Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Целью работы является исследование стиля модерн как одного из феноменов мировой культуры, анализ его эстетических принципов и культурных оснований.
Большую роль в
формировании интерьеров стиля модерн
сыграло появление
Несомненное завоевание
модерна - целостный подход к оформлению
отдельных помещений, стремление к
ансамблевому их решению. Особый интерес
модерн проявил к оформлению оконных проемов
со специфическим рисунком переплетов
и заполнявшими их витражами. Он активно
применял поливные изразцы в облицовке
отдельных вставок на поверхности стен
и в оформлении оконных проемов. Одну из
главных ролей в оформлении фасадов, оконных
и дверных проемов играл плоский гипсовый
лепной орнамент. В рисунках витражей
в качестве орнаментальных мотивов использовались
цветы - ирисы, маки, различные травы, а
также лилии и другие водные растения
с длинными тянущимися стеблями. Использовался
и геометрический орнамент, в том числе
мотив меандра в специфической, характерной
для модерна прорисовке.
Модерн трактует стену не только как конструктивный
и статичный по определению элемент. В
эпоху модерна были заложены тенденции
приближающегося к скульптуре выражения
пластики стены в архитектурном объеме.
Окна стали органичным выражением стиля.
Впервые оконные и арочные проемы, их заполнения
и декор становятся одинаково важной составляющей
стиля как для фасада, так и в интерьере
зданий.
Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта. Тип нового здания, возникший во времена формирования модерна как стиля, - универсальный магазин - наиболее интересен. Он требовал применения больших остекленных поверхностей. Новаторским с этой точки зрения можно назвать магазин "Инновассион", построенный Орта в Брюсселе в 1901 году. Сплошь остекленный, с металлическими переплетами, фасад этого здания освещал общий торговый зал первого этажа, торговые галереи верхних этажей и объединяющую лестницу.
Знаменитый дом Эмиля Тасселя (1892-1893), профессора Брюссельского университета, стал своеобразным манифестом нового стиля. В этом же стиле были построены еще два особняка - Эйтвельд и Сольвейг. Современников, которые совершали специальное паломничество в Брюссель для знакомства с творчеством Орта, поражали безордерность фасада особняка Тасселя, металлические переплеты больших окон эркера, как бы слившиеся с фасадом.
В особняке Тассель Орта впервые применил линию, названную "удар бича". Она явилась образным выражением напряжения металла, воплощением нервного, напряженного духа эпохи, его эмблемой. Изящество ее изгиба стало образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн.
В Германии новый
стиль распространился
Как и в других странах, с появлением железобетона получило развитие строительство крытых рынков, выставочных павильонов, залов для празднеств. Были созданы оригинальные пространственные решения фасадов и интерьеров с широким применением стекла и металла.
Наиболее интересным в этом отношении является немецкий архитектор Бруно Таут (1880-1938). Его "Железный дом" - выставочный павильон -был сооружен на строительной выставке в Лейпциге в 1913 году, в виде поставленных друг на друга, постепенно уменьшающихся объемов, увенчанных куполом. Каждая грань павильона отделена широкой полосой металла и со стороны воспринималась, как гигантская остекленная клетка. Другой павильон, сооруженный Таутом для выставки Веркбунда в Кельне и получивший название "Стеклянный дом", представлял собой прозрачный двенадцатигранный объем с большим куполом, состоящим из стеклянных пластин ромбовидной формы.
В творчестве архитектора Ганса Пельцига (1869-1936) заметна подчеркнутая экспрессивность. Это вертикали больших окон в построенном им конторском здании (1911) в Бреслау, ритмически разнообразные по размеру и очертаниямокна промышленной химической фабрики в Леобане, близ Познани.
Архитектурное течение ар-нуво внесло в архитектуру Франции свежую струю поиска и, что было особенно существенным, оказалось первым стилистическим течением, порвавшим с подражательскими стилями. Первый салон под название "Ар-нуво" открылся в Париже в 1895 г. Здесь соседствовали живопись и скульптура (Роден), прикладное искусство, стекло Галле и Тиффани, ювелирные изделия Лолика, графика Бодслея, Брэдли, Макинтоша.
Главным представителем модерна в архитектуре Франции был Гектор Гимар. В 1899 году он получил заказ на строительство станций парижского метрополитена. В этих необыкновенно легких, повторяющих органические формы павильонах из стекла и металла, сочетание конструктивных и декоративных элементов было особенно удачным.
Стиль модерн оказал свое влияние также на строительство Венского метрополитена. Отто Вагнер, выразитель идей "сецессиона", руководитель кафедры архитектуры в Академии пластических искусств, стремился к созданию нового стиля, который избавился бы от повторений прошлого и был созвучен времени. Станции метро, спроектированные и построенные Вагнером, отличаются простотой и чистотой линий модерна, изящно очерченными линиями оконных и дверных проемов, большими плоскостями остекления, использованием металла.
В архитектуре Петербурга появился новый стиль - модерн, когда капитализм на рубеже XIX-XX вв. перешел на завершающую стадию - империализм.
Новый стиль в Петербурге развивался с конца 1890-х и до 1910-х годов.
Для
раннего периода модерна
Зрелый модерн связан с рационалистичностью, строгостью, изысканной сдержанностью.
Выдающимися мастерами петербургского модерна были В. В. Шауб, К. К. Шмидт, Р. Ф. Мельцер, Г. В. Барановский.
Группа зодчих - Ф. И. Лидваль, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубарь, И. А. Претро - примыкала к "северному" модерну - своеобразному варианту стиля, в котором функциональная логика сочетались с мощной пластикой объёмов, романтичной трактовкой образа, живописным силуэтом, богатой палитрой естественных и искусственных материалов.
В формах нового стиля было создано одно из оригинальных произведений монументальной скульптуры - памятник "Стерегущему" (автор К.В.Изенберг).
Сторонники модерна стремились к всеобщему обновлению и эстетическому преображению среды, к поиску нетрадиционных средств выразительности, к органической целостности сооружений, то есть к внутреннему единству функций и образа. Поиски новизны переплетались с романтической стилизацией средневекового зодчества.
Василий Васильевич Шауб (нем. Wilhelm Schaub) родился 1 января 1861 года в Санкт-Петербурге в семье академика архитектуры, Василия Ивановича Шауба (1834—1905). Отец был его первым наставником, который сумел воспитать у юноши любовь к архитектуре. В 1879 году Ш. окончил школу Святого Петра (реальное отделение) и поступил в Императорскую Академию художеств на отделение архитектуры.
После окончания Академии художеств в 1885 году Ш. поступил на службу архитектором в страховое общество «Саламандра» где благодаря отцу сразу же начал получать заказы и часто работал вместе с ним.
Первая работа Ш. в Петербурге — перестройка корпуса мебельной фабрики Ф. А. Мельцера (наб. р. Карповки, 27).
Среди других ранних работ Ш. решенных в формах эклектики можно отметить:
1888—1889 — Особняк К. К. Шредера, Петроградская набережная, 32
1893—1894 — Церковь Святого апостола Петра в Лахте (совместно с В. И. Шаубом)
1898 — Особняк М. Э. Бонштедта, 5-я линия Васильевского острова, 32
1890—1891 — Доходный дом на 5-й линии Васильевского острова, 20
1895 — Доходный дом на Стремянной улице, 13
Шауб — один из первых проводников стиля модерн в Санкт-Петербурге, ориентировавшийся на немецкий «югендстиль». К работам в этом направлении можно отнести:
1898—1900 — Особняк А. Л. Франка, 21-я линия Васильевского острова, 8а
1899 — Особняк И. Е. Ритинга, Кронверкский проспект, 79/1
1901 — Доходный дом М. М. Горбова, Каменноостровский проспект, 20/10
1901—1902
завершение строительства
1903—1904 — Лавка И. А. Алферова, Садовая улица, 23
1901—1906 — Каменоостровский проспект, 13, 16, 20 — ансамбль жилых домов на пересечении Каменноостровского проспекта и Ружейной улицы (улицы Мира) (нынешняя Австрийская площадь).
1904—1912
— Доходные дома на Большом
проспекте Васильевского
Позднее использовал приемы неоклассики, примерами чего могут служить:
«Дом Антоновой» — Большой проспект Петроградской стороны, дом № 74. 1912—1913 год, неоклассицизм, арх. В. В. Шауб.
1912—1913
— Доходный дом на Большом
проспекте Петроградской
1912—1913
— Доходный дом на Малом
проспекте Петроградской
1913 — Доходный дом в переулке Талалихина, 3
1913—1914 — Доходный дом на набережной реки Фонтанки, 121
Два наиболее характерных московских памятника работы Шауба:
1902
— Доходный дом персидского
подданного Аджи-Мамед Усейн
1899—1901 — гостиница «Петергоф» на углу Воздвиженки и Моховой
Кроме того, архитектором были созданы и перестроены следующие дома в Санкт-Петербурге:
1897 год — Зверинская улица, 6 — перестройка (расширение) здания.
1909-1910 год — четырёхэтажный доходный дом Изотовых на 7-ой линия Васильевского острова, 32.
После октября 1917 Ш. работал архитектором ряда промышленных предприятий.
До настоящего времени в городе сохранилось около 70 спроектированных и построенных им зданий. Умер Василий Васильевич Шауб 25 сентября 1934 года и похоронен в им же спроектированном семейном склепе на Смоленском лютеранском кладбище.
Шмидт К.К., (1866-1945), арх.
ШМИДТ Карл Карлович (1866, СПб. - 1945), архитектор, акад. архитектуры (1906). Окончил АХ (1893). С 1896 служил при Мин-ве юстиции. В "кирпичном стиле" построил особняк В. В. Тисса (Съезжинская ул., 3, 1897-98) и здание жен. Александринского приюта (Большой просп. В. О., 49/15-51/17), в формах протомодерна - здание ювелирной фирмы К. Г. Фаберже (Б. Морская ул., 24, 1899-1900), в стилистике раннего модерна - особняк и контору П. П. Форостовского (4-я линия В. О., 9, 1900-01), собств. доходный дом (Херсонская ул., 13/12, 1901-02), дома Г. А. Шульце (ул. Куйбышева, 22, 1901-02) и С. С. Ленца (13-я линия В. О., 16, 1902). Предельной строгостью и лаконизмом отличается фасад здания жен. гимназии Э. П. Шаффе (5-я линия В. О., 16, 1907) - одно из лучших произведений рациональной ветви модерна. По проекту Ш. начато стр-во Половцова дачи. Влияние неоклассики прослеживается в доходном доме Л. Л. Кенига (Кронверкский просп., 77/2, 1911-12). Ш. - автор производств. зданий чугунолитейного и механич. з-да "Г. А. Лесснер" (Выборгская наб., 23-25, 1897-99), механич. з-да "Новый Лесснер" (Выборгская наб., 47, во дворе), зданий т-ва Невской ниточной мануфактуры (Выборгская наб., 19, 1898-99; Лифляндская ул., 3, 1900, во дворе), комплекса зданий телефонного з-да "Л. М. Эриксон и Ко" (Б. Сампсониевский просп. 60 / Гельсингфорская ул., 2, 1899, 1910-13). В Павловске Ш. выстроил собств. дом, б-цу и электростанцию, в Царском Селе - дворец княгини О. В. Палей. С 1920-х гг. жил и работал в Германии.
Роберт-Фридрих Мельцер (1860—1943) — русский архитектор-художник, архитектор двора.