Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:10, реферат
В 20—30-е годы XX века в СССР началось активное клубное строительство, чему в немалой степени способствовало активное профсоюзное движение. Из десяти реализованных в Москве и области проектов рабочих клубов шесть принадлежат Константину Степановичу Мельникову. Все шесть клубов этого периода отличаются по форме, размеру и функциональности. В основном принципы клубной архитектуры К.С. Мельникова заключаются в том, что клуб должен представлять собой систему зал разной величины. В случае надобности эти залы, представляющие собой комплекс помещений зрелищного типа, могут быть соединены в огромный зрительный зал или использованы в отдельности, как ряд самостоятельных аудиторий – комнат для работы кружков при помощи мобильных перегородок.
Основные принципы клубной архитектуры К.С. Мельникова. 3
Клуб им. Русакова 4
Клуб им. М.В. Фрунзе 5
Клуб при заводе «Каучук» 5
Клуб фарфоровой фабрики имени «Правды» в Дулёве 5
Клуб при фабрике «Свобода» 6
Клуб при фабрике «Буревестник» 7
Список литературы 8
Международная
Академия «Интерколледж»
Реферат
по основам проектного мастерства
на тему: «Рабочие клубы 20-х - 30-х годов XX века
–
архитектор К.В. Мельников»
Москва
2009
Содержание:
В 20—30-е
годы XX века в СССР началось активное
клубное строительство, чему в немалой
степени способствовало активное профсоюзное
движение. Из десяти реализованных в Москве
и области проектов рабочих клубов шесть
принадлежат Константину Степановичу
Мельникову. Все шесть клубов этого периода
отличаются по форме, размеру и функциональности.
В основном принципы клубной архитектуры
К.С. Мельникова заключаются в том, что
клуб должен представлять
собой систему зал разной
величины. В случае надобности эти залы,
представляющие собой комплекс помещений
зрелищного типа, могут быть соединены
в огромный зрительный зал или использованы
в отдельности, как ряд самостоятельных
аудиторий – комнат для работы кружков
при помощи мобильных перегородок. Также
есть ещё одна характерная черта клубных
построек Мельникова – это активное
использование наружных
лестниц, что позволяло сэкономить внутреннее
пространство учреждений культуры. Придавая
большое значение поискам наиболее рациональной
организации функционального процесса,
Мельников в тоже время много внимания
уделял поискам выразительного внешнего
облика клуба, связывая объёмную композицию
здания с новаторским решением его внутреннего
пространства. Для всех клубов Мельникова
характерно виртуозное решение интерьера,
причём приёмы объёмно-пространственой
композиции нигде не повторялись и в каждом
клубе были совершенно оригинальными.
Не превышая заданной программой кубатуры,
архитектор при помощи планировочных
и объёмно-пространственных композиционных
средств и приёмов создавал максимальные
возможности разнообразного использования
внутреннего объёма здания – трансформация
и многоцелевое использование клубных
залов; объёмы помещений, используемых
в качестве внутренних коммуникаций –
лестниц, коридоров, переходов и т.д. –
сводились до минимума. Эвакуационные
лестницы находились снаружи, т.к. размещение
их внутри здания требовало очень большой
кубатуры по противопожарным нормам тех
лет. Далее рассмотрим эти основные принципы
клубной архитектуры Мельникова на примере
его построек.
Дом культуры имени И. В. Русакова (первоначальное название Клуб Русакова Союза Коммунальников) — здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве, построенное в 1929 году для работников Союза коммунальников.
Здание Дома культуры имени
Русакова является всемирно
Клуб им. Русакова по форме напоминает огромную шестерёнку. Это первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх зубцах-выступах. Вся объёмно-планировочная структура здания подчинена идее трансформирующегося пространства главного зала, занимающего около 70 % объёма здания. При строительстве клуба Мельниковым были применены прогрессивные для своего времени технологии: железобетонный каркас, система трансформируемых перегородок, стеклянные окна-стены в зрительном зале. Двигающиеся стены позволяли разделять или, наоборот, совмещать несколько залов.
В центре здания находится
вестибюль с двумя
В трёх верхних залах живые стены имели следующую конструкцию: на высоте, несколько превышающей рост человека, стена была разделена пополам: верхняя, большая её часть, при помощи электромотора, помещённого на стене зала, поднималась вверх, описывая полукруг. Одновременно с с этим нижняя часть стены, соединённая с верхней системой стальных тросов, опускалась вниз. Обе части стены были уравновешены, при этом вес каждой их них составлял около 4-х тонн. В двух нижних залах «живая стена» весом около 3-х тонн представляла собой цельную раму, опускающуюся вниз при помощи двух вращающихся винтов, приводимых в движение одним электромотором.
Обобщённые и компактные формы клуба им. Русакова находятся в зависимости от выявления структурной сущности висячих зал и придают ему совершенно исключительный вид… Господствующим приёмом композиции здесь является пространственный разворот архитектурных масс…
Тенденция к динамичности
Необходимо остановиться на…
максимальном учёте близкой
Клуб им. М.В. Фрунзе (Москва, Бережковская набережная, 28). Построен для Дорогомиловского
химического завода имени М. В. Фрунзе,
отсюда часто встречается второе название
здания «Клуб Дорхимзавода». Клуб имеет
три уровня. Он понижается уступами в сторону
сцены, причём верхние ярусы не нависают
над нижними. Проектом была предусмотрена
возможность делить зал по длине подъёмными
сценами, отделявшими каждый уступ зала
– партер, бельэтаж и балкон. Кроме того
в случае необходимости (например при
демонстрации кинофильмов) можно было
увеличивать вместимость зала за счёт
расположенного под бельэтажем клубного
помещения. Для этого вертикальная стенка(уступ
между уровнем пола в партере и бельэтаже)
должна была раздвигаться, и дополнительная
часть зрителей получала возможность
смотреть фильм ниже уровня партера основного
зала.
4.
Клуб завода «Каучук»
Дом культуры химиков завода
«Каучук» (Москва, ул. Плющиха, 64). Находится
на участке при пересечении улицы Плющихи
и 2-го Труженикова переулка, составлен
из нескольких простых геометрических
объёмов, динамически развёрнутых в угловом
пространстве участка: его главную диагональную
ось фиксирует отдельно выделенный компактный
цилиндрический вестибюль главного входа
с охватывающими его дугами лестниц, за
которым вырастает доминирующий массив
зрительного зала с проходными коридорами-фойе,
получивший форму четверти цилиндра. Боковые
прямоугольные корпуса примыкают по Плющихе
и Труженикову переулку. В клубе «Каучук»
трансформацию полукруглого в плане трехъярусного
зала предлагалось осуществлять делением
его по вертикали, используя горизонтальный
щит, который из партера должен был подниматься
на высоту первого или второго балкона,
отделяя верхнюю часть зала от нижней.
Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода (также известен как «Клуб фарфористов») — здание клуба на улице Ленина в г. Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского района Московской области, построенное в 1930 году для рабочих Дулёвского фарфорового завода им. газеты «Правда» (в настоящее время ПК «Дулёвский фарфоровый завод»).
Здание Дворца культуры
«Щупальцами
в прекрасный бор» — так сам К. С. Мельников
характеризовал архитектурную композицию
дулёвского клуба. Известный в 1930-е годы
публицист и архитектурный критик Н. Лухманов
образно называл проект дулёвского клуба
«звездой химиков». Здание клуба, как и
ряд других построек Мельникова, состоит
из соединённых вместе простых геометрических
форм: прямоугольник, ромб, усечённый цилиндр.
Прямоугольные части клуба выходящие
в сторону главного фасада — двухэтажные,
а расположенные к ним под прямым углом
две другие части — одноэтажные. В двухэтажных
частях расположены небольшой балетный
класс, библиотека (левый корпус относительно
входа) туалеты и помещения для клубной
работы (правый корпус). В левом одноэтажном
корпусе находится фойе, в правом — спортивный
зал. Зрительный зал рассчитан на 650 мест.
По проекту архитектора задник сцены мог раздвигаться
и зрители летом имели возможность смотреть
спектакль из близлежащего парка. Расположенная
в центре соединённых корпусов круглая
аудитория, вход на которую осуществляется
по двум лестницам из холла клуба, при
необходимости включается в объём зрительного
зала как большой балкон, вмещающий в себя
до 250 человек. Строительство здания клуба
началось в 1928 году и было завершено с
некоторыми отступлениями от первоначального
проекта к началу 1930 года. Построенный
клуб имел полукруглый зрительный зал
со сценой и бельэтажем, помещения для
клубной работы и библиотеку.
Клуб фабрики «Свобода» (также известен как «Дворец культуры им. М. Горького», «Дворец культуры работников торговли») — здание клуба на Вятской улице в Москве, построенное в 1929 году для рабочих Государственной мыльно-косметической фабрики «Свобода» треста ТЭЖЭ[1] № 4 Союза химиков (позднее Косметическое объединение «Свобода»).
Здание клуба было
Информация о работе Рабочие клубы 20-х - 30-х годов XX века –архитектор К.В. Мельников