, что роднит этот проект как с проектом Н. А. Львова (Невские ворота Петропавловской крепости), так и с проектом К.-Н. Леду, выполненным для города Шо — королевского завода-солеварни. Нужно отметить, что проекты Львова Кваренги также копировал. Своими экспериментами с ордерными системами в произведениях первичного стиля архитектор намечает путь для развития эклектики. Действительно, Кваренги, воспринявший смелые опыты французского архитектора, разрабатывает близкий по стилю к эклектике фасад дома Ферастиери. В своих проектах для Петергофа Кваренги обращается к готическим формам, предвосхищая развитие стилизаторских направлений во второй половине XIX столетия. В проекте Эрмитажного театра (1783—1887) зодчий проявляет чуткость к живописным приемам барокко, трактуя их в достаточно строгой манере. Стилизаторские направления ярко проявляются в проектах для Петергофа, к эклектизму же Кваренги приходит, постепенно осознавая недостаточность ордерной системы в роли доминирующей составляющей синтаксической структуры, но не обращаясь к геометрической форме, как абсолютному воплощению смысла сооружения. Таким путем зодчий достигает равновесия заимствованных элементов и почти эклектической раздробленности. Джакомо Кваренги избегает вызывающе упрощенных цилиндрических, пирамидальных и тем более сферических форм. Применение незавершенных цилиндрических объемов даже идеально правильной формы у Кваренги приобретает скорее декоративный характер. Кваренги интерес к интерьерам, малым формам в интерьере. Искусный рисовальщик, Кваренги представляет позицию «живописной», пейзажной архитектуры, работая в русле пиранезианского рисунка. Джакомо Кваренги не доверяет «чистой геометрии» стать «голосом здания» и не пытается сделать символическое содержание формы абсолютно читаемым. Джакомо Кваренги, напротив, отдает предпочтение использованию цитирующей образной составляющей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Творческие  взгляды Н. Львова

 

  Н.Львов своими смелыми экспериментами, геометрическими объемами (Троицкая церковь, 1785; «Кулич и Пасха»; пирамидальные погреба в Митино и Николино; и др.) гораздо ближе к символико-геометрическому стилю Леду, чем Кваренги. Однако знакомство с творчеством Львова, возможно, подтолкнуло и Кваренги к вариациям с композиционными схемами культовых зданий. Интересен факт, что Львов также был знаком с творчеством Леду и лично посещал Лувесьенн в 1777 г.

   Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге и окрестностях; как автор соборов — Борисоглебского в Торжке (1785-96) и святого Иосифа в Могилёве, усадебных комплексов в Тверской, Новгородской и Московской губерниях, Невских ворот Петропавловской крепости. Львов спроектировал ворота монументальными, «чтобы они хорошо просматривались с противоположного берега Невы, простыми по очертаниям и гармоничными по пропорциям. Треугольный фронтон, завершающий портик, он украсил изображением якоря и лавровых веток».8

 Великолепный  рисовальщик, он создал проект  звезды и знаков ордена Владимира,  новых знаков ордена Анны. Предполагал  выпустить «Словарь художников  и художеств»9, но этот труд не был издан, а рукопись — утрачена.

Н.А. Львов  внес выдающийся вклад в архитектуру  и градостроительство России, явился одним из основоположником пейзажного стиля в садово-парковом искусстве, стал одним из первых ландшафтных архитекторо в России. И сегодня сохраняется понятие "львовский сад". Здесь особенно проявилась приверженность Н.Львова творчеству Руссо, его натурфилософии. Что позволило растворить архитектуру в природе, часто исследователи отмечают, что «понять, где начинается природа» в творчестве Львова не всегда возможно. Поэтому, говоря о творчестве архитектора следует упоминать о взаимодействии традиций итальянской архитектуры, классицизма и романтизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Первыми зодчими, которые основывают новое направление в русской архитектуре классицизма, традиционно принято считать Н.Львова и Д.Кваренги, творческие предпочтения которых воплощены не только в архитектуре.

  Особенностями  их творчества можно считать  приверженность «палладианству». В тоже время творчество Н.Львова и Д.Кваренги самобытно, индивидуально, «узнаваемо», что связано с разными взглядами на наследие А. Палладио. Д. Кваренги стремится сохранить ограниченность пространственного объема, не давая возможности окружающему пространству проникнуть внутрь, разорвать циркумференцию колоннады, и создать свето-воздушную среду. Творчество Кваренги следует определить как творчество городского архитектора.

  Творчество  Н.Львова в большей степени  зависит от романтического восприятия  античности. Архитектор в большей  степени проявил себя как зодчий  садово-паркового ансамбля, основоположник  «пейзажного стиля» в градостроительстве. Репрезентативность, монументальность и массивность архитектуры у Н.Львова уступают место глубокой одухотворенности, пространственности, легкости и свободной непосредственности, сказывающихся как в общей планировке, так и в характере почти каждого здания.

  Несомненно, эти творческие особенности находят воплощение в рисунках архитекторов.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

  1. Бартенев, И.А. Очерки истории архитектурных стилей / И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 257 с.
  2. Бартенев, И.А. Русский интерьер XVIII - XIX веков / И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова. – М.: Сварог и К, 2000. – 128 с.
  3. Баторевич, Н.И. Малая архитектурная энциклопедия / Н.И. Баторевич, Т.Д. Кожицева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. – 702 с.
  4. Борисова, Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма / Е. Борисова. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. – 314 с.
  5. Виппер, Б. Р. Архитектура русского барокко / Б.Р. Виппер. – М.: Наука, 1978. – 231 с.
  6. Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. М.: Изобразительное искусство, 1985. – 283 с.
  7. Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. М.: Изобразительное искусство, 1985. – 283 с.
  8. Всеобщая история архитектуры. В 12 тт. – Л.-М.: Стройиздат, 1966–1975.
  9. Глазычев, В.Л. Архитектура: Энциклопедия / В. Глазычев. – М.: Астрель, 2002. – 677 с.
  10. Грабарь, И.Э.  История русского искусства. Т.III. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках / Игорь Грабарь. – СПб.: Лениздат, 1994. – 383 с.
  11. Грабарь И. Э. Ранний александровский классицизм и его французские источники // О русской архитектуре. М., 1969 – 367 с.
  12. Евсина, Н.А. Архитектурная теория России второй половины XVIII – начала XIX в. / Н.А. Евсина. М.: Наука, 1985. – 256 с.
  13. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век : [архитекторы барокко, ранний классицизм, строгий классицизм / ред.: Ю.В. Артемьева, С.А. Прохватилова]. - Санкт-Петербург : Лениздат, 1997. – 1021 с.
  14. Иконников, А.В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников.– М.: Стройиздат, 1986. – 286 с.
  15. Иконников, А.В. Художественный язык архитектуры / А. В. Иконников. – М.: Искусство, 1985. – 175 с.
  16. Исаченко, В. Г. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков / Валерий Исаченко. – М.; СПб.: Центрполиграф: МиМ - Дельта, 2010. – 414 с.
  17. Кильпе, Т.Л. Основы архитектуры: учебник: [рек...] / Т.Л. Кильпе; М-во образования РФ. – Изд. 4-е, стер. – М.: Высш. шк., 2005. – 159 с.
  18. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830–1910-х гг./ Е.И. Кириченко – М.: Искусство, 1982. – 399 с.
  19. Курбатов, В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства: сады и парки мира / В.Я. Курбатов. – М.: Эксмо, 2008. – 735 с.
  20. Лисовский, В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России / Владимир Лисовский. – М.: Совпадение, 2000. – 414 с.
  21. Лисовский, В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории /В.Г. Лисовский. – СПб.: АО «Славия», 2004. – 416 с.
  22. Львов, Н.А. Избранные сочинения / Н. Львов – СПб.: Пушкинский дом, 1994.
  23. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов: [Рек...]. / Степанов А. В., Иванова Г.И., Мальгин В.И. – М.: Архитектура-С, 2011. – 256 с.
  24. Овсянников, Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси / Юрий Овсянников. - [2-е изд., доп.]. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. – 629 с.
  25. Ожегова, Е. С. Ландшафтная архитектура: история стилей / Е.С. Ожегова; ред. Д.О. Швидковский. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2009. – 559 с.
  26. Островский, А. Архитекторы Петербурга. Три этюда Сб. Белые ночи, выпуск. 6 / А. Островский, составитель И.И. Слобожан  - Л.: Лениздат, 1980. – 245 с.
  27. Пилявский, В.И. История русской архитектуры: Учеб. для студентов вузов: [Рек...] / Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. – М.: Архитектура-С, 2009. – 512 с.
  28. Пилявский В. И. Джакомо Кваренги: архитектор, художник / В. Пилявский - Л.: Лениздат, 1981.
  29. Саваренская, Т.Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм : учебное пособие для студентов по направлению "Архитектура" / Т. Ф. Саваренская, Д.О. Швидковский, Ф.А. Петров. - Изд. стер. - Москва : Архитектура-С, 2006. – 390 с.
  30. Соколов, А.М. Основные понятия архитектурного проектирования / А.М. Соколов. – Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. – 192 с.
  31. Турчин, В.С. Александр I и неоклассицизм в России / Валерий С. Турчин. – М.: Жираф, 2001. – 511 с.
  32. Турчин, В.С. Александр I и неоклассицизм в России / Валерий С. Турчин. – М.: Жираф, 2001. – 511 с.

 

 

 

1 См. Будылина, А, Брайцева,О., Харламова, А.. Архитектор Н. А. Львов / А. Будылина, О. Брайцева, А. Харламова -  М.: Наука, 1961.

2 См. Балдина, О. От Валдая до Старины / О.Балдина - М.: Наука, 1968.

3  Там же  – с. 174

4 Балдина, О. От Валдая до Старины / О.Балдина - М.: Наука, 1968 – с. 189

5 Пилявский В. И. Джакомо Кваренги: архитектор, художник / В. Пилявский -  Л.: Лениздат, 1981 34—37

6 Там же – с. 38

7 Пилявский В. И. Джакомо Кваренги: архитектор, художник / В. Пилявский -  Л.: Лениздат, 1981 –с. 122

8 Островский, А. Архитекторы Петербурга. Три этюда Сб. Белые ночи, выпуск. 6 / А. Островский, составитель И.И. Слобожан  - Л.: Лениздат, 1980. – с. 76

9 См. Львов, Н.А. Избранные сочинения / Н. Львов – СПб.: Пушкинский дом, 1994.

 

 

 


Информация о работе Русская архитектура XVIII – начала XX века