Русская архитектура XVIII – начала XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:45, реферат

Описание работы

Цель работы: анализ творчества Д.Кваренги и Н.Львова, нашедший воплощение в их рисунках.
Задачи работы:
- выявить характерные черты творчества Д.Кваренги и Н.Львова
- описать характер и сюжеты рисунков Д.Кваренги и Н. Львова

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Характерные черты творчества Н.Львова и Д. Кваренги………. ….5
1.1. «Палладианства» и типологические особенности творчества Д. Кваренги…………………………………………………………………………5
1.2 Романтизм в творчестве Н.Львова….……………………………………... 7
Глава 2 Графика в творчестве Н.Львова и Д. Кваренги……………………………………………………………………….10
2.1 Сюжеты графических произведений Д.Кваренги…………………………………….………………………..……….10
2.2. Творческие взгляды Н. Львова...………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы ………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Русская архитектура 19.docx

— 46.06 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине Русская архитектура XVIII – начала XX века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

   

Введение………………………………………………………………………… 3

 

Глава 1. Характерные черты творчества Н.Львова и Д. Кваренги………. ….5

 

1.1. «Палладианства» и типологические особенности творчества Д.  Кваренги…………………………………………………………………………5

 

1.2 Романтизм в творчестве Н.Львова….……………………………………... 7

 

 

Глава 2 Графика в творчестве Н.Львова и Д. Кваренги……………………………………………………………………….10

1

2.1 Сюжеты графических произведений Д.Кваренги…………………………………….………………………..……….10

 

2.2. Творческие взгляды  Н. Львова...………………………………………….14

 

Заключение………………………………………………………………………16

 

 

Список использованной литературы ………………………………………….17

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Реферат  посвящен анализу творчества ярких представителей отечественной архитектуры классицизма Д.Кваренги и Н.Львова. В контексте изучения проблематики «петербургского стиля» обращение к их творчеству кажется нам вполне целесообразным и актуальным, поскольку созданные ими архитектурные произведения и ансамбли Петербурга давно стали «символами» петербургского ландшафта.

Цель работы: анализ творчества Д.Кваренги и Н.Львова, нашедший воплощение в их рисунках.

Задачи работы:

- выявить  характерные черты творчества  Д.Кваренги и Н.Львова

- описать  характер и сюжеты рисунков  Д.Кваренги и Н. Львова

Методология: В качестве основного метода используется комплексный подход, основанный на определениях классификации и типологии, а так же образно-стилистический анализ и историко-культурный подход.

 В качестве  основных источников можно было  бы указать на следующие работы:

Пилявский В. И. «Джакомо Кваренги: архитектор, художник», где автор последовательно характеризует творчество архитектора, описывает основные этапы его творчества, рассматривает истоки становления и развития стиля классицизм в творениях зодчего.

Также важной для понимания стиля классицизм стала статья Грабарь «Ранний александровский классицизм и его французские источники» И. Э. Грабарь.

Для изучения творческой концепции Н.Львова важной стала  работа А. Островского "Архитекторы  Петербурга. Три этюда" и "Избранные  сочинения" Н.Львова. Где подробно описаны основные этапы творчества архитектора, источники вдохновения и многогранность таланта зодчего.

Структура работы: работа состоит из Введения, где ставятся цель и задачи работы, двух глав, где решаются поставленные задачи – выявляются отличительные особенности творчества архитекторов и их воплощение в рисунках зодчих и заключения, в котором представлены основные выводы и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характерные  черты творчества Н.Львова и Д. Кваренги

 

    1. «Палладианства» и типологические особенности творчества Д.  Кваренги.

 

 Первыми зодчими, которые основывают новое направление в русской архитектуре - классицизм, традиционно принято считать Н.Львова и Д.Кваренги. Так же традиционно эти архитекторы являются приверженцами палладианства. Для Н.Львова произведения А. Палладио является воплощением идеальной архитектуры с момента первых этапов творчества, а Кваренги еще в Италии признал великого зодчего «бесспорным авторитетом». Архитекторы, если так можно сказать, «отворачиваются» от французских образцов барокко и полностью ориентируются на наследие А. Палладио — точнее, на архитектуру его вилл. Эта ориентация на работы А. Палладио, однако, имеет свою особенность. Внимание архитекторов привлекает не все творчество зодчего, а именно архитектура его загородных, «сельских» построек. Знаменательно, что сам А. Палладио придерживался двух направлений в своем творчестве. С одной стороны, он создавал произведения городской архитектуры — архитектуру паллаццо, с другой — разрабатывал иные формы и принципы в архитектуре загородных вилл.

    Одной из первых построек Кваренги было здание Академии наук с его строгим портиком и четким объемом, палладианские мотивы, воплощенные здесь Кваренги, остались для него, по сути дела, своего рода эталоном, которому он следовал в течение почти всей своей жизни. Это были весьма торжественные, очень монументальные архитектурные формы, почти не знающие отклонений или существенного изменения в разных своих вариантах. Постройки мастера украшены многоколонными портиками, либо непосредственно опирающимися на низкий подиум, либо, как в Смольном институте, поставленными на высокий цоколь, представляющий собой развитой цокольный этаж, что «приподымает» основную часть здания, делает ее более четкой.

 Архитектор  стремится всеми доступными ему  средствами показать весомый  блок сооружения, как правило,  малорасчлененный. Он многократно обращается к подобному типу построения архитектурной формы даже тогда, когда ему приходилось решать пространственную задачу, как, например, в циркумференции входа Странноприимного дома (Институтим. Н. В. Склифосовского). Д. Кваренги стремится сохранить ограниченность пространственного объема, не давая возможности окружающему пространству проникнуть внутрь, разорвать циркумференцию колоннады, и создать свето-воздушную среду. Наиболее последовательно Кваренги осуществил свои принципы в Английском дворце в Петергофе. Один лишь план дворца показывает четко очерченный массив сооружения, с двумя ризалитами, с портиком и отвечающей ему со стороны парадного двора лоджией. Лоджия дворца, несмотря на свою пространственность, зажата между далеко выступающими ризалитами. Все эти части образуют с основным зданием одно целое.  Творчество Кваренги следует определить как творчество городского архитектора. Именно в городских постройках Петербурга, а затем и в некоторых зданиях Москвы его талант достиг своего совершенства. Вместе с тем, в этом свойстве таланта заключена и известная ограниченность, приведшая мастера к ряду неудач. Здесь достаточно вспомнить историю с постройкой Биржи. Недостаток замысла заключался в том, что Кваренги рассматривал здание как изолированное сооружение, почти никак не связанное с пространством Невы и со Стрелкой Васильевского острова. Можно назвать еще ряд примеров из практики архитектора, которые говорят о том, что он не стремился к созданию городского ансамбля в том виде, как его понимали современные ему русские архитекторы, содействовавшие развитию отечественного градостроительства того времени.  Итак, Кваренги, как архитектор, глубоко преданный заветам своего великого соотечественника, все же внес в примененные им палладианские мотивы существенные изменения. Архитектура вилл А. А. Палладио им перенесена в город. Художественный строй созданных Кваренги общественных и жилых зданий сильно отличается от художественного строя произведений А. Палладио. Последний наделяет свои виллы, украшенные колоннами, портиками и лоджиями, неизъяснимой, но действенно ощущаемой гармонией, превращающей их в храмоподобные, несколько даже отвлеченные здания. Эта отвлеченность позволяет видеть их как некие совершенства, существующие сами по себе, вне связи с реальными условиями жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Романтизм в творчестве Н.Львова

 

 Совершенно  иными качествами и иными принципами  отличались работы Н. Львова. Львов  — архитектор иного склада. Преклоняясь  перед гением А. Палладио, Львов, вместе с тем, выступает и его критиком, что видно из его примечаний к изданию трактата А. Палладио. Придирчиво относясь к рекомендациям А. Палладио, он тем самым обретает определенную самостоятельность, несмотря на то, что в процессе своей архитектурной деятельности он неоднократно возвращался к палладианским мотивам.  Следуя в архитектурном фарватере времени, размышляя о развитии палладианских мотивов на русской почве, он приходит к необходимости их видоизменить, переосмыслить. Постепенно он вырабатывает собственный «почерк», своеобразное понимание архитектурной формы1. Представления об естественном человеке, оказавшие столь сильное воздействие на творчество многих архитекторов, нашли глубокое воплощение в произведениях Львова. Но следует отметить и влияние на него зарождавшегося романтизма.2 В частности, это связывают с впечатления Львова, связанными с романтическим восприятием античности и палладианских зданий. Он создал в условиях средней России «необычайно одухотворенные, на редкость поэтичные, очень глубокие по замыслу усадебные постройки, процесс работы над которыми захватил его полностью»3. Н. Львов выступает в этих произведениях, как певец чувства, эмоционального восприятия мира, природы, архитектуры. Глубокий гуманизм «естественного человека» пронизывает все его произведения. Его целью как архитектора становится всеохватывающая архитектурная гармония, в окружении которой, в соединении с природой, должны наиболее полно раскрыться лучшие свойства человека, его сокровенные чувства, его индивидуальность. Естественно, что интерпретация палладианских форм приобретает здесь у Львова совершенно иной оттенок, чем у Кваренги. Репрезентативность, монументальность и массивность архитектуры последнего уступают место глубокой одухотворенности, пространственности, легкости и свободной непосредственности, сказывающихся как в общей планировке, так и в характере почти каждого здания. Все свойства архитектуры, ее высокие качества и приемы призваны служить человеку-гражданину, заботящемуся об общей пользе и в то же время о благе семьи, о своих ближних. Отсюда простота и естественность архитектурного творчества даже там, где, помимо палладианских форм, использованы и мотивы античной римской архитектуры. В Знаменском-Райке близ Торжка и Введенском под Звенигородом Львов хотя и отталкивается в общем расположении зданий усадеб от планировки римского форума, но наделяет античные формы редкой просветленностью и легкостью. В проектах и постройках ротондных храмов (Валдай, Никольское) вновь угадывается прототип — античный храм в Тиволи. Однако и здесь мы встречаемся с тем же одухотворенным перевоплощением. Антикизирующий, сложенный из валунов мост в Василеве, пожалуй, с наибольшей силой говорит о романтизме автора. Кубические объемы усадебных домов, также, как и трактовка отдельных деталей (руст и окна дома Никольского) легко находят себе параллели в «кубичности» палладианских вилл.4 Но как бы ни были близки эти произведения к работам итальянского зодчего в архитектурных замыслах Львова уже ощутимы легкие романтические веяния. Особенно это чувствуется в усадьбе самого Н. Львова — Никольском (близ Торжка), где им создано все, начиная от планировки парка и кончая погребом. Здания усадьбы проникнуты красотой и поэтичностью. В них осуществлено максимальное приближение к идеалу «естественного человека», не к абстрактной идее, а к идеалу, полному жизни. Львов заботился здесь буквально о каждой детали, которая бы служила уюту, хозяйственным нуждам, в конечном счете — человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Графика в творчестве Н.Львова и Д. Кваренги

 

2.1 Характер  и сюжеты рисунков Д.Кваренги

 

  В 1968 г. профессор Ванни Занелла в Музее Сфорцеско в Милане обнаружил неизвестные чертежи и рисунки, часть которых имеет подпись «Quarenghi». Среди более чем ста листов имеется несколько рисунков, выполненных в характерной для Кваренги манере и изображающих сильно укрепленный город на морском берегу. К ним по характеру и сюжету изображения примыкает рисунок Кваренги, хранящийся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве. На нем тоже изображен сильно укрепленный приморский портовый город с возвышающимися минаретами. Несколько парусных кораблей стоят на причале. Группа путешественников на первом плане и среди них стоящая фигура с шашкой на боку точно ориентируют изображенный город как порт Османского государства. Среди найденных в Милане графических произведений Кваренги самыми удивительными и важными для его биографии представляются изображения конкретных, легко опознаваемых архитектурных памятников: двух башнеобразных каменных мегазилов — финикийских гробниц, одна из которых с изваяниями львов у цоколя цилиндрической башни хорошо известна в истории архитектуры как характерный образец финикийского погребального зодчества III в. до н. э. Эту гробницу близ города Амрита Кваренги изобразил с величайшей точностью в ансамбле с другим башнеобразным погребением на фоне укрепленного приморского города. Тщательность исполнения рисунков выдает стремление автора к предельной документальности визуального изображения, подобно тому как он это делал в Риме, когда по его рисункам можно не только узнавать памятники, но и изучать их.

 Малоазиатские  рисунки Кваренги, включая и рисунок  в ГНИМА, отличаются точностью  передачи сюжетов, одинаковым  оформлением листов альбома карманного  формата (12X25 см) и общностью характера персонажей, явно любующихся виденным и ведущих его обсуждение.

 Известно, что Джакомо Кваренги (1744—1817), работавший в России в течение почти тридцати семи лет, заимствовал некоторые принципы формообразования у французского архитектора К.-Н. Леду (1736—1806). Джакомо Кваренги еще до своего прибытия в Россию в 1779 г. познакомился с произведениями Леду, некоторые из которых он скопировал. В течение второй половины 1770-х гг. Джакомо Кваренги посетил юг Франции. Поездка Кваренги во Францию документирована рисунками, сделанными им в Монако и на юге Франции. Нельзя исключить, что Леду и Кваренги могли встретиться. «Общность принципов и специальных интересов их объединила. Кваренги сделал копии с подлинных чертежей, которые он мог получить только от самого Леду».5 Внимание Кваренги привлек проект особняка мадемуазель Гимар. Кваренги изучил и адаптировал архитектурную композицию, разработанную Леду для камерного театра танцовщицы Гимар в Париже. Он воспроизвел планы этажей, разрез, главный фасад и «храм Терпсихоры», устроенный в особняке. Кваренги использовал эти копии во время разработки проекта Эрмитажного театра, построенного в 1760 г. около Зимнего дворца. Работы, осуществленные во дворце, спровоцировали работы по реконструкции театра; 3 сентября 1783 г. опубликован декрет о начале строительства «каменного театра при Эрмитаже, по планам и под управлением архитектора Кваренги».6 Во время работы над проектом более всего архитектора увлекала идея полукруглого зрительного зала. Античная архитектура всегда оставалась для Кваренги источником вдохновения.

Информация о работе Русская архитектура XVIII – начала XX века