Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:13, реферат
Хотя искусство средних веков было ансамблевым искусством, т.е. существовало в неразрывном единстве архитектуры, скульптуры и живописи, все же роль главного, стилеобразующего элемента принадлежала архитектуре. Другие виды искусства подчинялись ей. В X веке, в искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль — романский. Он оставался господствующим в средневековой Западной Европе на протяжении XI и XII веков. Термин «романский стиль» появился в XIX в. (по аналогии с понятием «романские языки») и означал «римский». Таким образом, он отражает связь европейского искусства с древнеримским, а также — с византийским.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Храмовый ансамбль в Пизе.……………………………………………………………5
2. Собор Санта Мария Маджоре.…………………………………………………………6
3. Кампанила. ……………………………………………………………………………...9
4. Баптистерий.…………………………………………………………………………....12
5. Кампосанто (монументальное крытое кладбище)…………………………………...14
6. Заключение……………………………………………………………………………..15
Список литературы.……………………………………………………………………16
Под ярким южным солнцем Пизанский собор контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба. Собор производит удивительное впечатление благодаря ювелирной отделке своих колонок и арочек, создающих ощущение игрушечности. Сколько же терпения и любви понадобилось мастерам, чтобы так тщательно и кропотливо соединять в единое целое множество мраморных деталей!
Так на удаленной от городского центра площади образовалось одно из выдающихся произведений средневековья, оказавшее огромное воздействие на развитие итальянской культуры. В Пизанском соборе находятся несколько захоронений различных исторических деятелей, среди которых - гробница германского императора Генриха VII.
Пизанский собор с "падающей" башней и монументальным круглым баптистерием составляет исключительный по цельности и монументальному величию средневековый ансамбль. Он явился образцом для многих других построек Тосканы.
Кампанила
Несмотря ни на что, в отношении памятников искусства Пизе позавидуют многие итальянские города.
Первое чудо света, которым гордится город - знаменитая Пизанская падающая башня.
Если бы «падающая» башня не кренилась, а стояла строго вертикально, как все остальные башни на свете, слава ее ограничилась бы, вероятно, лишь узким кругом архитекторов и историков. Благодаря же своему конструктивному изъяну она известна во всем мире.
Что такое Пизанская башня?
Обычно
это всемирно известное здание принято
рассматривать как некое
Ничего подобного. Пизанская башня - (кампанилла)– колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе, является колокольней собора и примыкает к его северо-восточному углу, составляет вместе с Баптистерием и кладбищем единый комплекс на Площади Чудес.
Падающая’ башня имеет цилиндрическую форму и устремляется ввысь своими восемью ярусами (считая звонницу). Шесть центральных ее этажей окаймлены изящными декоративными аркадами, в облике которых, возможно, сказалось влияние византийской или мусульманской архитектурной традиции. Вопрос о возможных мусульманских влияниях интересен вдвойне, поскольку до сих пор не ясно, возникла ли идея отдельно стоящей колокольни в христианской церковной архитектуре под воздействием мусульманских минаретов, или, напротив, сами эти минареты, с высоты которых муэдзины призывали верующих к моленью, ведут свою родословную от христианских колоколен. Падающая башня строилась как колокольня при Пизанском соборе, возведение которого началось столетием ранее. Случилось это после победного морского сражения пизанцев против сарацин при Палермо в 1063 году.
Высота башни составляет 55,9 метров от земли на самой низкой и 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр – 15 м. Ширина стен в основании 4 м, вверху – 2,5 м. Ее масса оценивается в 14 700 т. Сейчас наклон ее – около 5,5° (отклонение примерно 4,5 м от вертикали). На вершину башни ведет лестница в 294 ступени.
Надпись, найденная на стене справа от входной двери, содержит в себе дату начала строительства: A.D. MCLXXIV. CAMPANILE HOC FUIT FUNDATUM MENSE AUGUSTI (башня была основана в августе 1174 г.). Эта дата подтверждена документально и в хрониках Bernardo Maragone (поскольку пизанский календарь, как выяснилось, на один год опережал общепринятый, реальной датой начала строительства следует считать 1173 год).
История строительства Пизанской башни растянулась на «восемь веков» с учетом усиления конструкции башни.
Изначально строительство кампаниллы началось в 1173 году и с перерывами на разорительные войны продолжалось почти 200 лет. Закончена в современном виде она была в 1360 году. В конце 20 – начале 21 веков проводились активные работы по укреплению строения. Дело в том, что на протяжении веков своей истории башня продолжала падать со скоростью пару миллиметров в год. Но в 2008 году, путем укрепления фундамента и почвы при проведении реставрационных работ с северной стороны вдоль стены уложили свинцовый груз. Башня закрепили стальными тросами, под фундаментом пробурили 41 скважину, из которых было выбрано 70 тонн грунта и башня немного осела, уменьшив наклон. Затем в землю закачали цемент. Было официально заявлено, что падение остановлено. Проект по спасению башни возглавлял профессор Туринского политехнического университета Микеле Йамиолковски.
А вот своего автора-создателя известное на весь мир сооружение прославить так и не смогло. Дело в том, что он попросту неизвестен. Многие историографии более правдоподобно указывают на Diotisalvi – архитектора баптистерия – как на создателя Пизанской башни. Эта гипотеза подтверждается тем, что имя Diotisalvi встречается в документах 1174, и, прежде всего, ритмичной схожестью между структурой баптистерием и Пизанской башни. Динамическая концепция пространства и «двойная» структура, основанная на корреляции между интерьером и экстерьером, схожи в двух зданиях.
Другие историки называют имя Biduino. Художественное оформление нижнего уровня, имеет множество сходств с известными работами Biduino.
И все
же из-за нехватки документов и информации,
нельзя с полной уверенностью назвать
имя архитектора Пизанской
Зато известно имя архитектора колокольни, расположенной на вершине башни – это Томмазо ди Андрео Пизано. Он закончил ее в 1372 году и стоит колокольня, кстати, абсолютно ровно. Кроме того, у башни за 200 лет сменилось несколько творцов.
Сначала, в течение 10 лет (1173-1183) было возведено три уровня колоннады, а потом здание «поехало» (всего на 5 см!) и строительство было остановлено вплоть до 70-х годов следующего века, когда его продолжил Джованни ди Симоне. Он пытался выровнять здание, но оно… наклонилось в другую сторону. До 1284 года, когда строительство вновь остановилось из-за поражения, нанесенного Пизе Генуей, он успел возвести еще три этажа. Отклонение к тому времени составило уже 90 см.
Первая комиссия экспертов по этому поводу приступила к работе еще в 1298 году. По легкому изгибу можно догадаться, что архитекторы, начавшие работы в 1173 году, пытались исправить неровность почвы еще во время строительства. Верхние ярусы и звонница были поставлены со смещением по отношению к нижним ярусам, с целью скомпенсировать крен. Но башня стала клониться в другом направлении, и все планы ее укрепления до сих пор не дали должного результата.
Высказывались предположения, что, кривизна башни задумана зодчими изначально - ради демонстрации их удали и незаурядного архитектурного умения. Но гипотеза эта не слишком правдоподобна. Куда более вероятно другое: архитекторы знали, что строят на крайне ненадежном фундаменте, и потому заложили в строительную конструкцию возможность легкого отклонения.
Седьмой этаж был построен в 1317 году, а колокольня, только в 1372 г. Поскольку звонницу достраивали уже на отклонившейся башне, то ее построили вертикально, но под углом к оси башни.
К матице, на которой жестко закреплен колокол, прикреплены по два очепа (шеста) для раскачивания колокола. На концах очепа имеются рукоятки для звонарей. На Западе для звона раскачивают сам колокол, а не его язык.
Баптистерий
Баптистерий — пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Внутри баптистерия располагается крестильная купель, как правило, достаточно большого размера, чтобы в неё мог погрузиться взрослый человек, либо даже несколько людей. Баптистерии известны не ранее IV в. и первоначально были довольно больших размеров. Часто они служили для подготовки готовившихся принять крещение, а иногда и для собрания христианской общины.
Баптистерий является одним из примечательных элементов ансамбля Площади Чудес. Эта постройка датируется 12-14 веком и благодаря такой длительной истории создания, сочетает в себе черты романской и готической традиции. В 1153 г. был заложен Пизанский баптистерий, завершилось строительство около 1278 года, а в XIV веке баптистерий приобрел некоторые готические детали, что изменило его первоначальный облик. Начал создавать это архитектурное достояние крупнейший в Италии, архитектор извесен под именем Диотисальви (Спаси, Господи), а заканчивали, Никколо и Джованни Пизано.
Пизанский Баптистерий имеет три яруса: нижний достаточно строгий – он украшен лишь арками, опирающимися на аскетичные, без лишней лепнины колонны, и узкими, устремленными вверх окнами; средний ярус самый изящный – он представляет собой ряд сдвоенных арок, которые венчают каменные кружева, окружающие лики святых; верхний ярус имеет зубчатые треугольные завершения над окнами, купол из красноватого камня и выступ, на котором располагается скульптура Святого Иоанна Крестителя. Баптистерий в Пизе восхищает своей гармоничностью и продуманностью сюжета. В нижней части сооружения находятся скульптуры, олицетворяющие зло и порок, а над ними возвышаются фигуры святых и пророков.
В плане баптистерий представляет собой окружность (диаметр около 39 м), его венчает полусферический купол, который пронизывается коническим куполом, покоящимся на колоннах внутреннего круга (диаметр около 18 м). Высота здания - 54.86 м.
Акустика пизанского баптистерия считается одной из лучших среди всех культовых зданий Италии. Для демонстрации, каждый новый час выходит работник музея и голосом «берет» три ноты подряд. И они, блуждая в пространстве баптистерия, звучат цельным аккордом. Очень просто, но весьма внушительно.
Предметом гордости Баптистерия являются купель и шестиугольная кафедра, относящиеся к 13 веку. Кафедра – это первая датированная работа высоко чтимого пизанцами Никколо Пизано. Она создана из белого, коричневого и светло-зеленого мрамора и легко обозрима со всех сторон. Кафедра, поддерживаемая одной центральной и шестью боковыми колоннами, несмотря на свою каменную сущность, кажется невесомой. Три из указанных колонн опираются на спины склонившихся над добычей львов, что символизирует победу христианства над язычеством. Основание же центральной колонны изображает грешника, еретика и некрещеного в гротескных чертах.
Капители угловых колонн соединены между собой арками, по полям которых изображены пророки и апостолы. На пяти парапетах (стенках кафедры), разделенных изящными небольшими колонками в классическом стиле, скульптор изобразил историю жизни и смерти Христа; одна за другой следуют сцены: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие, Страшный суд. В этой работе Никколо Пизано использовал традиционные мотивы и сюжеты, однако кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в том, что он сумел придать формам объемность и выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью. Образы Пизано статичны, величавы и бесстрастны. Богоматерь напоминает римскую богиню Юнону, аллегория Силы в виде обнаженного атлета — античного героя Геракла. В центре купели находится бронзовая скульптура Иоанна Крестителя - это замечательная работа Итало Гризелли.
Знаменит Баптистерий также и своими фресками. Среди них работы Беноццо Гоццоли на ветхозаветные темы, фреска, повествующая об эпидемии чумы в середине 14 века и фреска «Триумф смерти», датированная также 14 веком. Обе работы принадлежат кисти неизвестного мастера. Последнее произведение, как говорят, вдохновило Ференца Листа на создание знаменитого музыкального творения «Пляска смерти».
Нужно отметить, что это величественное, завораживающее и конечно, слегка падающее, (на 0,6 градуса в сторону собора.), здание было построено во славу Святого Джона и является самым большим баптистерием в Италии.
Кампосанто (монументальное крытое кладбище)
Рядом с возвышающимся на вечнозеленой лужайке знаменитым пизанским комплексом - собор, баптистерий и "падающая" кампанила, - образуя вместе с ним неповторимый ансамбль Пьяцца деи Мираколи, расположено вытянутое прямоугольное сооружение. Его белые стены, снаружи расчлененные слепыми аркадами, гармонично увязаны с главными зданиями, облицованными беломраморными, благородного теплого золотистого оттенка плитами и украшенными нарядными аркатурными галереями. Внутри сооружения, по периметру четырехугольного двора с темно-зеленым газоном в середине, тянутся крытые галереи, открывающиеся во двор изящными трехлопастными позднеготическими арками из белого каррарского мрамора. Замкнутое стенами пространство, прихотливые, но кажущиеся здесь удивительно спокойными светлые формы позднеготической архитектуры, многочисленные памятники античной, средневековой и проторенессансной мемориальной скульптуры создают настроение внутренней сосредоточенности, отрешенности от мирской суеты.