Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Целью работы является исследование стиля модерн как одного из феноменов мировой культуры, анализ его эстетических принципов и культурных оснований.
Ученик Санкт-Петербургской Академии Художеств с 1878 года. В 1887 году получил звание классного художника I-й степени по архитектуре.
Будучи архитектором императорского двора принимал участи в отделке интерьеров множества царских резиденций: Зимнего дворца, Аничкова дворца, Александровского дворца в Царском Селе, Нижнего дворца и Коттеджа в Петергофе, императорского дворца в Ливадии.
В 1900 году был назначен главным архитектором русского павильона на Всемирной выставке в Париже. В 1901—1903 годах по проекту Роберта-Фридриха Мельцера фирма его брата Фридриха Мельцера (придворного поставщика императора Николая II) производила перестройку интерьеров первого этажа левого флигеля в Александровском дворце в Царском Селе для семьи последнего российского императора.
Мебель в апартаментах императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в Александровском дворце большей частью была выполнена фирмой Ф. Мельцера. При императоре Александре III поставщиком Двора некоторое время был отец Роберта и Фридриха Мельцер, но император, якобы за подачу двух счетов на одну и ту же работу по Аничковому дворцу в Санкт-Петербурге, запретил к нему обращаться с какими бы то ни было заказами.
Дворцовая площадь, д.№ 1 — решетки ворот и пандусов Зимнего дворца. 1885—1888. Совместно с Н. А. Горностаевым.
1894—1895 — отделка комнат Николая II в Зимнем дворце.
Лесной проспект, д.№ 19 - народный дом-библиотека Э. Нобеля 1897—1901.
Выборгская набережная, д.№ 19, двор - особняк и контора Э. Нобеля. Расширение. 1897, 1902—1903.
Лесной проспект, д.№ 20, корп — жилые дома завода «Людвиг Нобель»: корпуса 6, 9-14. 1898, 1904—1909. Включен существовавший дом. (Расширены).
1899—1901 — ограда сада у Зимнего дворца. (Перенесена к Детскому парку им. 9 Января на проспект Стачек).
Лесной проспект, д.№ 21 - особняк и ограда Э. Нобеля, совместно с Э. Ф. Мельцером 1902—1904. В 1910 году здание перестраивалось по проекту Ф. И. Лидваля и имеющийся дом был включён в новый особняк.
Выборгская набережная, д.№ 19, двор — Большой Сампсониевский проспект (Санкт-Петербург), д.№ 30, двор — ворота и производственные здания завода «Людвиг Нобель». 1902, 1905—1907, 1910. (Перестроены).
Александровский парк, д.№ 5 — здание Ортопедического клинического института 1902—1906.
Большая аллея, д.№ 13 — особняк Г. Э. Фолленвейдера. 1904.
Полевая аллея, д.№ 8 — особняк Ф. Р. Мельцера. 1904, 1906. С 2008 года — Государственная гостевая резиденция.[1]
Лесной проспект, д.№ 20, корп — жилые дома завода «Людвиг Нобель»: корпуса 1, 2. 1906.
Фурштатская улица, д.№ 24 — особняк В. С. Кочубея. 1908—1910.
Улица Куйбышева, д.№ 2-4, правая часть — особняк В. Э. Бранта. 1909—1910.
Улица Бехтерева, д.№ 3 — комплекс зданий Психо-неврологического института. 1910—1913.
Английская набережная, д.№ 54/Галерная улица, д.№ 55. дворец великого князя Михаила Александровича. Перестройка и расширение. 1910—1913.
1912—1916 — дворцовый мост. Архитектурное решение. Инж. А. П. Пшеницкий. (Отделка не осуществлена).
Набережная Мойки, д.№ 58 — доходный дом А. Жуэна. 1913—1914.
Гаврии́л Васи́льевич Барано́вский (25 марта 1860, Одесса — 1920, Петроград) — русский архитектор, гражданский инженер, искусствовед и издатель.
Гавриил Васильевич Барановский родился 25 марта 1860 года в Одессе в семье коллежского секретаря Василия Ивановича Барановского. Учился в реальном училище в Одессе, по окончании которого поступил вольнослушателем на архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии Художеств. Был отчислен по политическим мотивам и продолжил образование в Институте гражданских инженеров, который окончил в 1885 году.
Г. В. Барановский начал свою архитектурную деятельность в 1883—1885 годах под руководством П. Ю. Сюзора. Первый самостоятельный проект — Главная дворцовая канцелярия. С 1888 — главный архитектор Балтийского завода.
Преподавал
в Институте гражданских
Состоял
членом правления Общества гражданских
инженеров, членом Совета по горнопромышленным
делам при Министерстве земледелия
и гос. имуществ (с 1904), служил в Техническо-строительном
комитете (ТСК МВД) (с 1885 г. — техник, с 1902
г. — сверхштатный член ТСК МВД, с 1907 г.
— штатный член ТСК МВД).
Г. В. Барановский умер от голода в Петрограде в 1920 году.
С 1891 Барановский — архитектор благотворительного Ведомства учреждений Императрицы Марии. Проектирует Глазную больницу в Петербурге. Барановский — автор, издатель и редактор журналов «Наше жилище» (1894—1895) и «Строитель» (1895—1905). Организовал выпуск и редактировал семитомную «Архитектурную энциклопедия второй половины XIX века». Участвовал в составлении проекта строительного Устава.
Здания мастерских при Балтийском судостроительном заводе. Петербург, 1880 совместно с Э. И. Жибером и А. П. Новицким
Часовня-усыпальница семейства Д. А. Поливанова (1885—1888)
Дом Домонолова на 7-ой линия Васильевского Острова (1885—1888 год) (?)
Дом Г. Г. Елисеева — Надстройка художественной мастерской по адресу Биржевая линия, 18 (1887 год)
Буддийский храм
Доходный дом Г. В. Барановского — улица Достоевского, 36 (1897 год)
Доходный дом Г. Г. Елисеева. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 64 (1889-1990 год)
Дом Елисеева — Чернышев переулок (улица Ломоносова), 14 (1891—1892 год)
Особняк Г. Г. Елисеева на Биржевой линии, 12, 14 - реконструкция и отделка интерьеров. (1893—1894 год)
Особняк И. А. Дурдина — Свердловская набережная, 36 (1895 год) (Перестроен).
Жилой дом. Чернышёв переулок (улица Ломоносова), 12 (1899 год)
Здание женской гимназии княгини А. А. Оболенской (А. Б. Мещерского) и доходный дом, Басков переулок, 8 (1899—1900 год)
Дом
торгового товарищества «Братья
Елисеевы» — «Елисеевский магазин»
(Невский проспект,56/Малая
Здание Русского географического общества переулок Гривцова, 10 — 1907—1909 год).
Здание ломбарда. Санкт-Петербург. Набережная Мойки, 72 (1909 год)
Жилой дом при Буддийском храме. (Приморский проспект, 93 - 1909—1910 год)
Буддийский храм в Санкт-Петербурге — Приморский проспект,91 (1909—1915 год)
Собственная дача «Замок Арфа» в Келломяках, ныне Комарово (не сохранилась)
Ярко вспыхнувшее на заре нашего столетия искусство модерна отгорело сравнительно быстро, и хотя много споров вызывают причины его вырождения, кажется наиболее вероятным, что ошеломляющая новизна форм, вычурность фантазии и смелость приемов приедались. Постоянно нагнетаемая нервозная подвижность начинала казаться навязчивой, банальной, вульгарной.
Эпоха модерна завершила крупнейший цикл развития искусства. Модерн как антиэклектическое движение, ставившее своей целью уничтожить "бесстилье", по сути, не ушел от эклектики. Он вобрал ее в себя, обобщил ее опыт в попытке создать что-то новое, но на базе старого. Таким образом, модерн явился завершающим звеном эклектики. В свою очередь, эклектика подвела итоги глобального периода историзма, берущего свое начало с эпохи Возрождения. Очевидный вывод: период модерна окончил развитие искусства, начиная чуть ли не с античности.
Выполнил ли модерн задачи, поставленные перед ним в конце эпохи эклектики художниками и архитекторами? Главная идея, служившая его источником появления и двигателем развития - создание большого, "интернационального" стиля, осталась нереализованной - модерн не создал стиля в традиционном понимании этого термина, то есть не были очерчены каноны, по которым должно создаваться стилистически чистое произведение, ведь модерн сохранил многокрасочность эклектики.
Модерн угас, завещав важнейшие свои художественные открытия идущим вслед направлениям, в частности, столь ему по внешности противоположному конструктивизму. Но его декоративная система и, особенно, всепроникающий манерно-подвижный орнамент на целые десятилетия получили устойчивое клеймо «дурного вкуса».
Источники и литература