Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:22, контрольная работа
Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.
Введение…………………………………………………………………….3
Классицизм, как система международной художественной культуры…4
Эволюция стиля…………………………………………………………….7
Классицизм и ампир………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………19
Список используемой литературы………………………………………..20
Эстетические и градостроительные принципы высокого классицизма развивал в своем творчестве Василий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловских казарм, завершивших ансамбли Марсова поля, Троицкого (Измайловского) и Спасо-Преображенского соборов, включенных в цепь общегородских и силуэтных доминант города, Московских триумфальных ворот. Последним крупным мастером петербуржского ампира и предвестником эклектики был Опост Монферран - автор гранитного Александровского столпа на Дворцовой площади, импозантного дома Лобанова-Ростовского и самого крупного в России собора во имя Исаакия Долматского, который выделил в структуре города Исаакиевскую площадь.
Классицизм и ампир.
В
первой половине XIX века для строительства
в провинции привлекались крупные
столичные архитекторы. Этим можно
объяснить высокие
К числу домов, построенных в это время, относятся: Краеведческий музей (бывший дом купца Еникуцева), Дом учителя (бывшее Дворянское собрание), Институт усовершенствования учителей (бывшая канцелярия оренбургских генерал-губернаторов). По проекту самого А. П.Брюллова был возведен Караван-Сарай (1842), ныне памятник мирового значения.
Наиболее старинные из сохранившихся построек Оренбурга относятся русскому классицизму и ампиру.
Классицизм - стиль в русской архитектуре XVIII - первой половины XIX веков. Существеннейшей чертой русского классицизма явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерной системе с колоннами) как к идеальному эстетическому эталону.
Наиболее характерным элементом русского классицизма является портик, увенчанный фронтоном или аттиком, и эффектно выделяющий центральную часть здания. (В небольших городских особняках заменой портику часто служил простой мезонин). При этом стены нижнего яруса обычно бывают обработаны рустикой, а на верхних ярусах преобладают гладкие поверхности.
Русский классицизм подразделяется на два этапа: а) XVIII век и б) первая половина (первая треть) XIX века, так называемый "русский ампир".
Русский ампир - стиль в архитектуре, завершающий эволюцию русского классицизма. Использовал те же мотивы: античного зодчества, что и классицизм XVIII века, но отличался стремлением к большей строгости, а иногда к суровой массивности форм. В архитектурном декоре ампира доминирует военная эмблематика (дикторские связки, лавровые венки, фала и т.п.), в окраске зданий - нейтральные цвета, свойственные, впрочем, и классицизму: серый, розовый, охристый.
От классицизма XVIII века в Оренбурге остались довольно скромные по внешнему виду постройки. К числу их относятся: б. дом Рычкова, военный госпиталь, б. Гостиный двор (фасады были изменены позднее). Они отражают тенденции провинциального русского классицизма.
“Русский ампир” в архитектурном наследии Оренбурга более обширен и представлен выдающимися образцами.
Здание Краеведческого музея (Советская. 28) было выстроено в 1836 году как особняк для богатого винного откупщика А.И.Еникуцева. Приобретенное затем В.А.Перовским под канцелярию оренбургских генерал-губернаторов, здание к 1852 году было радикально перестроено в стиле “русский ампир”. Позднее сюда вселилась Контрольная палата.
В
центре главного фасада, над рустованным
(горизонтальная рустика) первым этажом,
возвышается шестиколонный
Фасады
украшены скупыми, тщательно прорисованными
лепными деталями с характерными
для ампира изображениями античных
факелов, цветочных розеток, масок,
изысканного растительного
В
целом архитектуре
Другой памятник русского ампира в Оренбурге - Дом учителя (Советская, 17). Здание выстроено в 1841 году, сильно пострадало при пожаре 1879 года. Бывшее Дворянское (Благородное) собрание, после 1875 г. - общественное собрание.
Массивный цоколь с полуциркульными арками служит основанием здания, на котором возвышаются два сильно выступающих ризалита, объединенных обширной террасой. Очень интересен дворовый фасад (бывший когда-то парковым) с полукруглым объемом гостиной (танцевального зала). В настоящее время этот фасад полностью скомпрометирован давленной рядом районной котельной.
В целом здание выглядит просто и красиво. Особенным изяществом отличаются детали обрамления арочных проемов террасы на главном фасаде. В них использованы античные мотивы - стилизованные пучки аканта и паметты.
В архитектуре Дома учителя имеет место компиляция приемов самых знаменитых зодчих двух русских архитектурных школ - московской и петербургской, но выполненных не столь безупречно. Однако для далекой провинции и что было хорошо.
Еще одним замечательным
памятником в стиле русского классицизма
является беседка-ротонда в сквере им.Ленина
напротив Областного Драматического театра.
Построена она в 1837 году, по случаю приезда
в Оренбург государя императора, и первоначально
находилась в Зауральной роще (перенесена
на свое нынешнее место в конце XIX в.)
Десять колонн с каннелюрами и капителями дорического ордера служат опорами для кольцевого антаблемента, перекрытого невысоким куполом. Все сооружение, стоящее на круглой крепидоме, отличается изящными классическими пропорциями. В центре беседки-ротонды был фонтанчик со скульптурой Амура, но он к сожалению не сохранился.
Аналогов подобных парковых сооружений в архитектуре русского классицизма встречается довольно много. Можно указать, например, на “Храм Дружбы” (1782 г.) в Павловском дворцово-парковом ансамбле под Санкт-Петербургом, выстроенном по проекту Чарльза Камерона.
Одним из примечательных памятников русского классицизма могло бы стать здание, построенное в 1840 году для квартиры и канцелярии оренбургских генерал-губернаторов и занимаемое ныне Институтом усовершенствования учителей (Советская, 2), если бы ею удалось сохранить в том виде, в каком оно существовало до 1917 года.
Снесен восьмиугольный бельведер с куполом над центральной частью, который придавил зданию изящную завершенность: снесен монументальный главный вход в виде портика-террасы: снесен своеобразнейший полукруглый эркер на втором этаже со стороны ул. Советской (вместо него сейчас - странная пустота на фасаде); был устроен третий этаж и пробиты окна в верхней части здания, чем непоправимо нарушена строгость дорического антаблемента.
Но даже и в таком виде здание производит приятное впечатление. Горизонтальная рустика первого этажа, высокие окна с полуциркульными проемами (обозначающие главные помещения), остатки антаблемента дорического ордера с модульонамн - все эти приемы классицизма выгодно отличают этот памятник исторического Оренбурга...
В
первой половине XIX века появилось много
официальных государственных
Одна из них - учебный корпус N 2 Медицинского института (Парковый проспект, 7). Это здание было построено в 1825 году для Неплюевского кадетского корпуса (назван в честь И.И.Неплюева, основателя и первого генерал-губернатора Оренбурга). Огромный по протяженности (свыше 100 метров) главный фасад, тем не менее, отнюдь не выглядит монотонным благодаря членению фасада тремя ризалитами с декоративными портиками и фронтонами, а также разнообразной обработкой стен и оконных проемов. В композиции использованы характерные приемы классицизма: строгая симметрия, выделение главных и угловых элементов здания, зрительное “облегчение” стены от “низа” к “верху”, единство и соподчиненность элементов.
В
архитектурном декоре применены
очень строгие, но сильно выступающие
(“сочные”) классические детали: рустика
первого этажа. пилястры "большого
ордера на пьедестале" в ризалитах,
порталы оконных проемов
Другой образец “казарменного” классицизма - школа N 30, (Советская, 24). Здание было построено для второго эскадрона Неплюевского кадетского корпуса, затем в нем разместилось реальное училище.
Центральная часть здания выделена мощным четырехколонным портиком-террасой, полуциркульными арочными проемами второго этажа и невысоким аттиком. Фризовый пояс украшен характерным орнаментом - меандром (стилизованная “бегущая волна”), символом вечной жизни.
Примером соблюдения правил городской застройки первой половины XIX века в Оренбурге является маленький квартал, ограниченный улицами Краснознаменной, Кобозева, Бурзянцева и Бухарским переулком. Он отличается сплошной периметральной застройкой, простой и изящной проработкой жилых корпусов, вспомогательных и хозяйственных построек, въездной арки с оградой.
Старинный городской особняк по ул.Краснознаменной 7 -пример рядового жилого строительства эпохи классицизма в нашем городе.
Скромный
мезонин с треугольным
Кроме того, для достижения единства рядовки уличной застройки в Оренбурге применялась двухцветная окраска домов: сочетание белого цвета с серым, бледно-розовым или охристо-желтым.
Вологодские памятники архитектуры русского
Памятник Русскому классицизму XVII века
Казанская церковь - архитектурный памятник,
Вологодские памятники архитектуры русского
Памятник архитектуры русского классицизма первой