Рационализм в архитектуре США

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

Вторая половина XIX в. – время завязки многих сюжетных линий в архитектуре настоящего. В этот период уходят корни сложных взаимодействий между социально-экономическими процессами западного общества, его мировоззрением и культурой, проникновение в механизм которых дает возможность осознать подлинное содержание подчас неожиданных и внутренне противоречивых изменений направленности архитектуры, профессии архитектора, динамики творческих тенденций. В это время сформировались предпосылки, способствовавшие появлению тенденций прагматизма в архитектуре западных стран

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Чикагская школа………………………………………………………………………………...6
Салливен Луис ………………………………………………………………………………….8
Джон Дьюи……………………………………………………………………………………..10
Дж. Роджерс…………………………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Список литературы …………………………………………………………………………….19
Приложения……………………………………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Primer_referata.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

К концу 1990-х  – началу 2000-х годов были поставлены вопросы о возможности использования  положений философии неопрагматизма в развитии современной архитектуры, о применении прагматического метода действия в архитектуре.  

Подводя итог рассмотрению различных точек зрения, раскрывающих понятие “архитектура прагматизма”, следует отметить, что сейчас существуют два основных направления. Первое подразумевает “архитектуру прагматизма” как архитектуру, нацеленную на потребителя (зрителя, посетителя, клиента). Художественные формообразование отталкивается от эффекта эмоционального воздействия на потребителя. Второе направление рассматривает прагматизм как метод в архитектурной деятельности, в частности в теории проектирования. В этом же ключе относится к прагматизму в архитектуре всемирно известный американский архитектор Роберт Вентури: “Прагматизм как метод против прагматизма как идеологии”.

Таким образом, в силу специфики своих концептуальных представлений, направленных на достижение успешного результата и пользы и опиравшихся на практический опыт как базовую категорию, прагматизм оказал воздействие на американскую архитектуру, ее становление и национальную самоидентификацию, методы, творческие поиски, развитие профессии архитектора.

Из всех видов  искусства архитектура наиболее близка философии. У них общие цели и задачи: постичь законы природы и определить место человека в ней. Поэтому исследование особенностей развития американской архитектуры нельзя рассматривать вне влияния одного из самых значительных течений в философии США – прагматизма. Многие явления, неожиданные на первый взгляд, могут найти объяснение при сравнении процессов развития этих двух дисциплин. Однако, отметим, что никто иной как глава неопрагматизма Ричард Рорти на вопрос “так ли необходима архитекторам вся эта философия, чтобы хорошо проектировать”, ответил: “Архитектуре следовало бы искать в философии источник вдохновения, но не источник инструкций и наставлений”.  

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Идеология прагматизма оказалась  достаточно легко воспринятой архитекторами потому, что она согласуется с самой спецификой их профессиональной деятельности. Особенность архитектуры состоит в том, что она теснее всех других видов искусства связана с материальной основой жизни, затратой крупных финансовых средств и трудозатратами, техническим оснащением и уровнем экономического развития общества. Поэтому категория «пользы» так важна для архитектуры. Прагматическое понимание «практической пользы» включает в себя не только утилитарно-функциональные и информационно-эстетические потребительские качества, но и пользу архитектурного объекта как товара, приносящего прибыль. Таким образом, важным принципом прагматического метода можно назвать подход к архитектуре как одному из разновидностей товара, который архитектор продает на рынке проектных услуг.

Этот принцип диктует оценку затрат на постройку зданий не только с точки зрения их потребительских  качеств, но и как вложенного в  дело капитала, который должен давать отдачу. Потребительские же качества сооружения рассматриваются как средство извлечения прибыли, а здание оценивается с точки зрения коммерческой рентабельности. Превращение архитектурных сооружений в товар втянуло строительство в область рекламы. В процессе социального общения людей изменились роли целого ряда типов зданий. Наибольшее развитие получили деловые и торговые типы архитектурных объектов.

Анализ показал, что развитие прагматического  метода в архитектурной деятельности привело к активизации принципа конкурентоспособности при разработке проектных решений. Этот принцип действует на всех уровнях. Учет его в градостроительстве способствовал созданию различных концепций архитектурной среды, конкурентоспособной в международном масштабе. На уровне отдельного здания конкурентоспособность заказчика находит отражение во внешнем облике. Эффектный броский архитектурный образ информационно стимулирует удачный сбыт продуктов, совокупностью которых и является разрабатываемый объект.

Требования конкурентоспособности  способствовали рождению концепции  имиджа. Эта концепция, основанная на использовании эффективных визуальных средств для продвижения объектов, оказала серьезное влияние на пути развития архитектуры и градостроительства. Имидж города, одной из целей создания которого является успешная «подача» городского облика как специфического товара, нуждается в доступности прочтения городской структуры и запоминающемся броском архитектурном образе. В этой связи в США со второй половины ХХ. в. появляется ряд исследований, основанных на экспериментах по проблеме формирования визуальных образов города, положительно воспринимаемых людьми (Б. Браун, М. Готтдинер, Р. Ледрут, Л. Мамфорд, М. Пагано, А.Л. Страус). Наиболее известными в этом плане являются работы К. Линча. Исследования показали, что в основе разработанного Линчем «инструментального метода» лежат идеи философии прагматизма в области формирования среды, способной воспитывать человека, регулировать его поведение и обогащать новым опытом. Эти идеи К.Линч воспринял, еще учась в школе, организованной в соответствии с педагогическими идеями Дж.Дьюи.

Задача проектирования привлекательного имиджа определила ряд основополагающих процессов в архитектурно-градостроительной  практике:

- использование высотности в  архитектуре как символа стремления  к вершинам успеха. Следствием  явилось развитие такого типа здания как небоскреб (например, небоскребы ВТЦ в Нью-Йорке, арх. М. Ямасаки были символом «прорыва к процветанию нации»);

- формирование ярких образов  городов на основе скопления  небоскребов на небольших участках  городских центров – даунтаунов (Нью-Йорк, Чикаго, Хьюстон, Франкфурт-на-Майне и др.);

- использование семиотических  методов в архитектуре, когда  визуальный образ рассматривается  в качестве сообщения для зрителей (например, архитектура Вонц-центра  в Цинциннати, арх. Ф. Гери тесно связана с образами «Поркополиса», центра американского свиноводства, которым был город в течение многих лет);

- использование визуальных знаков  из истории культуры в архитектурных  образах с целью привлечения  внимания зрителей (небоскреб АТТ  в Нью-Йорке, арх. Ф. Джонсон, Васа-музей в Стокгольме, арх. М.Дальбек и Г.Менссон).

Анализ обширного материала  показал, что концепция имиджа города всегда разрабатывается как практическое руководство для целенаправленных действий местных властей. Положительный  и привлекательный имидж является одним из инструментов, которым город может привлечь инвесторов. Архитектурный образ становится тем связующим посредником, который усиливает другие - несимволические - факторы конкурентоспособности городов в рыночной борьбе за инвестиции и ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Журнал "США, Канада: экономика, политика, культура", № 11 (419), 2004.
  2. Салливен Л. Автобиография идеи. Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972, с. 58.
  3. Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972, с. 44–45.
  4. Эмерсон Р. Нравственная философия. М., 2001, с. 21.
  5. Джемс У. Что такое прагматизм? (pholosophy.ru/library/james/pragma.html).
  6. Рорти Р. Вспоминая Джона Дьюи и Сиднея Хука. В сб.: Прагматический натурализм в американской философии, М., 2003, с. 49.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Рисунок 1. Здание Аудиториум в Чикаго, 1886—1890 (архитектор Л. Салливен)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Здание Уэйнрайта в Сент-Луисе (штат Миссури), 1890 (архитектор Л. Салливен)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Здание Страховой Компании в Чикаго, 1885 (архитектор Л. Салливен).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Здание фирмы «Карсон-Пири-Скотт» в Чикаго, 1899—1900 (архитектор Л. Салливен).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Гаранти-билдинг в Буффало, 1894—1895 (архитектор Л. Салливен).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Небоскреб Рилайенс-билдинг в Чикаго. 1890—94 (архитектор Д. Х. Бернем, Дж. У. Рут).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Национальный сельскохозяйственный банк в Оватон, Миннесота, 1908 (Архитектор Л. Салливен).

 


Информация о работе Рационализм в архитектуре США