Рабочие клубы 20-х - 30-х годов XX века –архитектор К.В. Мельников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

В 20—30-е годы XX века в СССР началось активное клубное строительство, чему в немалой степени способствовало активное профсоюзное движение. Из десяти реализованных в Москве и области проектов рабочих клубов шесть принадлежат Константину Степановичу Мельникову. Все шесть клубов этого периода отличаются по форме, размеру и функциональности. В основном принципы клубной архитектуры К.С. Мельникова заключаются в том, что клуб должен представлять собой систему зал разной величины. В случае надобности эти залы, представляющие собой комплекс помещений зрелищного типа, могут быть соединены в огромный зрительный зал или использованы в отдельности, как ряд самостоятельных аудиторий – комнат для работы кружков при помощи мобильных перегородок.

Содержание

Основные принципы клубной архитектуры К.С. Мельникова. 3

Клуб им. Русакова 4

Клуб им. М.В. Фрунзе 5

Клуб при заводе «Каучук» 5

Клуб фарфоровой фабрики имени «Правды» в Дулёве 5

Клуб при фабрике «Свобода» 6

Клуб при фабрике «Буревестник» 7

Список литературы 8

Работа содержит 1 файл

Реферат Клубы.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

       Поданная К. С. Мельниковым Союзу химиков архитектурная идея клуба фабрики «Свобода» оказалась противоположной трём ранее спроектированным для этого профсоюза клубам: «…если в тех предыдущих механическая форма архитектуры состояла в интеграции помещений», — писал в 1965 году К. Мельников, — «то во Дворце на Вятской улице зрительный зал запроектирован удлинённой эллиптического сечения цистерной, которая разрезалась опускной стеной пополам на «кино» и «театр» со всей сложно оборудованной сценой».

      Из всех осуществлённых построек К. Мельникова, проект клуба фабрики «Свобода» подвергся при строительстве наибольшим изменениям. Согласно первоначальному проекту под полом зрительного зала клуба был предусмотрен плавательный бассейн, который при строительстве решено было не возводить, так как на этом отрезке Вятской улицы отсутствовало водоснабжение и канализация. Входы в клуб были запроектированы в виде четырёх пандусов ведущих непосредственно на второй этаж: два из них расположены со стороны Вятской улицы и два со стороны парка. Устройство с двух сторон здания симметричных пандусов было рассчитано не только на вход в клуб, но и на пропуск через зрительный зал массовых шествий и демонстраций. Помимо этого под пандусами были запроектированы входы, ведущие в вестибюль клуба. Пандусы во время строительства были заменены на лестницы, а со стороны парка их вовсе решено было не возводить. В клубе «Свобода» входы в зал и выходы из него были расположены таким образом, что зал мог делиться на две равные по вместимости части (по 500 человек), для чего в центре обеих его боковых стен были устроены карманы для выдвижных перегородок. Активное использование Мельниковым в проекте клуба фабрики «Свобода» и ряде других построек внешних лестниц (Клуб завода «Каучук», Дом культуры им. И. В. Русакова) объясняется его стремлением сократить объёмы внутренних вспомогательных помещений: противопожарные нормы тех лет требовали для внутренних лестниц очень большой кубатуры, а на размер наружных они не распространялись. Отказ от строительства бассейна и пандусов повлёк изменения конструктивного и пространственного порядка.  
 

  1. Клуб  при фабрике «Буревестник»
 
 

       Клуб фабрики «Буревестник» (клуб «Буревестник») — здание клуба на улице 3-й Рыбинской (бывшей Огородной улице) в Москве, построенное в 19281930 годах по заказу Московского губернского отдела Союза кожевенников для рабочих обувной фабрики «Буревестник».

       На форму и объёмно-пространственное решение здания во многом повлияла конфигурация земельного участка, отведенного под строительство клуба. Сам К. С. Мельников характеризовал его как «узкий с косой линией»: здание сильно вытянуто вглубь участка и поставлено с отступом от красной линии. Здание клуба состоит в плане из нескольких прямоугольников неодинакового размера, ступенчато убывающих по высоте, начиная с фасада. При этом понижение высоты объёмов в глубь двора не носит чисто механического характера, а задано функциональным назначением той или иной части здания. Справа от фасада помещена изящная пятилепестковая четырёхэтажная башня с огромными полукруглыми окнами. Образность этого архитектурного объёма позволила некоторым критикам творчества К. С. Мельникова называть клуб «клеткой попугая». Вровень с башней-лепестком, на высоту четырёх этажей поднимается южный, вытянутый в поперечном направлении объём. Его высота определена размещением здесь сценической шахты с необходимым для неё оборудованием».

      В целях более рационального использования клубных помещений, Мельников разработал ряд оригинальных приёмов их трансформации. Так, расположенный на втором этаже зрительный зал клуба имел партер и боковые трибуны, которые использовались при проведении спортивных мероприятий (зал имел верхний свет). В этих случаях стулья из партера убирались, а сам зрительный зал объединялся при помощи раздвижной перегородки в единое помещение с примыкавшем к нему спортивным залом.

      Первоначально в фойе на первом этаже клуба был запроектирован плавательный бассейн, но при строительстве он не был осуществлён по причине отсутствия в этом районе на момент строительства водопровода и канализации. Бассейн должен был сообщаться с расположенным над ним спортивным залом с помощью люка в полу зала.

      Клуб «Буревестник», как и другие  клубы К. С. Мельникова, строился на средства профсоюзов промышленных предприятий. Каждый член профсоюза и работник предприятия мог беспрепятственно посещать рабочий клуб и участвовать в различных проводимых им мероприятиях. Открытое для всех использование клуба отражалось и в его планировочно-пространственной структуре. Однако, когда клубы стали осуществлять коммерческий показ кинокартин, сразу же обнаружились «изъяны» в планировке всех клубов: отсутствие кассового вестибюля, отдельного фойе, лестниц и входов-выходов, разделяющих потоки зрителей, идущих в зал и выходящих из зала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Список  литературы
 
 
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
 
  1. Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. — М.: Архитектура-С, 2007.

Информация о работе Рабочие клубы 20-х - 30-х годов XX века –архитектор К.В. Мельников